I. 5. 3. 1- Кант

I.5.3.1. Кант

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Кант (Германия, 1724-1804 гг.) – 7-й Гений.

Родоначальник немецкой классической философии, субъективный идеалист и агностик. Основатель критического идеализма. Считается самым крупным философом после Платона и Аристотеля. Его философия – вершина всей истории философии до XX в. Гейне пошутил: «Изложить историю жизни Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории». Всю жизнь он прожил в Кёнигсберге (Калининграде). Происходил из семьи ремесленника, в которой было 12 детей. Сам женат не был. Прожил 80 лет. В конце жизни ослеп. Никогда не выезжал из родного города, никогда не вставал позже 5 часов утра, никогда не нарушал размеренного образа жизни. Три года считался подданным России – после того как русские полки в ходе Семилетней войны вступили в Кёнигсберг, а Восточная Пруссия была в первый раз (тогда ещё временно) присоединена к России.

Шотландское происхождение Канта (по отцу) сближает его по крови с философом, наиболее родственным ему по духу – Юмом. Походил на мать (немецкого происхождения) характером и телосложением: от неё он унаследовал впалую слабую грудь. Был хилым ребёнком, отличался слабым здоровьем, малым ростом и природной робостью и застенчивостью. В школе плохо успевал и отзывался о ней в неодобрительных выражениях. Немногим лучше было в коллегии, где он проучился семь лет. Его ум, как и ум Ньютона, развился сравнительно поздно. В нём не было признаков ранней гениальности,  которой отличались, например, Лейбниц и Паскаль.

Подобно Ньютону Кант отличался лишь «гениальной рассеянностью». Средняя школа ничего не дала Канту, а может быть, даже задержала развитие его Гения. Значительно благотворнее повлиял на него университет. Физико-математические науки в отличие от коллегии были здесь в большом почёте. На тринадцатом году жизни у него умерла мать. Дядя по материнской линии помог ему средствами для поступления в университет. Изучение физико-математических наук дало умственной деятельности Канта совершенно новое направление. За пять лет в университете он не успел ничем проявить своих особых дарований и философской глубины мысли. После университета за ничтожную плату он преподавал математику и другие предметы.

В 1746 г. умер его отец. Положение Канта стало почти отчаянным. Его опять выручил дядя, башмачник Рихтер, который на свой страх и риск издал первое произведение (брошюру) будущего величайшего философа. В нем Кант уже наметил вопрос о необходимых границах познания, сама постановка которого была чужда и богословскому догматизму, и метафизическому рационализму. Для богослова границею разума была Вера; метафизик считал область познания Безграничной. Возникает вопрос, не может ли разум исследовать свои собственные границы? В постановке и решении этого вопроса состоит главная заслуга критической философии Канта.

В 1755 г. Канту, наконец, удалось получить кафедру при Кёнигсбергском университете. Он читал лекции по математике и физике. В течение 15 лет он оставался всего лишь приват-доцентом, хотя его лекции имели значительный успех.               
Только в 1770 г. (в 46 лет) Кант получил профессорскую кафедру Логики метафизики.

Он был превосходным лектором. Единственным его недостатком был слабый голос, поэтому слушатели сидели на его лекциях, не шевелясь. Он был остроумен от природы, и студенты обожали его. В дальнейшем стал ректором университета, но, несмотря на свои преклонные лета, на громкую славу, которой он пользовался, на своё высокое положение в университете, Кант ежеминутно мог ожидать, что ему велят подать в отставку из-за «искажения и унижения многих основных учений Святого Писания и христианской веры».

Достигнув 75 лет, Кант стал быстро слабеть. Физические, а затем и умственные силы оставляли его. За несколько лет до смерти он впал в маразм и катастрофически терял вес. 12 февраля 1804 г. он тихо скончался.
В творчестве Канта выделяют два периода: докритический (до 1770 г.) и критический (с 1770 г.).

В первом периоде он занимался в основном проблемами естествознания: дал правильное объяснение морских приливов и отливов под воздействием притяжения Луны, разработал оригинальную гипотезу происхождения Солнечной системы и т. д.

Сочинения этого периода пронизаны уверенностью в способности постигнуть то, что обычно представляется недоступным познанию. Кант, несколько перефразировав Декарта, говорил: «Дайте мне материю, и я построю из неё мир».

Во втором периоде, установив границы человеческого познания, Кант исследует метафизические основания естествознания, правовых и моральных представлений. В онтологических вопросах (о первичности бытия) по своим убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом: для него  несомненно существование Бога – Творца мира. Но проблема существования Бога – это вопрос практического, а не теоретического разума. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании объектов только двух типов: Внешнего мира и Человеческого сознания. При этом существование нашего сознания для нас очевидно (напоминает декартовское «Мыслю, следовательно, существую»), а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря данным наших органов чувств.

