В концертном зале

  Музыка - это море звуков, в которых  хочется нежиться, отпуская себя на волю волн ее безбрежных. Музыка - это воздушный океан , она заполняет просторы  и парит  над вершинами гор, расцвеченных лучами света, которые окутывают их и растворяются в загадочных линиях и очертаниях  пейзажей на картинах Н.Рериха. Музыка ведет за собой, волнует и успокаивает, задает тон и просит лишь об одном - внемли миру звуков чарующих, красок необыкновенных , как миру далекому, так и миру, окружающему тебя. Слушай  и смотри  творения тех, кто научился созерцать этот мир, кто сумел через века показать тебе этот мир - композиторов, музыкантов, художников.
 
  Но опустимся на землю. Воскресный день, первая декада октября закончилась, а это золотая пора Осени, чудная пора и в Москве. Но Москва - это не просто город, это не только широта и долгота на карте, это место, где все  движется  на опережение.Вот и сейчас, не успела Осень вступить в свои права и в силу,очаровательно-привлекательную, а ей  уже намекают зимние слуги - не задерживайся, готовься уступить свое время  следующему. И меня словно толкает в спину это самое время, следующее за осенью. Торопись,не пропусти, вокруг столько интересного! Запасайся, чтобы не загрустить, чтобы хватило духу встретить всё и вся возрождающую Весну.
 Потому так не хочется называть все это ДЕЙСТВО таким не поэтичным словом, как ПРОЕКТ. Но речь о нем - о ПРОЕКТЕ. 

"Звучащие полотна Н.Рериха ",проект, который  осуществлялся в рамках V Международного Фестиваля искусств, представленным Фондом  " Belcanto ". Анна Суслова - орган, Хорен Манукян - дудук , Михаил Трошин - саксофон, Иван Ипатов - орган, фортепиано, аранжировка и волшебница, фея, кудесница, колдунья - Лилия Чистина - мастер  песочной анимации.
 
  Итак: " Н.Рерих - художник философ, человек, в чьем творчестве восток  встретился с западом . Звучит орган, дудук, саксофон - всеобъемлющий охват музыкальных эпох и стилей" -
 Это я прочла в программке.
 
  Музыка великих композиторов разных эпох и стилей - из  Германии, Франции, Англии, Италии,России и Америки - от XVII -го до XX -го веков. - Г.Ф ГЕндель, И.С.Бах, Ф.Шуберт, М.Равель, Т.Дюбуа, И Ипатов, С.Рахманинов, Ж.Оффенбах, А.Боэльман, традиционная армянская музыка. А.Пьяццолла, А.Вивальди, Э.Морриконе,  Дж.Гершвин.
  В концертном  зале на Пушечной, у Кузнецкого моста, чарующая музыка словно из сосуда в сосуд переливалась из одного инструмента в другой. Иногда казалось,  что музыка звуками своими  двигалась на сцене. Звуки органа были непоколебимой стеной, фоном, а дудук и саксофон вели диалог. Когда заканчивал свою фразу саксофон, дудук продолжал  беседу, и наоборот, но звуки  не обрывались, звуки буквально подхватывались инструментом, и поэтому первые слова музыкальных фраз по звучанию напоминали предыдущие. Дудук был похож на саксофон и наоборот... Это было восхитительно красиво. Об анимации песочной  хочется отдельно сказать. Удивительная техника, овладеть которой можно только обладателю волшебных рук.  И эти руки за своим,ничем не примечательным столиком, с невысокими бортиками по периметру - творили сказочное таинство. Песок набирался горстью, или щепоткой, рассыпался легким, точным и уверенным движением, отпускающим из зажатого в кулачке ровно столько,сколько нужно, что бы он лёг, складываясь в линии  и  очертания. Песок струился, укладывался подушечками  сразу всех пальцев, то одной, то двух рук. Раздвигался ребром кисти и прорисовывался  то мизинцем, то указательным, то большими пальцами обеих рук. Только в волшебных  руках он может  быть таким послушным и верно служить своей хозяйке, которая как фея,ни разу не ошиблась в своих движениях. Из под рук выходили сначала едва  угадываемые  черты, затем образы, складывающиеся в причудливые, космические пейзажи  несравненного Рериха.

 А мы,зрители, с замиранием наблюдали это таинство, и лично я периодически  ощущала необходимость концентрации,чтобы не увлечься то звуками, то зрелищностью на экране, настолько это было загадочно-красиво. Хотелось объять всё и вся, и ничего не пропустить. Прошло буквально несколько минут, и моё восприятие плавно переходило от звуков к движениям рук и обратно к звукам. Это было как в кадрах старого фильма про Золушку или на страницах сказки Гофмана про Щелкунчика.

  Все вместе - музыка, картины, анимация - создавали атмосферу погружения в звуки, краски, линии, очертания,образы из истории, географии, литературы ....

  Говорят нельзя объять необъятное. Да, возможно это и так , только потому, что не может  человек  быть одновременно в тех нескончаемых и меняющихся  измерениях, созданных Богом. И только настоящее искусство способно растворить границы своих жанров и стилей во времени и пространстве, правил и принципов создания своих произведений. И тогда музыкант не просто слушает своим профессиональным слухом, но всем своим существом - и композитора, и  другого музыканта, и  художника. Вместе они творят  гармонию мира.

  Концерт закончился.Формально да,а звуки музыки выходили вместе со слушателями и продолжали свое воздействие. Они выходили  на улицу и разносились по домам в трудно подбираемых словах восторга, волнительных чувствах. И улица, которую я не заметила, когда спешила на концерт,открылась мне сказочно красивой. Свет переливающихся гирлянд, которыми украшается город в эту чудную  Осеннюю пору, вторил звукам прекрасной  музыки. И вот ты уже свой среди чужих. Те кто сидел рядом и не видел соседа, вдруг  увидел, как блестят глаза этих самых соседей. Ты погружаешься в водоворот  эмоций  до этого незнакомых тебе людей, и ты еще долго не можешь выйти из этого водоворота восхищения, щедро раздаваемого в адрес и исполнителей, и творцов - талантливых от Бога, влюбленных в свое дело.  Зрители и слушатели уносили домой то, что невозможно спрятать  или выставить на всеобщее обозрение - это можно хранить лишь в душе.


Рецензии