В концертном зале
Но опустимся на землю. Воскресный день, первая декада октября закончилась, а это золотая пора Осени, чудная пора и в Москве. Но Москва - это не просто город, это не только широта и долгота на карте, это место, где все движется на опережение.Вот и сейчас, не успела Осень вступить в свои права и в силу,очаровательно-привлекательную, а ей уже намекают зимние слуги - не задерживайся, готовься уступить свое время следующему. И меня словно толкает в спину это самое время, следующее за осенью. Торопись,не пропусти, вокруг столько интересного! Запасайся, чтобы не загрустить, чтобы хватило духу встретить всё и вся возрождающую Весну.
Потому так не хочется называть все это ДЕЙСТВО таким не поэтичным словом, как ПРОЕКТ. Но речь о нем - о ПРОЕКТЕ.
"Звучащие полотна Н.Рериха ",проект, который осуществлялся в рамках V Международного Фестиваля искусств, представленным Фондом " Belcanto ". Анна Суслова - орган, Хорен Манукян - дудук , Михаил Трошин - саксофон, Иван Ипатов - орган, фортепиано, аранжировка и волшебница, фея, кудесница, колдунья - Лилия Чистина - мастер песочной анимации.
Итак: " Н.Рерих - художник философ, человек, в чьем творчестве восток встретился с западом . Звучит орган, дудук, саксофон - всеобъемлющий охват музыкальных эпох и стилей" -
Это я прочла в программке.
Музыка великих композиторов разных эпох и стилей - из Германии, Франции, Англии, Италии,России и Америки - от XVII -го до XX -го веков. - Г.Ф ГЕндель, И.С.Бах, Ф.Шуберт, М.Равель, Т.Дюбуа, И Ипатов, С.Рахманинов, Ж.Оффенбах, А.Боэльман, традиционная армянская музыка. А.Пьяццолла, А.Вивальди, Э.Морриконе, Дж.Гершвин.
В концертном зале на Пушечной, у Кузнецкого моста, чарующая музыка словно из сосуда в сосуд переливалась из одного инструмента в другой. Иногда казалось, что музыка звуками своими двигалась на сцене. Звуки органа были непоколебимой стеной, фоном, а дудук и саксофон вели диалог. Когда заканчивал свою фразу саксофон, дудук продолжал беседу, и наоборот, но звуки не обрывались, звуки буквально подхватывались инструментом, и поэтому первые слова музыкальных фраз по звучанию напоминали предыдущие. Дудук был похож на саксофон и наоборот... Это было восхитительно красиво. Об анимации песочной хочется отдельно сказать. Удивительная техника, овладеть которой можно только обладателю волшебных рук. И эти руки за своим,ничем не примечательным столиком, с невысокими бортиками по периметру - творили сказочное таинство. Песок набирался горстью, или щепоткой, рассыпался легким, точным и уверенным движением, отпускающим из зажатого в кулачке ровно столько,сколько нужно, что бы он лёг, складываясь в линии и очертания. Песок струился, укладывался подушечками сразу всех пальцев, то одной, то двух рук. Раздвигался ребром кисти и прорисовывался то мизинцем, то указательным, то большими пальцами обеих рук. Только в волшебных руках он может быть таким послушным и верно служить своей хозяйке, которая как фея,ни разу не ошиблась в своих движениях. Из под рук выходили сначала едва угадываемые черты, затем образы, складывающиеся в причудливые, космические пейзажи несравненного Рериха.
А мы,зрители, с замиранием наблюдали это таинство, и лично я периодически ощущала необходимость концентрации,чтобы не увлечься то звуками, то зрелищностью на экране, настолько это было загадочно-красиво. Хотелось объять всё и вся, и ничего не пропустить. Прошло буквально несколько минут, и моё восприятие плавно переходило от звуков к движениям рук и обратно к звукам. Это было как в кадрах старого фильма про Золушку или на страницах сказки Гофмана про Щелкунчика.
Все вместе - музыка, картины, анимация - создавали атмосферу погружения в звуки, краски, линии, очертания,образы из истории, географии, литературы ....
Говорят нельзя объять необъятное. Да, возможно это и так , только потому, что не может человек быть одновременно в тех нескончаемых и меняющихся измерениях, созданных Богом. И только настоящее искусство способно растворить границы своих жанров и стилей во времени и пространстве, правил и принципов создания своих произведений. И тогда музыкант не просто слушает своим профессиональным слухом, но всем своим существом - и композитора, и другого музыканта, и художника. Вместе они творят гармонию мира.
Концерт закончился.Формально да,а звуки музыки выходили вместе со слушателями и продолжали свое воздействие. Они выходили на улицу и разносились по домам в трудно подбираемых словах восторга, волнительных чувствах. И улица, которую я не заметила, когда спешила на концерт,открылась мне сказочно красивой. Свет переливающихся гирлянд, которыми украшается город в эту чудную Осеннюю пору, вторил звукам прекрасной музыки. И вот ты уже свой среди чужих. Те кто сидел рядом и не видел соседа, вдруг увидел, как блестят глаза этих самых соседей. Ты погружаешься в водоворот эмоций до этого незнакомых тебе людей, и ты еще долго не можешь выйти из этого водоворота восхищения, щедро раздаваемого в адрес и исполнителей, и творцов - талантливых от Бога, влюбленных в свое дело. Зрители и слушатели уносили домой то, что невозможно спрятать или выставить на всеобщее обозрение - это можно хранить лишь в душе.
Свидетельство о публикации №216101400796