I. 5. 2. 3- Дидро

I.5.2.3. Дидро

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Дидро (Франция, 1713-1780 гг.) – знаменитый французский философ-материалист, писатель и теоретик искусств, просветитель, глава, организатор и редактор «Энциклопедии».

Глубоко изучал древнюю и новую философию – Бэкона, Декарта, Спинозу, Лейбница. Считал Ф. Бэкона одним из своих учителей и предшественником создателей французской «Энциклопедии». 

С 1733 г. в течение 10 лет Дидро ведёт жизнь настоящего бедняка. Он отказался посвятить себя богословской карьере, о чём мечтал его отец, и последний перестал помогать «бездельнику». К 30 годам Дидро выработал собственную философскую концепцию, заявляя о себе как о поборнике скептицизма, атеисте, детерминисте и материалисте. Его «Философские мысли» – опровержение «Мыслей» Паскаля.

В  произведениях «Философские мысли» (1746 г.) и «Прогулка скептика или аллеи» (1747 г.) Дидро выступил с критикой христианских догм и религиозных суеверий. Он ставил под сомнение различные чудеса, а также божественный характер Библии, указывая на «порочный круг» в доказательстве: кто устанавливает божественное происхождение Священного Писания? Церковь. На чём основаны её утверждения? На Священном Писании. «Библейские рассказы не более убедительны, чем античные мифы».

Описывая самоистязания, которым предаются раскаявшиеся грешники, он замечает: «Кто приговорил их к этим терзаниям? Бог, которого они оскорбили. Но кто этот Бог? Кладезь добра. Разве преисполненный доброты Бог мог бы получать удовольствие, купаясь в слезах этих несчастных?». «Я говорю Вам, что никакого Бога нет, что сотворение мира – пустая фантазия». Дидро призывал короля упразднить церковь.

Дидро создал ряд философских и художественных произведений: «Письма слепых в назидание зрячим» (1749 г.); «Мысли об объяснении природы» (1754 г.); «Монахиня» (1760 г.); «Племянник Рамо» (1762-1769 гг.); «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769 г.); «Сон Д’Аламбера» (1769 г.); «Философские принципы материи и движения» (1770 г.); «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке» (1774 г.); «Элементы физиологии» (1780 г.) и др.

Вначале Дидро был теистом, потом деистом, а в 1749 г. стал приверженцем материализма и атеизма. Дидро был монистом, считая, что материя – единственная существующая субстанция. Сознание – есть свойство высокоорганизованной материи. Поддерживал сенсуализм Локка («единственным источником наших знаний являются Ощущения и не существует «врождённых идей»), но отвергал его идеализм.

Существуют два направления французского материализма: одно берёт своё начало от Декарта, другое – от Локка. Первое направление – механический материализм – объединяется с французским естествознанием, второе – составляет, по преимуществу, французский образовательный элемент и ведёт прямо к социализму (самый блестящий представитель – Дидро). Дидро считал, что господство математики подходит к концу, и она должна уступить место естественным наукам. Критиковал агностицизм, признавая познаваемость мира.   

В 1749 г. за распространение «опасных мыслей» Дидро арестован и заключён в Венсенский замок, где пробыл более 3 месяцев, из них месяц – в одиночном заключении. Выйдя из тюрьмы, взялся за создание «Энциклопедии», к чему были привлечены Д’Аламбер, Вольтер, Монтескьё, Гельвеций, Гольбах, Руссо и др. Первый том вышел в 1751 г. Публиковалась еще более 20 лет, и в конечном итоге, составила 17 томов текста и 11 томов таблиц.

В 1773 г. по приглашению Екатерины II приехал в Петербург, но через год уехал в Голландию, а затем вернулся во Францию. Его быстрый отъезд из России связан в том числе с тем, что Екатерина II никоим образом не отреагировала на его предложение о ликвидации крепостного права. Тем не менее, Екатерина II, зная о его бедственном положении, купила у него за большую сумму его библиотеку, оставив её при этом в распоряжении Дидро до конца жизни, т. к. «нельзя разлучать учёного с его книгами». Мало того, она назначила Дидро своим библиотекарем в его же библиотеке и установила ему солидный оклад, выплатив его за 50 лет вперёд. После его смерти библиотека была передана Екатерине.
«Неизменно помни, – обращается Дидро к «молодому человеку, предполагающему заняться философией природы», – что природа не Бог, человек – не машина, гипотеза – не факт; и будь уверен, что, если ты усмотришь в моей книге что-нибудь противоречащее этим принципам, значит, ты меня совсем не понял во всех этих местах». Эти слова характерны для всех произведений Дидро.

В феврале 1784 г. у Дидро обнаружилось кровохарканье, и через пять месяцев он умер.

Дидро оказал огромное влияние на дальнейшее развитие материализма и атеизма, в частности на Фейербаха.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
    
«Глубокие мысли – это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их».
    
«Таланты – не дворянство, чтобы передаваться от поколения к поколению».
    
«Только злые живут одиноко».

Фото из интернета


Рецензии
С последней приведенной цитатой я бы поспорила, не всегда это так. А мне самой очень нравится вот это- „Лучше изнашиваться, чем ржаветь“
Перекликается с Дж.Лондоном- "Лучше я стану пеплом, чем пылью".
Спасибо, Евгений Романович! Интересно.

Камышовка   22.03.2020 19:31     Заявить о нарушении
Пожалуй, соглашусь с вашим мнением.

По поводу "Лучше изнашиваться, чем ржаветь" вспомнилась мудрость Платона
"Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто не выбирает большего, если есть возможность выбирать меньшее".

Большое спасибо за отклик и единомыслие, -

Евгений Говсиевич   22.03.2020 20:08   Заявить о нарушении