В рамках чистого разума Кант выступает как дуалист, а поскольку исходной реальностью и основным объектом рассмотрения является при этом человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом.  Его идеализм гораздо более родственен с философским реализмом, чем с идеалистическими системами вроде Картезианства, не говоря уже об учении Беркли.

Философские обобщения Канта основывались на его энциклопедических познаниях. В университете он читал курсы лекций по физике, математике, минералогии, антропологии. Одним из первых ввёл преподавание физической географии.

Кант сформулировал три Главных вопроса философии:
1) Что я могу знать? (Метафизика);
2) Что я должен делать? (Мораль);
3) На что смею надеяться? (Религия).

Чуть позже он добавил четвёртый вопрос: «Что такое человек?»  И уточнил, что первые три вопроса сводятся к этому.

Основные произведения Канта:

Год/Произведение/Комментарий

1754/Общая естественная история и теория неба/На основе идей античных материалистов Лукреция, Эпикура и Демокрита

1759/Об оптимизме/Последняя дань догматической литературе

1763/Об отрицательных величинах и о реальном основании/Среднее положение между эмпиризмом и рационализмом

1766/Сновидения духовидца/Сближение со скептицизмом Юма

1768/О первом основании различия областей в пространстве/Переход от эмпиризма к критицизму

1781/Критика чистого разума/Главный труд – относится к Великим книгам

1786/Метафизические начала естествознания/-

1788/Критика практического разума/-

1790/Критика способности суждения/-

1793/Религия в границах чистого разума/-

1795/Трактат о вечном мире/-

1797/Метафизика нравов/-

1798/Спор между факультетами/-

Главный фундаментальный труд Канта – «Критика чистого разума» – стал поворотной точкой в истории мировой научной и философской мысли. Он  обдумывал своё сочинение 12 лет, а написал его за 5 месяцев (объём книги составляет около 900 стр.), как бы наскоро, правда, с величайшим вниманием к содержанию, но с малым прилежанием относительно изложения и доступности для читателя. В этой книге нет ясности, присущей последующим произведениям Канта. Гейне заметил, что эта книга – «Меч, отрубивший голову Богу. Робеспьеру судьба бросила на весы короля, а Канту – Бога».

Кант был первым, кто осмелился заглянуть в такие глубины человеческого разума и разглядеть там то, что до него не удавалось никому. Докантовская философия вообще оказалась не способной заглянуть в те бездны, которые открылись Канту. Его всегда интересовали два вопроса: Почему и Как. Почему существуют наши знания о мире, почему возможно новое знание? Как оно появляется?
«Сначала условимся, что всё, что не в нас, за пределами наших чувств и разума, это – «Вещь в себе». Она существует сама по себе, т. е. за рамками нашего опыта и не познаваема ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка (агностицизм). Бог, свобода, бессмертие не постижимы для ума».

Предметом философии отныне, согласно Канту, становится область Чистого разума (т. е. независимого от опыта). Канта интересует вопрос: как возможны в принципе такие науки, как Математика, Естествознание и Философия. Но как философ он ставит вопрос ещё шире: откуда берётся всякое знание, содержащее истины, и как оно формируется на основе первичных и ненадёжных чувственных данных. Логически безупречно Кант подводит к парадоксальному выводу: любые законы, в том числе и природы, находятся в нас самих. Пытаясь осмыслить сущность окружающего мира, мы неизбежно впадаем в неразрешимые противоречия – антиномии:

1) мир конечен – мир бесконечен;
2) всё в мире просто и делимо – всё в мире сложно и не делимо;
3) в мире есть свобода – в мире нет свободы;
4) необходимая сущность принадлежит миру – необходимой сущности нет в мире.               

Такие же противоречия сопровождают попытки понять, что такое Бог. Кант последовательно опровергает все канонические доказательства бытия Бога (вот он «меч», о котором писал Гейне). Однако Бог, хотя и непостижим, необходим как постулат нравственности. Без веры в Бога не прожить, ибо иначе невозможно примирить стремление к благу с существованием зла. Без веры в Бога не будет никакой уверенности в том, что можно осуществить хотя бы какой-то нравственный порядок (Достоевский скажет ещё проще: «Если Бога нет – то всё дозволено!»).

Существование Бога – это проблема веры, а не разума. 
Кант признавал Бога в качестве создателя мира, но вся его концепция говорила о том, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы. Эта концепция впоследствии была названа гипотезой Канта-Лапласа. Также Кант высказывался о независимости нравственности от религии, вследствие ее автономности.

