I. 5. 3. 3- Гегель

I.5.3.3. Гегель

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Гегель (Германия, 1770-1831 гг.) – 8-й Гений.

Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Учился вместе с Шеллингом.
В 1793 г. получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается прилежанием, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии.

В 1799 г. слушал  в Йене лекции Шеллинга, который к этому времени был уже профессором.               

В 1803 г. Гегель вместе с Шеллингом издавал философский журнал, где большая часть статей принадлежала Гегелю.

В 1818 г. Гегель стал профессором, а в 1830 г. и ректором в Берлинском университете. Он был посредственным писателем и совсем плохим лектором, говорил с трудом и без одушевления, часто искал слова и не всегда заканчивал фразы. Хотя Фейербах, который два года слушал его лекции, писал, что «в лекциях Гегель не так тёмен, как в своих писаниях; наоборот, он – ясен и вразумителен, поскольку он очень считается со способностью усвоения своих слушателей».

В наружности и личной жизни он был заурядный немецкий бюргер. Женился в 42 года.

В 61 год умер от холеры.

В отличие от Канта Гегель не занимался научными исследованиями, а в отличие от Шеллинга – мало ими интересовался. Гегеля увлекали философствования о философии, стремление привести в строгую систему логические  рассуждения  и результаты применения философского метода для познания.  Русский философ, анархист и революционер Бакунин, назвав Фихте, Шеллинга и Гегеля последними метафизиками, пришёл к выводу, что именно Гегелю «принадлежит несомненная и великая честь доведения метафизического метода до самоубийства». Учение Гегеля считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемого «спекулятивным»,    т. е. диалектическим, идеализмом.   

В 1806 г. в Йену, где проживал философ, вошли наполеоновские войска, в городе начался пожар и грабежи. Единственное, что удалось спасти Гегелю – рукопись «Феноменологии духа». Автор остался бездомным и нищим, но мировая культура стала на голову выше. Феноменология означает «учение о развитии сознания, духа», которое определяет простую истину: ничто не стоит на месте, всё развивается.

Гегель создавал значительные по объёму, сложные по содержанию и тяжёлые по стилю труды. Опирался на ряд фундаментальных идей Шеллинга.

Основные труды: «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801 г.) (поддерживал идеи Шеллинга); «Феноменология духа» (1807 г.) (относится к Великим книгам); «Наука логики» (1812-1816 гг.); «Энциклопедия философских наук» (1817 г.); «Философия права» (1821 г.). Главные из произведений, изданных после смерти Гегеля: «Лекции по истории философии» (1833-1836 гг.); «Философия истории» (1837 г.); «Лекции по эстетике, или философия искусства» (1836-1838 гг.).
«Феноменология духа» – одно из самых фундаментальных произведений в истории философской мысли и, быть может, поэтому одно из наиболее трудных для понимания.

В нем обосновывается происхождение диалектики и раскрывается  принцип Абсолютного идеализма: господство мирового разума, Абсолютной идеи, которая через саморазвитие и самопознание порождает окружающую действительность. Всё в мире есть лишь проявления Абсолютной идеи, всё находится в развитии, источник которого – всеобщая внутренняя противоречивость. В книге обосновывается историческая необходимость сознания. В предельно абстрактной и одновременно систематизированной форме Гегель указывает путь к познанию: вооружённое  факелом Диалектики, оно преодолевает потёмки незнания и заблуждения, рано или поздно прорываясь к свету Истины. Диалектика – не просто знание, а знание в действии – Метод. «Феноменология духа» – гимн Диалектике и её праматери – Философии.

В «Феноменологии духа» Гегель применяет запоминающиеся философские притчи, которые вошли в золотой фонд человеческой мысли. Среди них рассуждение о Господине и рабе: «Каждый стремится к господству, к подавлению воли другого, к власти: родители – над детьми, муж – над женой (и наоборот), учитель – над учениками, проповедник – над паствой, начальник – над подчинёнными, монарх – над подданными, президент – над страной,  сверхдержава – над остальным миром и т. д.

