I. 5. 2. Просветители
ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Учитывая роль философии в это время, эпоху Просвещения называли Веком философии. Просветители считали, что все беды от невежества. Поэтому необходимо просвещение людей. Только разум способен изменить жизнь человечества к лучшему. Эта идея нашла выражение в знаменитом тезисе Канта: «Имей мужество жить собственным умом!»
Во всей европейской духовной жизни XVIII в. можно выделить два противоположных течения: рационализм (наиболее ярко представлен Вольтером) и иррационализм (представлен Руссо) (см. Введение).
Также в это время была широко распространена критика религии и церкви. В Германии просвещение стояло на стороне теологии, во Франции оно тотчас же приняло направление, враждебное церкви. Популярным лозунгом эпохи стали слова Вольтера, относящиеся к христианской церкви: «Раздавить гадину!» Однако эта критика не всегда вела к атеизму. Тот же Вольтер говорил: «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать».
Выражением духа «эпохи разума» следует считать знаменитое рассуждение скептика Б. Паскаля о Боге: несомненно, что Бог либо есть, либо его нет. Тогда возможны варианты:
Вера в Бога/«Бог есть»/«Бога нет»
Я верю в Бога/Можно обрести вечное блаженство/Ничего не теряю
Я не верю в Бога/Можно потерять вечное блаженство/Ничего не теряю
Таким образом, если Бога нет, то веря в Него, я ничего не теряю, а если Он есть, то, не веря в Него, можно многое потерять, а веря – приобрести. Следовательно, на всякий случай лучше верить!
Ранние Просветители были приверженцами деизма (Вольтер, Монтескье, Руссо), позднее стали господствовать идеи материализма и атеизма (Дидро, Гольбах, Ламетри и др.). Если в деистической картине мира Бог выносился за пределы мира, то в материалистической он вообще устранялся из мира за ненадобностью.
Важнейшие новации философии эпохи Просвещения заключаются в следующем:
№/Новации/Философы
1 Развитие субъективного идеализма/Беркли
2 Развитие нового скептицизма и агностицизма/Юм
3 Критика религии, распространение религиозного скептицизма, а затем и атеизма/Вольтер, Дидро, Гольбах
4 Распространение деизма/Вольтер, Монтескье, Руссо, Кант
5 Возникновение механистического материализма/Дидро, Ламетри
6 Распространение сенсуализма (материалистического и идеалистического)/Локк, Беркли, Юм
7 Противоборство сенсуализма и рационализма/Руссо, Дидро в одних случаях – сенсуалис-ты, в других – рационалисты
8 Появление концепции географического детерминизма/Монтескье
9 Развитие теории общественного договора/Руссо
О большинстве мыслителей французского Просвещения можно сказать, что они были интереснее, как личности, чем как философы. Это справедливо и относительно Вольтера и Дидро, но в наибольшей степени – в отношении Руссо.
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
Свидетельство о публикации №216101501182