Как на поморье людей спознают!

     Поморы-то только с виду суровы. А ежели к ним с поклоном да по чести, они прежде чем на тебе како-нито обидно прозвище вывесить, распознают, высмотрят то что им надобно.
      Помор оглядит новоприбывшего али пришлого человека,  дак сукрестики в глазах вскачут, сполох мыслительный возгорится. Глаз уж метитце, ищет каку-никаку отметину твою, да слово смешное али колкое зреет. С раззудой то не смеялись, особе над теми кто опыта не обрёл от  молодости своей. Приговаривали токмо: Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силен.
Он свою зрительную точку с юмором да поддевкой завсегда готов оповестить.
     Приехала я как-то в поморское село, иду себе тишком по улице, к морю двинулась, настроилась полюбоваться красотами северными. Навстречу идет помор, крепкий такой, корпусной, с окладистой бородой седатой. Хотела мимо проскочить, не случилось.
- Гляко, куды стигиляшь-то дева - красотуля? Не спознаю чьих будешь то?
Я замялась.
- Что, нос курнос, губы сшитые, слова вымолвить нЕкак, мысли вЫжитые?   
   Терпеливо с поддевочкой ждёт ответа, взгляд ловит,  в глазах искринки то ли смеха, то ли любопытства. Помор человека по взгляду спознаёт. Я мысли разлетевшие в кучку то сгребаю, глаза долу не спускаю. Решила почествовать по хорошему, может, сильно не затронет!
- Здравствуйте, с поклонам Вам, я пройтись пошла, на берег сходить, море посмотреть.
Помор глянул хитро, степенно выговорил:
- Смотри, да глаза береги! Море-то и ослепить может и напугать! Дак, по лику, я зрю с Крошниными схожа обличьем.
Смирённо ответствую:
- Да, их буду.
- И-и-х! – с поддевкой пропел голосом. Ему явно хотелось поговорить. Любят поморы новых, незнаемых людей распознать.
- Не говоркая то.
- Да нет, одна люблю, смотреть, наблюдать.
Помор с теплотой в голосе:
- Твои родовитые-то словом богаты были. Как заведут, бывало заповедину да смехотворину, дак народ спокатуха падал-то.
- Как это?
- Как это, а то не знашь, роду-племени Крошнинских, а не знашь.  Прадед твой, кудесником прозывался, дед на слово богат был. Отец твой ещё зуйком байками да песнями народ баловал.
    Я в растерянности стою и улыбаюсь, не знаю что ответить. Помор удоволенно да доброглядно обозрел меня, поговорил значит.
- Ну ладно, иди ужо. Море то силу да спокойствие дает. И радость, и горе помору – все от моря: – проговорил он значительно.
Я пошла, а на душе так тепло стало, умеют поморы и поучить и направить.
В разговоре да по взгляду поморы людей спознают!
Фото из интернета


Рецензии