I. 5. 3. 2- Шеллинг

I.5.3.2. Шеллинг

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Шеллинг (Германия, 1775-1854 гг.) – видный представитель немецкого классического идеализма.

Учился вместе с Гегелем. Несмотря на то, что был на 5 лет моложе Гегеля, последний слушал его лекции и считал Шеллинга своим учителем.
Основные труды: «Система трансцендентального идеализма»; «Философия искусства»; «Изложение моей системы философии»; «Полемическое сочинение против Фихте».

Основные сферы интересов: натурфилософия и эстетика. Понимание природы сложилось у него под влиянием Фихте, у которого природа противостояла человеку как враждебная среда. У Шеллинга природа рассматривается как ступень, предшествующая сознанию.

В его творчестве различают 5 периодов развития: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия тождества, философия свободы, философия откровения. Иногда выделяют ещё ранний «фихтианский» период (1795-1796 гг.), когда он находился под сильным влиянием Фихте.   

Шеллинг заложил основы учения о диалектике Природы или объективной диалектике (в отличие от Канта и Фихте, развивавших субъективную диалектику). До Шеллинга диалектика понималась только как субъективная, т. е. диалектика духа или сознания.

Шеллинг считал, что ключом познания бытия является философия искусства. Философия как особый вид интеллектуальной деятельности доступна лишь единицам, а искусство открыто любому сознанию. Поэтому именно через  искусство всё человечество сможет достичь высшей истины.

Шеллинг был уверен, что философского факультета в Университетах не должно быть: «Университет является научным учреждением, в котором может существовать только философия без каких-либо факультетов. Либо факультеты, но без «философского факультета», ибо в трёх положительных науках (теологии, естествознании и истории) объективируется сама философия. Философия есть всеобщая, а не особенная наука, лежащая в основании всех остальных наук. Только искусство может выступать «самостоятельным предметом» по отношению к философии. Ибо философия и искусство выражают одно и то же Абсолютное. Только органом искусства является сила воображения, а органом философии – разум».
Поздние работы Шеллинга посвящены толкованиям мифологии. Если раньше он критиковал Библию, то теперь он отказывается от любой её критики. Церковь и государство не должны господствовать друг над другом.

После смерти Гегеля Шеллинг занял кафедру философии в Берлинском университете, но его лекции не пользовались популярностью и даже встречали неприятие.
Основной вопрос философии природы вполне аналогичен вопросу «Критики чистого разума» Канта и «Наукоучения» Фихте. Кант поставил вопрос: «Что такое знание и как оно возможно?» Фихте поставил вопрос: «Что такое самосознание и как оно возможно?» Шеллинг ставит следующий вопрос: «Что такое природа и как она возможна?»

Шеллинг уважительно относился к Лейбницу: «Настало время восстановить философию Лейбница!»

Родство своих религиозно-философских идей Шеллинг чувствовал с учением Лессинга. Но в отличие от Лессинга, который видел в христианстве более развитый принцип иудаизма, Шеллинг пытается его постичь как всемирно-историческую противоположность греческому миру.

Также Шеллинг чувствовал своё родство со Спинозой, которое заключалось в натуре Шеллинга: он смотрел на Спинозу как на свой образец, и с Платоном, которому нередко подражал. Он хотел быть в одно и то же время немецким Спинозой и немецким Платоном.

Вначале признавал господство Фихте, но позднее перешёл к резкой его критике. В течение десятилетия (1797-1807 гг.) расстояние между ними растёт и превращается в пропасть. Шеллинг писал: «Для нас его природа есть ничто, потому что мы ясно видим в ней лишь призрак его рефлексии. Наоборот, наша природа для него, конечно, также ничто, но не вследствие знания вопроса, а вследствие недостатка в знании».

Более того, по словам Шеллинга, Фихте присвоил себе Его учения, развиваемые им с 1801 г. Его «Полемическое сочинение против Фихте» имеет историческое значение. Шеллинг прав в том, что Фихте и его учение лишены одного органа: чувства Природы.

Этим органом обладает философия природы Шеллинга. Поэтому она начинает действительно новую эпоху в сравнении с предыдущим временем. В этом сочинении сталкиваются лицом к лицу недостаток Фихте и достоинство Шеллинга, который и сам чувствовал, что его произведение есть победоносный подвиг. Это сочинение Шеллинг считал одним из «самых лучших и дельных своих произведений».

Также Шеллинг выступал против Канта практически по всем позициям, говоря, что «Узкая эпоха кантовской схоластики миновала».
Идеи Шеллинга оказали большое влияние на немецких романтиков, на философию жизни (особенно на Ницше), на учение Киркегора. Особенно велико оно было по отношению к учению Гегеля, хотя слава последнего к середине XIX в. буквально затмила Шеллинга.

Также его учение оказало значительное влияние на многих русских философов, прежде всего, на Соловьёва, Чаадаева, славянофилов. Однако конкретное построение натурфилософии Шеллинга скоро было забыто, поскольку было опровергнуто дальнейшим развитием естествознания.

«Государство есть гарант свободы и необходимости в Реальном,  Церковь – в Идеальном».

«Простой языковед лишь по неверному словоупотреблению называется Филологом».

«Настоящий Филолог стоит вместе с Художником и Философом на высших ступенях или, скорее, оба последних в нем соединяются».

«Блажен, кто выбрал цель и путь и видит в этом жизни суть».

Фото из интернета


Рецензии