Первая редакция «Критики чистого разума» появилась в       1781 г., вторая редакция, значительно изменённая, – в 1787 г. Шопенгауэр провозгласил, что второе издание есть искажение первого. В наше время это мнение разделяется многими идеалистами, которые не могут простить Канту то, что он во втором издании напечатал подробное опровержение идеалистических учений. Идеализм Канта же особый – это идеализм критический или трансцендентальный. Под этим словом Кант подразумевает то, что предшествует опыту, как его необходимое условие, и что без последующего за ним опыта лишено всякого содержания, а стало быть,  и смысла. То, что стоит выше и вне всякого опыта, Кант называл трансцендентным. Следует отметить, что вторая редакция написана более простым и ясным языком, и именно она является основой для перевода на разные языки.

«Критика чистого разума» трижды переводилась на русский язык: Владиславлевым (1867 г.), Соколовым (1897 г.) и Лосским (1915 г.). Последний перевод выгодно отличается от предыдущих, т. к. учитывает их опыт.   

Кант изменил понятие Метафизики и создал новое понятие теории познания. Метафизика для него не наука об Абсолютном, не «царица всех наук» как для «догматических философов», а наука о границах человеческого разума. Метафизику он делил на две части: одна посвящена Природе, другая – Нравственности. В природе царствует Необходимость, в духовном мире человека – Свобода, ибо без неё не может быть Морали.

Согласно Канту, философия о мыслящей сущности, или о душе, может быть построена либо на основе опыта, либо на основе априорных основоположений. В первом случае это связано с эмпирической психологией, во втором – с рациональной.

Следуя идеям Руссо, Кант утверждает, что каждый человек, каждая личность является Самоцелью. Поэтому личность не может быть Средством при решении любых задач, даже задач по достижению Всеобщего блага. В дальнейшем эти выводы легли в основу кантовской концепции Категорического императива – нравственного правила для каждодневных поступков, т. е. «золотого правила нравственности»: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Кант придал этой общечеловеческой истине сугубо философское звучание, имеющее две формулировки:

1) «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала Всеобщим законом»;
2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Но, даже следуя категорическому императиву в своём поведении, человек может делать это по двум причинам:
1) в силу эмпирической склонности вести себя нравственно (вы уступили место старому человеку, пожалев его);
2) в силу осознания нравственного долга (вы уступаете место не из-за желания помочь, а потому что осознаёте необходимость вести себя именно так: ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы могли стать Всеобщим законом).

Поступки первого типа Кант считает всего лишь легальными, и только поступки второго типа он квалифицирует как моральные;
Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях. Все суждения можно разделить, с одной стороны, на аналитические и синтетические, а с другой – на априорные и апостериорные.

Виды суждений и их характеристика:

Виды суждений/Характеристика

Аналитические/В них утверждается о некотором объекте то, что заведомо содержится в понятии об этом объекте. Например, «Все тела имеют протяжённость». В понятие тела уже входит свойство быть протяжённым. Эти суждения не несут новой информации.               

Синтетические/В них утверждается о некотором объекте то, что не содержится в понятии об этом объекте. Например, «Некоторые лебеди – чёрные». Признак «быть чёрным» не входит в понятие лебедь. Эти суждения несут новую информацию.               

Априорные/Эти суждения – доопытные и не зависящие от него (все аналитические суждения).               

Апостериорные/Эти суждения – послеопытные, т. е. высказанные после того, как получена новая информация, и описывающие это опытное знание.

Открытие априорных синтетических суждений Кант считал одной из главных заслуг своей философской критики. Школа Лейбница и Вольфа не имела ни малейшего представления о таких суждениях. Фихте и Гегель, как многие другие «эпигоны» Канта, не поняли смысл этого учения Канта и пришли в своих учениях к множеству бессодержательных и самопротиворечивых формул. Ближе всех к постижению синтетических суждений был Локк и его школа. Даже Юм сомневался в существовании априорности и отверг объективный закон причинной связи, заменив его субъективной необходимостью.

Согласно Канту, противоречия бывают двух видов: аналитические (логические) и диалектические. Из логических, противоречащих друг другу суждений, одно должно быть ложным. Для диалектических противоречий может случиться так, что оба утверждения окажутся ложными. Все антиномии Канта относятся к диалектическим противоречиям (см. Главу VI).

Кант различает у человека познавательные способности трёх типов – Чувственность, Рассудок и Разум, считая их основными в соответствующих сферах знания. 
               
Вид познавательной способности/Характеристика/Сфера знания

Чувственность/Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям/Математика (арифметика и геометрия)

Рассудок/Способность к понятиям и суждениям/Теоретическое естествознание

Разум/Способность к умозаключениям, приводящим к «идеям»/Метафизика

В противоположность пассивной восприимчивости чувств рассудок – есть активная способность, связывающая понятия и образующая правила. Под разумом Кант подразумевает способность составлять принципы и образовывать идеи. Рассудок доставляет человеку знание, разум – понимание. Разум работает не над данными опыта, а над понятиями. Но разум не может освободить человека от условий чувственности и опыта настолько, чтобы с помощью него можно было бы познать «вещи в себе».

