I. 5. 2. 2- Руссо

I.5.2.2. Руссо

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Руссо (Франция, 1712-1778 гг.) – французский философ, писатель-сентименталист, композитор. Наряду с Гоббсом и Монтескьё был подлинным родоначальником теоретической социологии.

Родился в Женеве, в семье часовщика. В юности был лакеем, гравёром, гувернёром, учителем музыки, писцом, секретарём, театральным писателем, композитором (годы обучения описаны позднее в его «Исповеди»). Ему в наследство досталась библиотека деда и он очень много читал. Особенно потрясли юного Руссо «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Значительное влияние на Руссо оказали также взгляды Аристотеля. Труды Монтеня имели для него огромное значение в качестве источника многих плодотворных мыслей. В 16 лет покинул дом, долго скитался по Швейцарии и Франции, пока не нашёл прибежище в доме мадам Варанас, которая стала ему другом, матерью и возлюбленной. В 1741 г. перебрался в Париж, где подружился с Дидро и начал сотрудничать в «Энциклопедии». В 1743-1744 гг. – секретарь французского посольства в Венеции. В 1762 г., опасаясь ареста, в связи с выходом в свет его политического трактата «Об общественном договоре» и романа «Эмиль, или О воспитании», отвергавшего церковность, покинул Францию. В Париж Руссо вернулся в 1770 г. Одним из средств его существования в это время было переписывание нот.

В 1745 г. сблизился со швеёй Терезой Левассер, с которой прожил счастливые годы, но которой доставил немало страданий. Он отказывался оставлять в семье своих детей и отдавал их в воспитательный дом, что до сих пор не нашло адекватного объяснения.

В 1750 г. его сочинение «Рассуждение о науках и искусствах» заняло первое место на конкурсе в Дижонской Академии наук, что принесло ему славу.
Научное образование Руссо было недостаточным, философское мышление – поверхностным, а логика – очень невыдержанной. Однако его стиль был настолько же блестящ и увлекателен, как стиль Вольтера, и он даже  превосходил Вольтера манерой писать, чарующей силой вдохновения, пронизывающей все его сочинения.

К 1758 г. у Руссо накопились идеологические противоречия с энциклопедистами, особенно с Вольтером, и он порывает с ними. Например, в отличие от Руссо Вольтер не признавал естественного неравенства между полами и считал, что женщины могут делать всё тоже, что и мужчины. Руссо также  не понимал, что рост потребностей движет развитие производства. Для него потребности – своего рода оковы, тормоз для развития. Руссо считал, что у Рима цель – это добродетель. В отличие от него Монтескьё пишет: «У Рима была цель – расширение пределов государства, у Лакедемона (Спарты) – война, у законов иудейских – религия, у Марселя – торговля, у Китая – общественное спокойствие, у родосцев – мореплавание». Очевидно, что Монтескьё имел более реалистичный взгляд на историю Рима, нежели Руссо.

В отличие от других просветителей Руссо усомнился в том, что научно-технический прогресс несёт людям лишь благо. Цивилизация, по его мнению, усугубляет Неравенство между людьми: и наука, и техника хороши лишь в том случае, если опираются на высокую нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой. Для Руссо путь цивилизации – последовательное порабощение человека.

В 1761 г. Руссо публикует роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (назван в честь возлюбленной Абеляра). Этот роман утвердил сентиментализм, как новое и прогрессивное течение в литературе французского просветительства.

Публикация работы «Об общественном договоре» (1762 г.) привела к осуждению его и атеистами, и верующими. Руссо был вынужден уехать в Англию к Юму, но скоро порывает и с ним и возвращается во Францию.   

Придерживаясь идей материалистического сенсуализма, Руссо считал, что познание сущности вещей для человека недоступно. Он принижал значение разума в познании мира.

