В концертном зале

  Музыка - это море звуков, в которых  хочется нежиться, отпуская себя на волю волн ее безбрежных. Музыка - это воздушный океан - она заполняет просторы  и парит  над вершинами гор, расцвеченных лучами света, который окутывает их и растворяется в загадочных линиях и очертаниях  пейзажей на картинах Н.Рериха. Музыка ведет за собой, волнует и успокаивает, задает тон и просит лишь об одном - внемли миру звуков чарующих, красок необыкновенных - как миру далекому, так и миру окружающему тебя. Слушай  и смотри  творения тех, кто научился созерцать этот мир, кто сумел через века показать тебе этот мир - композиторов, музыкантов, художников.
 
  Но опустимся на землю. Воскресный день, первая декада октября закончилась, а это золотая пора Осени , чудная пора и в Москве. Но Москва - это не просто город, это не только широта и долгота на карте, это место, где все  движется  на опережение. И вот и сейчас, не успела Осень вступить в свои права и в силу ,очаровательно-привлекательную, а ей  уже намекают зимние слуги - не задерживайся ,де, готовься уступить свое время  следующему. И меня, словно толкает в спину это самое время, следующее за осенью. Торопись,не пропусти , вокруг столько интересного. Запасайся, чтобы не загрустить , чтобы хватило духу встретить все и вся возрождающую Весну.
 Потому так не хочется называть все это ДЕЙСТВО, таким не поэтичным словом , как ПРОЕКТ. Но речь о нем - о ПРОЕКТЕ 

"Звучащие полотна Н.Рериха ", который  осуществлялся в рамках V Международного Фестиваля искусств, представленным Фондом  " Belcanto ". Анна Суслова - орган, Хорен Манукян - дудук , Михаил Трошин - саксофон, Иван Ипатов - орган, фортепиано, аранжировка и волшебница, фея, кудесница, колдунья - Лилия Чистина - мастер  песочной анимации.
 
  Итак: " Н.Рерих - художник философ, человек, в чьем творчестве восток  встретился с западом . Звучит орган, дудук, саксофон - всеобъемлющий охват музыкальных эпох и стилей" -
 это я прочла в программке.
 
  Музыка великих композиторов разных эпох и стилей - из  Германии , Франции , Англии , Италии ,России и Америки - от XVII -го до   XX -го веков. - Г.Ф ГЕндель, И.С.Бах, Ф.Шуберт, М.Равель, Т.Дюбуа, И Ипатов. С.Рахманинов, Ж.Оффенбах, А.Боэльман, традиционная армянская музыка . А Пяццолла , А.Вивальди. Э.Морриконе ,Дж.Гершвин .
  На сцене концертного зала на Пушечной у Кузнецкого моста чарующая музыка словно из сосуда в сосуд переливалась из одного инструмента в другой. Иногда казалось  что музыка звуками своими  двигалась на сцене. Звуки органа были непоколебимой стеной , фоном , а дудук и саксофон вели диалог . Когда  заканчивал свою фразу саксофон , дудук продолжал  беседу и наоборот, но звуки  не обрывались, звуки буквально подхватывались  инструментом  и поэтому первые слова музыкальных фраз по звучанию напоминали предыдущего. Дудук был похож на саксофон и наоборот... Это было восхитительно красиво. Об анимации песочной  хочется отдельно сказать.Это удивительная техника, овладеть которой можно только обладателю  волшебных ручек.  И  эти руки творили - ( за своим ,ничем не примечательным ,столиком  с невысокими бортиками по периметру, который был за зрителями) - сказочное таинство. Песок набирался горстью, или щепоткой, рассыпался легким, точным и уверенным движением, отпускающим из зажатого в кулачке ровно столько,сколько нужно, что бы он лег, складываясь в линии  и  очертания. Струился, укладывался подушечками  сразу всех пальцев, то одной, то двух рук. Раздвигался ребром кисти и прорисовывался  то мизинцем. то указательным, то большими обеих рук. Только в волшебных  руках он может  быть таким послушным и верно служить своей хозяйке, которая как фея ,ни разу не ошиблась в своих движениях. Из под рук выходили  сначала едва  угадываемые  черты ,затем образы, складывающиеся в  причудливые, космические пейзажи  несравненного Рериха.

 А мы.  зрители с замиранием наблюдали это таинство .и лично я периодически  ощущала необходимость не увлечься  то звуками, то зрелищностью на экране, настолько это было загадочно-красиво. Хотелось объять все и вся и ничего не пропустить. Прошло буквально несколько минут и мое восприятие плавно переходило от звуков к движениям рук и сочетаниям красок и линий и образов. Это было как в кадрах старого фильма про Золушку или на страницах сказки Гофмана про Щелкунчика.

  Все вместе - музыка, картины, анимация - создавали атмосферу погружения в звуки, краски, линии, очертания. образы из истории, географии, литературы ....

  Говорят нельзя объять необъятное. Да, возможно это и так , только потому, что не может  человек  быть одновременно в тех нескончаемых и меняющихся  измерениях созданных Богом. И только настоящее искусство способно растворить границы ( во  времени и пространстве) своих жанров и стилей, правил и принципов создания своих произведений. И тогда музыкант не просто слушает своим профессиональным слухом , но кожей - и композитора, и  другого музыканта, и  художника. Вместе они творят  гармонию в восприятии мира.

  Концерт закончился.Формально да... а звуки музыки выходили вместе со слушателями и продолжали свое воздействие. Они выходили  на улицу и разносились по домам в трудно подбираемых словах восторга, волнительных чувств. И улица, которую я не заметила, когда спешила на концерт открылась мне сказочно красивой. Свет переливающихся гирлянд, которыми украшается город в эту чудную  Осеннюю пору, вторил звукам прекрасной  музыки. И вот ты уже свой среди чужих. Те кто сидел рядом и не видел соседа, вдруг  увидел как блестят глаза этих самых соседей. Ты погружаешься в водоворот  эмоций  до этого незнакомых тебе людей, и ты еще долго не можешь выйти из этого водоворота восхищения, щедро раздаваемого в адрес и исполнителей, и творцов - талантливых от Бога трудяг, влюбленных в свое дело.  Зрители, слушатели уносили домой то, что не невозможно спрятать в углу или выставить на полку - это можно хранить лишь в душе.


Рецензии