54. Тридцать лет спустя

***
- Вовка, отстань! - заорала я и двинула обидчика ранцем. - Еще раз толкнёшь меня - Сережке скажу.

- Вовка показал мне язык и дёрнул за хвост. Я начала поправлять бант, а  обидчик через секунду упал на пол. На него сверху бросилось нечто быстрое, кудрявое  и они покатились по полу.

Попало обоим. Вовка стоял в углу с фингалом, а мой защитник, глядя прямо в глаза отчитывающей их учительнице, молчал. Виновница же этой баталии хлюпала носом перед зеркалом, потому что не могла сама себе так же красиво, как бабушка, завязать бант.

***
 Ну вот такая сценка из раннего школьного детства. Кудрявое и быстрое оказалось Серёжей. Как ни стараюсь, не могу говорить о нем плохо. Мои попытки убедить себя в том, что он плохой, разбиваются вдребезги. В детстве это был очень добрый, отзывчивый, справедливый мальчишка, мой сосед по парте и защитник. Он был ещё и красив. Сережу в детском возрасте  я бы сравнила со слегка повзрослевшим Амуром... Да, у него были удивительно правильные черты лица, сильные руки и потрясающая кудрявая шевелюра, которой позавидовала бы любая  девчонка. Мы проучились вместе всего три года, а потом отец получил квартиру в другом районе, меня перевели в школу рядом с домом. И мы с Серёжей потеряли друг друга из вида. Как оказалось, на 30 лет.

***
... Сазонов одно время сотрудничал с  Национальным антикоррупционным комитетом, и однажды он попросил меня внедриться в общество глухих, зная, что в моём классе учились несколько слабослышащих ребят. Во дворе  моего дома сейчас есть коррекционная школа для глухих детей, и у меня сложились тёплые отношения с несколькими  слабослышащими и слышащими учителями. Они довольно подробно  рассказали мне о делах, творящихся в кулуарах всероссийского общества глухих, о продажах  руководством ВОГ подведомственных ему предприятий в различных регионах. Эти предприятия долгое время обеспечивали работой глухих и слабослышащих людей. Женщины говорили о политике государства а отношении глухих. Все их страшилки пришить  к делу было нельзя, но  Сазонову была нужна любая актуальная информация.

В то время я немного подрабатывала извозом и подвизалась в одну зажиточную семью отвозить в школу и встречать глухого девятилетнего мальчика. Миша оказался очень любознательным и общительным.  Мы с ним быстро подружились, а объяснялись с помощью смс.

В один прекрасный день Миша со мной заговорил.  Точнее, он пытался  говорить и раньше, но я его не понимала. И вдруг... Пусть плохо, пусть его не слушался голос,  но он говорил!  Он тогда улыбнулся и с гордостью показал мне новые, почти невидимые слуховые аппараты.

Позже мама мальчика рассказала мне, что они с мужем долго принимали решение - сделать сыну операцию, на которой настаивали все врачи или же попытаться подобрать слуховые аппараты.  "Процедура", на которой настаивали все медики, называлась "кохлеарная имплантация". Это сложнейшая операция, при которой глубоко в ухо, в улитку пациенту вживляется крошечный приёмник, имеющий снаружи передатчик — микрофон и процессор. Операция достаточно нова для России, проводится всего тридцать лет, но только в последние пять лет обрела популярность — власть имущие стали выделять на нее средства, и огромные.

Но сделать операцию, настроить процессор - это одна статья расходов. А дальнейшие занятия с сурдопедагогом, батарейки, сервисное обслуживание государство на себя не берёт.  А это все - деньги, деньги... И немалые.

Такая забота государства о глухих  была связана с тем, что некто довёл до сведения власть имущих, что если сделать глухому операцию, он  сразу начнёт хорошо слышать, его инвалидность можно снять, и не нужно будет платить ему пособие. Чушь, конечно, но там, наверху в это свято поверили и, воодушевившись, дали добро на внедрение этой программы и выделили нехилую сумму из бюджета.

А там, где крутятся огромные бюджетные средства - что происходит? Правильно!  Часть этих средств оседает в глубоких карманах чиновников различного уровня. Чем выше сидит чиновник, тем глубже и полнее его карман. Чем больше операций будет сделано, тем больше заработают, как чиновники, так и медики. Вывод, я думаю, читатель сделает сам. Да, кохлеарную имплантацию начали делать тем, кому она не показана. Слух этим людям можно было просто скорректировать с помощью цифровых слуховых аппаратов различной мощности.