Крайний случай – отношения господина и раба, но именно здесь, как в капле воды, обнаруживается диалектическая связь между ними. Господин может сделать с рабом всё что угодно, даже безнаказанно убить. Но он неизбежно попадает в прямую зависимость от последнего. Не будет раба – не будет никакой власти у господина (не над кем), не будет ни праздности, ни наслаждений. Выходит, что раб такой же господин, как и его хозяин. И сознание у обоих одинаковое – рабское. Вот она – реальная диалектика реальной человеческой жизни!»

«Феноменология духа» осуществляет одну из главных идей Гегеля, состоящих в том, что истинное знание должно быть системой знания, а истинная наука – системой взаимосвязанных наук.

В анализе феноменов сознания Гегель достиг таких глубин, какие до него не были доступны никому.
Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность – Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, названную им Абсолютом, важнейшее свойство которого – творческая активность, развитие. В своём развитии Абсолют проходит различные стадии, проявляясь в различных формах и стремясь к своей высшей цели – Самопознанию.

Создавая свою философию как «науку наук», как систему абсолютного знания, Гегель противопоставлял естествознанию – философию природы, истории – историю философии и т. д.   

Система Гегеля состоит из трёх ступеней развития Абсолютной идеи:

1) развитие идеи в её собственном лоне – Логика;

2) развитие идеи в форме природы – Философия природы;

3) развитие идеи в мышлении и истории – Философия духа.

Важнейшая идея Гегеля состоит в том, что конечный результат (Синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения: «голый результат – есть труп». Абсолютная идея выступает в форме Абсолютного духа, познаёт свою собственную сущность, и тем самым «возвращается к себе».

Гегель критикует формальную (классическую) логику Аристотеля, т. к. она имеет дело с законами и формами только человеческого мышления, а надо ставить вопрос о законах и формах мышления как такового, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта. Кроме этого, формальная логика имеет дело только с застывшими формами мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, развитие. Следовательно, возникает задача создания новой Диалектической логики, которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о законах развития Абсолюта. И в силу исходного тождества бытия и мышления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается одновременно Онтологией (учением о развитии бытия), Гносеологией (учением о развитии познания) и Логикой (учением о законах и формах мышления):

онтология = гносеология = логика

Вопрос взаимосвязей различных понятий Гегель решает с помощью триад: Тезис – Антитезис – Синтез. Причём третий член триады не сводим ни к тезису, ни к антитезису и является чем–то принципиально новым. Синтез выступает в качестве отрицания антитезиса, а поскольку антитезис – это отрицание тезиса, то синтез – это отрицание отрицания. На этой стадии восстанавливается ряд свойств, которые были в тезисе, но которые были утрачены при первом отрицании – в антитезисе.

Каждый объект (понятие) является тождественным и нетождественным самому себе. Например, человек за свою жизнь проходит разные стадии развития, вначале он – ребёнок, потом зрелый человек, затем – старец. Становясь взрослым, он утрачивает свойства ребёнка, приобретая взамен иные свойства, а значит, он, будучи взрослым, уже не тождественен себе как ребёнку. Но, с другой стороны, это всё тот же человек и потому является самотождественным себе. В старце же происходит восстановление ряда свойств ребёнка.

Развитие идёт от наиболее общих понятий и потому наиболее бедных по содержанию к менее общим и потому более богатым по содержанию, т. е. «от абстрактного –  к конкретному».

Философия духа – наиболее интересный раздел его философии, который оказал особое влияние на философию культуры. Дух состоит из триады: субъективный – объективный – абсолютный. Каждый из членов этой триады, в свою очередь, есть триада. На конечной стадии Субъективного духа (антропология, феноменология, психология) рождается свобода или свободный дух. Высшая ступень развития Объективного духа (право, нравственность, государство) характеризуется появлением государства и истории. Мировая история трактуется как имеющая свой «разумный план», как реализация замысла, которым обладает Мировой разум. Поэтому всё то, что кажется Злом (преступления, войны, революции и т. д.), на самом деле оказывается всего лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, моментом.

Знаменитые тезисы Гегеля: «Всё действительное – разумно, и всё разумное – действительно» и «Зло правит миром». Кроме этого, ему принадлежит афоризм: «Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».

Абсолютный дух состоит из следующей триады: Искусство – Религия - Философия. В искусстве Абсолют познаёт себя через эстетику, в религии – через веру, а в философии – через чистое понятие.   

