Человек и эпоха. Коллективизация. Рассказ 2
Российское крестьянство издавна привыкало трудиться сообща. Так легче было справляться с тяжелой крестьянской работой в сложных климатических условиях с коротким летом и суровой зимой. В общине проще было выжить. Попытка Столыпина разрушить крестьянскую общину привела к появлению в деревне крестьян-собственников , но основная масса крестьянства держалось за общину.
После Октябрьской революции 1917 года согласно одному из первых декретов советской власти земля стала всенародным достоянием. Крестьяне с восторгом встретили Декрет о земле, который отвечал их вековым чаяниям. Но, в действительности, все оказалось не так, как мечталось.
Деление крестьянства на кулаков, середняков и бедняков было порождено скрытыми процессами, протекавшими в деревне. Зачастую для бедняков, не имевших лошади, коровы, нужного инвентаря, просто не было возможности выбраться из нужды. Им оставалось только идти в батраки или ехать в город на заработки. Вот так с самого начала своего существования , общество, провозглашенное самым справедливым в мире, столкнулось с несправедливостью.
Государство должно было взять на себя заботу о бедняках, но после революции и Гражданской войны в стране царила разруха и голод. Выходом из этой нелегкой ситуации стал передел собственности. В 1919 году вся земля была объявлена единым государственным фондом, т.е. фактически была проведена национализация земли, которая перешла в руки государства. Декрет о земле был похоронен.
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В ДЕРЕВНЕ.
Конец 1920-х годов. Что мы знаем об этом периоде в нашей истории? В 1929 году была опубликована статья Сталина “Год великого перелома”, в которой говорилось о решительном повороте к колхозам середняцких масс. При этом умалчивалось, что реально коллективизировано было всего 6-7% крестьянских хозяйств.
Практическую работу по коллективизации возглавил секретарь ЦК партии по работе в деревне В.М. Молотов, председатель Колхозцентра СССР Г.Н. Каминский. На местах сразу же началось соревнование за число вновь создаваемых колхозов. К организации колхозов были привлечены городские жители (партийно-хозяйственный актив, студенты), плохо знакомые с деревенской жизнью, ее экономикой, психологией, традициями крестьянства. По разнарядке ЦК партии число добровольцев должно было составлять не менее 25 тысяч человек (фактически их было 27 тыс. человек). В самой же деревне организаторами колхозного движения выступали сельские коммунисты и комсомольцы.
Одним из таких деревенских комсомольцев и был отец Кати. Работу по созданию в Мосягино колхоза он начал еще в 1927 году со сплочения молодежи. В деревне появился драмкружок. «Показывали пьесы примитивные, - пишет отец, - но молодежи нравилось, ведь в деревне в то время не было ни кино, ни радио». Отец организовал коллективное посещение кинотеатра и несколько экскурсий в городе Шатура.
Свою роль в привлечении молодежи сыграло и появление новой формы одежды - “юнгштурм”: брюки и гимнастерка цвета хаки, широкий, военного образца ремень с ремешками через плечо (портупея). Эту модную в то время форму продавали через комсомольские организации. Молодежь тогда восхищалась военными, а надевая эту одежду, человек как бы приобщался к этому героическому братству.
К концу 1927 года в деревенской комсомольской организации Мосягино уже насчитывалось 13 человек. «Конечно, мы были еще очень политически незрелы, - отмечает отец, - но мы учились, работал политкружок, занимались и самообразованием». Призыв партии принять участие в организации колхозов отец Кати воспринял с энтузиазмом.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №216101400544