Мише не была показана кохлеарная имплантация. Это в один голос говорили и учителя, и сурдопедагоги и логопеды, занимающиеся с ним.  Однако медики настаивали на этой "процедуре", утверждая что у Миши прогрессирующая тугоухость и, чем раньше мальчику сделают эту операцию, тем легче он сможет адаптироваться к миру звуков. Его родители еле "отбились", как выразилась мама Миши.  А в одном сурдоцентре мальчику подобрали и настроили новейшие цифровые слуховые аппараты. Не сразу, но Миша научился слышать и довольно чисто говорить. Сейчас ему 15 лет. Недавно он мне позвонил, поздравил с каким-то праздником и рассказал, что учится теперь в  гимназии при Курчатовском институте.

***
Работая вместе с Сазоновым, я понимала, что наши личные отношения зашли в тупик, как бы заморозились. Они и раньше-то теплотой не отличались, а совместная работа вообще отдалила нас друг от друга.

В то время в нашу жизнь ворвались соцсети и многие бывшие одноклассники, которые потеряли друг друга после школы, начали общаться и встречаться. Встретились и мои выпуски.


Знаешь, Верочка, это был момент, молния... Я его увидела со спины. Потом он повернулся и...  В тот момент я поняла, что к Сазонову  я больше не вернусь никогда.

Я замолчала, крутя в руках бумажную салфетку...

- Почему? Ты влюбилась в Сергея? - спросила Вера. -  Чем дальше в лес, тем больше дров... Всё не так просто.

- Я и не обещала засорять твою голову банальной  романтической  мелодрамой с тупым,  предсказуемым хэппиэндом. У меня совсем другая расстановка.  И, рассказывая тебе  свою историю, я хочу, чтобы ты поняла, что жизнь на самом деле ни плоха, ни хороша. Она такая, какой мы её видим. Все ипытания нам дарованы свыше, для того, чтобы мы, преодолевая их, не стояли на месте, а всё-таки развивались, росли. Чтобы мы поняли, что идеальных людей нет. И что бы мы ни читали про себя и партнёра в гороскопах, во взаимоотношениях не дожно быть проекций, петель обратной связи  и ожиданий.

- Расстановка?  Что-то знакомое, - пробормотала Вера.

- Ну да.  Как по Хеллингеру, - сказала я.

- Это типа внедрения группы людей в определённую ситуацию, так? - спросила Вера. - Это с твоими "гаданками" связано?

- Частично. Расстановки - это  метод в психологии. Я, работая с подсознанием, обычно использую таро, куклы, кости, руны. А  некоторые  успешно практикуют расстановки. Хотя на мой взгляд расстановки, как метод довольно сомнительны, и у меня желание изучать его пропало на первом же занятии.. Тем не менее, многим они помогают взглянуть на себя и на волнующую тебя ситуацию как бы со стороны, сделать выводы и изменить свою жизнь.

- А почему ты перестала изучать этот метод? - спросила Вера.

- Потому что видела, что реакция некоторых людей, участвующих сеансах расстановок, порой весьма неожиданна, вплоть до длительных  истерик и эмоциональных срывов. Сама расстановка предполагает введение всех участников в легкий транс.  А вместо работы направленной на осознание и осмысление,  через  покаяние - к любви,  в результате расстановки мы получаем иллюзию снятия ответственности, такой своеобразный наркоз совести... На самом деле любой метод спорен и имеет как достоинства, так и недостатки.

Так вот, сюжет любого художественного произведения -  это  по сути та самая расстановка. Только вместо живых людей в них участвуют персонажи. И в трансе находятся не они, а сам автор. И играет он, как за себя самого, так и за всех участников расстановки.

- А дальше что? Ну с Сергеем?

- А  дальше, Верочка, начинается уже другая история. Та самая история осмысленного поиска себя, своего предназначения в этой жизни, преодоления страхов, ломка иллюзий, стереотипов, блоков, которые есть у каждого из нас. И всё это стало возможным благодаря той встрече 30 лет спустя.

Ведь если бы не было встречи с Сергеем, я бы не встретила Князева. Если бы не было встречи и расставания с Князевым, не было бы Романии Жемчужной, которая сейчас по-настоящему счастлива.

Продолжение следует.


Рецензии