Абсолют – это источник и творец всего существующего, и в этом смысле он близок к понятию христианского Бога-Отца. Но в отличие от Него Абсолют изначально не является личностью, не обладает волей и сознанием. Всё это он обретает только в человеке.

Высшее проявление человеческого духа Гегель усматривает в развитии философии, которая позволяет человеку подняться над уровнем обыденного сознания и встать на точку зрения самого Абсолюта.

В «Науке логики» Гегель разработал три Закона диалектики:

1) «Единства и борьбы противоположностей» (Гегель обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, считал, что Противоречие является основой всякого движения и видел в противоречии источник саморазвития);

2) «Перехода количества в качество и обратно»;

3) «Отрицания отрицания».

Кроме этого им предложены восемь Категорий диалектики:         

1) сущность и явление;
2) содержание и форма;
3) целое и часть;       
4) система, структура и элемент;
5) единичное, особенное и общее;
6) причина и следствие;
7) необходимость и случайность;               
8) возможность и действительность.

Основная социологическая идея Гегеля заключается в том, что не массы, а монархическое государство является движущей силой истории. Народ – это «бесформенная масса», а революционные выступления «стихийны, неразумны, дики и ужасны».

Содержание религии и философии для Гегеля – тождественно; различаются они лишь по форме: в религии – представление, в философии – понятие. Гегель считал, что при католической религии невозможно никакое разумное государственное устройство (он был протестантом).

Маркс писал: «В системе Гегеля существуют три элемента: спинозовская субстанция, фихтевское самосознание и гегелевское необходимо-противоречивое единство обоих элементов – Абсолютный дух».
Оценивая этику Гегеля, Энгельс пишет: «У Гегеля этика есть философия права и обнимает:

1) абстрактное право;               
2) моральность;
3) область нравственности, к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское общество, государство. Насколько идеалистична здесь форма, настолько же реалистично содержание. Наряду с моралью оно заключает в себе всю область права, экономики и политики». Сравнивая этику Гегеля с этическими воззрениями Фейербаха, изложенными в его важнейшем этическом произведении «Эвдемонизм» (см. Раздел I.5.3.4), Энгельс отмечает исключительную бедность последнего.

Уже при жизни Гегеля слава его достигла мирового уровня. Исключительно велик его вклад в теорию познания, в частности, большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма «вещей в себе» и явлений. С другой стороны, правильно определяя истину знания как тождество мышления и действительности, Гегель слишком узко понимал последнюю.

Его философия истории ещё более, чем философия природы, представляет собою сильнейшую самокритику гегельянства. В философии истории Гегеля не оставлено никакого места ни для социализма, ни для национальных движений. Но история не остановилась и, произведя много важных явлений, не предвиденных Гегелем, произвела и обесценивание его собственной философии истории. Внутреннее формальное достоинство его философии не подлежит сомнению. Но при её притязании на значение философии абсолютной и окончательной она подлежала полной проверке со стороны эмпирической действительности. Этой проверки система Гегеля не выдержала и была осуждена тем беспощаднее, чем выше были её притязания.

Вместе с тем после смерти Гегеля его последователи раскололись на несколько направлений: часть из них стремилась к сохранению его системы (ортодоксальное гегельянство), другие – к развитию системы (старогегельянство), третьи – к развитию его метода, т. е. диалектики (младогегельянство – Маркс и Энгельс). В России большая часть интеллектуальной элиты превратилась в гегельянцев; меньшая часть оставалась шеллингианцами.

В начале XX в. появилось неогегельянство, отдельные идеи которого повлияли на становление экзистенциализма.

«Зло правит миром».
    
«Все действительное разумно, и все разумное – действительно».
    
«Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».
    
«Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное».
    
«Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают».

Фото из интернета


Рецензии
<<Основная социологическая идея Гегеля заключается в том, что не массы, а монархическое государство является движущей силой истории. Народ – это «бесформенная масса», а революционные выступления «стихийны, неразумны, дики и ужасны»...>>

В те времена ещё не было партийного парламентаризма и выбор народа был очень ограничен...

Советская и современная Россия не пример...

http://www.proza.ru/2017/10/13/834

Аникеев Александр Борисович   13.09.2019 20:19     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   13.09.2019 21:17   Заявить о нарушении