Кант опирался на всё предыдущее развитие философии: у Аристотеля  он заимствовал учение о категориях или основных понятиях рассудка, подвергнув их соответствующим преобразованиям, у Платона и других идеалистов – основные начала теории идей разума, также совершенно переработав их.

Греческая философия дала Канту основания различать явления (феномены) и «вещи в себе» (нумены), но он расширил эти понятия и придал им более глубокое значение. Большое влияние оказали на него, с одной стороны, Лейбниц и Вольф, с другой – Юм и Руссо. Критика Канта занимает среднее положение между всеобъясняющим рационализмом Лейбница  и эмпирическим скептицизмом Юма, между примиряющей сухой философией Вольфа и страстным протестом Руссо.

Учение Канта состоит из трех основных частей:

1) критики теоретического разума – метафизики, понимая её как отрицание старой метафизики;

2) критики практического разума (или учения о нравственности) – этики;

3) критики эстетического суждения – эстетики.

Таково содержание философской системы Канта. Теология не является у него отдельной самостоятельной областью, т. к. вся основана на морали.
То, что математика и естествознание возможны, не требует доказательства, т. к. эти науки существуют. Но для Канта важно решить вопрос, каким образом они возможны. Это вопрос Теории познания – науки, основанной Кантом и получившей значительное развитие в 60-х годах XIX в. в период становления Неокантианства (Коген, Наторп, Кассирер, Виндельбанд, Риккерт и др.). Лозунг неокантианцев в Германии: «Назад к Канту!» Все метафизические системы, а также системы мнимых продолжателей Канта, например Гегеля, совершенно игнорировали вопрос о возможности того или иного познания и об источниках этой возможности.

Кант не принял учения сенсуалистов (Локка) о чувственности. Хотя сам Локк различал ощущение от «размышления», но его взгляды были сбивчивы. Кант противопоставлял сенсуалиста Локка – «интеллектуалисту» Лейбницу: последний считал не чувства, а ум основой мыслительных способностей человека. Кант не последовал ни за первым, ни за вторым. Он считал Чувства и Ум двумя независимыми источниками мысли: без ума чувства слепы, они дают лишь бессвязный материал; без чувств ум пуст, его понятия лишены содержания. Новейшие успехи психологии показывают, что в этом случае эмпирики и сенсуалисты были правы, если речь идёт о происхождении сложных душевных способностей, которые возникают из простейших чувствований. Но и Кант прав относительно развитого организма. 

Кант определил понятие прекрасного:  «Прекрасно то, что всем нравится без посредства понятий. Эстетическое удовольствие отличается от простого приятного.

Мы получаем удовольствие не из понятий, а из созерцания формы эстетического предмета и без практического интереса».               

Идеалом государственного устройства Кант считал республиканский строй с монархом, который руководствуется общей волей граждан, выражаемой философами.   
О Канте, как и Сократе, можно сказать, что он был не только философом, но и мудрецом, жившем в мире и для мира. Он сам определил свою деятельность, сказав, что две вещи в мире наполняют его  священным трепетом – это созерцание звёздного неба над нами и сознание нравственного долга внутри нас. Кант провозгласил принцип: «нравственная жизнь – есть истинное служение Божеству».
«Всё, за исключением добродетельной жизни, что человек думает сделать, чтобы угодить Богу, есть просто суеверие и лжеслужение Божеству».

Если о каком-либо философе можно сказать, что для него религия была моралью и, наоборот, мораль – религией, то это Кант. Он имел полное право сказать, что его учение есть Религия Чистого Разума.

Кант первым объяснил, почему абсолютное познание невозможно и показал, что относительность знания вполне совместима с его достоверностью. Удар, нанесённый Кантом всем догматическим метафизическим системам, был смертельный. Единственные пути, которые оставались ещё открытыми метафизике, состояли либо в произвольной переделке учения Канта, либо в изобретении систем, основанных на непризнании элементарных законов логики и на грубом смешении понятий, разделённых Кантом. Все подобные системы были не развитием учения Канта, а движением вспять. Кант сокрушил догматическую метафизику не только своим учением о непознаваемости «Вещей в себе», но и решением своих  так называемых Антиномий.

Под непосредственным влиянием Канта развивалась вся немецкая классическая философия.
Во второй половине XX в. возникло Неокантианство.
Кроме этого, Кант оказал влияние на «Философию жизни», «Феноменологию», «Позитивизм» и многие другие философские течения.
«Имей мужество жить собственным умом!»
    
«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».
    
«Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться».
    
«Отречение от своего внутреннего убеждения – есть поступок низменный».

Фото из интернета


Рецензии
Поддерживаю мнение предыдущих рецензентов: очень интересно!

Влад Тихонов   26.09.2020 20:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо.
С УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   26.09.2020 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.