Основное внимание уделял проблемам неравенства, различая два вида:

Вид неравенства/Характеристика/Источник

Естественное (физическое) Различия в возрасте, здоровье, телесных и умственных силах или душевных качествах Человеческая природа

Нравственное (политическое, социальное) Различие в богатстве и социальном положении (одни богаты, уважаемы, обладают властью, а другие – бедны, презираемы, вынуждены подчиняться) Частная собственность и государственное устройство

Прославление «естественного состояния» легло в основу педагогики Руссо: детей надо воспитывать на лоне природы и в гармонии с ней, ребёнка нельзя принуждать, наказывать и т. п. Воспитание должно быть направлено на формирование любви к отечеству. Воспитывать надо такие добродетели, которые позволили бы человеку довольствоваться минимумом материальных благ. Ребёнок от рождения не имеет никаких дурных черт (отличие Руссо от Ламетри), он своего рода – совершенство. Задача воспитания – сохранить это совершенство. Основа воспитания – свобода и самостоятельность ребёнка, уважение к его личности и изучение его интересов.

Руссо считал, что до возникновения государства социального неравенства не существовало, неравенство там было исключительно физическим. Причиной возникновения социального неравенства стало возникновение частной собственности: «Плоды земные принадлежат всем, а земля никому!»
Государство возникает в результате Общественного договора между всеми членами общества. Оно не может иметь интересов, противоположных интересам своих граждан (как тело не может вредить своим членам). Целью законодательства является достижение свободы и равенства граждан: «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Если государство обманывает ожидание народа и не выполняет своих  обязательств, то народ имеет право его свергнуть. Это учение разрушало представление о божественном характере королевской власти. Отсюда следовал революционный вывод: «Если правитель перестаёт добросовестно выполнять свои обязанности, то он может быть свергнут и заменён другим». «Свобода, Равенство, Братство!» – стало лозунгом французской революции. Руссо писал: «Чем больше увеличивается расстояние между народом и Правительством, тем более обременительным становится обложение. Так, при демократии народ облагается меньше всего; при аристократии он облагается уже больше; при монархии он несёт наибольшие тяготы. Монархия, следовательно, пригодна только для богатых; аристократия – для Государств средних как по богатству, так и по величине; демократия – для Государств малых и бедных». С этой позицией не были согласны даже его поклонники. Радищев считал, что Руссо не прав, полагая, что доброе правление (демократия) может быть только в малой земле, а в больших должно быть насилие (монархия).

Политический опыт Руссо скромен и скорее случаен.  Данте, Макиавелли, Т. Мор, Монтень, Бэкон были политическими деятелями. Гоббс полжизни провёл на королевском дворе и занимался воспитанием принца. Вольтер переписывался с государями и жил при дворе Фридриха Великого, играя немаловажную роль в духовно-политической жизни последнего.

Работы Руссо в области этики были высоко оценены Кантом, а работы по проблемам происхождения государства, послужили теоретическим фундаментом для Великой французской революции (Робеспьера и его сторонников). Его «Общественный договор» стал настольной книгой Робеспьера. Л.Н. Толстой писал: «Я больше чем восхищался им – я его боготворил. В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом, вместо нательного креста».

Руссо умер во Франции в уединении и в бедности, но в зените славы, которой он избегал всю жизнь. В период якобинской диктатуры останки Руссо, вместе с прахом Вольтера, были перенесены в Париж – в Пантеон.

«Чем меньше люди знают, тем более сведущими они себя считают».

«Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя».

«Свобода. Равенство. Братство».

«Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».

«Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись».

«Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения».

«Вообще говоря, женщины не питают пристрастия ни к какому искусству, не понимают в искусстве и не имеют никакого дарования».

«Обычно протестанты образованны лучше, чем католики. Это и понятно: учение первых требует размышления. Учение вторых – послушания».

«Нельзя безнаказанно носить в себе юное сердце, когда тело уже утратило свою молодость».

«Я редко делал то, чего делать не следовало, но, к несчастью, еще реже делал то, что следовало».

«Общение между неравными всегда невыгодно для слабейшей стороны».

Фото из интернета


Рецензии