Квази - эссе

               
Нет закона – нет и преступления.
Апостол Павел

Оценивая любой предмет, ситуацию, человека, мы должны иметь некий эталон, иначе жизнь наша превратится в ад, ее поглотит хаос.
Когда мы покупаем муку, соль, сахар эталоном количества служит гиря (в нынешней действительности электроника); покупаем материю на какое-нибудь шитье – деревянный метр; судим преступника – читаем закон; порицаем архитектуру – сравниваем приснопамятную «хрущобу» с Мариинским дворцом.
Какая же мера избирается когда надо оценить вождя, князя, короля, императора, генсека, президента? Мера эта – НАРОД.
Считается априори, что именно народ является носителем всех достоинств существа, появившегося на планете 40 000 лет назад, называемого кроманьонцем, который и пребывает в неизменности своих интеллектуальных и духовных ипостасях по сию пору.
Народ трудолюбив, честен, умен, добр и т.д. ad infinitum. Мы в это свято верим (обязаны верить! Припомните слова из некогда популярного шлягера: «Вышли мы все из народа»!) и исходя из этой несокрушимой веры требуем от власти, чтоб она нас холила, лелеяла, кормила, снабжала, ублажала и, опять таки, ad infinitum.

Но вот только с этими (не к ночи будь помянуты) вождями, князьями, королями, императорами, генсеками, президентами не везет народам неизвестно уж сколько тысяч лет.
То Хеопс заставляет тягать неподъемные каменюки для своей пирамиды; то князь Владимир вводит новую веру, обильно окропляя это действо кровью народной; то Владимир (другой, не князь) эту самую веру уже выводит, а вводит другую (забыл ее название) методами ничуть не лучшими; то тезка библейского красавчика (одиннадцатого сына Иакова) гонит народ копать Беломорканал или укреплять своими костями фундаменты комсомольских строек.
А то и похуже: ведет очередной великий вождь миллионные толпы СВОЕГО народа резать глотки толпам народа ЧУЖОГО.

Здесь, правда, маленькая неувязочка получается: не может трудолюбивый, честный, умный, добрый и т.д., ad infinitum, крестьянин или ремесленник идти резать глотки другим крестьянам и ремесленникам, чтобы забрать у них землю, хлеб, кур, гусей, овец; присвоить столярный и слесарный инструмент; насиловать их жен и дочерей; по определению не может! Налицо вопиющий пробел в исторической науке, которая не исследовала сословную составляющую, к примеру, наполеоновских или фашистских орд. Наверняка они состояли из сынков, племянников, зятьев, кумовьев и прочих до семьдесят седьмого колена родственников всякого рода аристократов, банкиров, капиталистов, землевладельцев, которым всегда всего мало. А как же иначе-то?

А Индия и обе гигантские Америки? Ведь это жалкая кучка франко-англо-испанских отморозков бесчинствовала за морями-океанами, а благородные те народы утирали слезы сожаления и раскаяния по безвинно гибнущим сотнями тысяч аборигенам!
(Справедливости ради заметим, что если бы индейские и индийские Васко да Гамы, Колумбы и Кортесы первыми приплыли в Европу, то в Европе тоже никак не увеличилось бы число институтов благородных девиц и школ бальных танцев).

Версия причины сорокатысячелетнего окаянства широко известна и весьма популярна: все эти (вожди, князья и т.д., см. выше) сволочь на сволочи ездит и сволочью погоняет.
Но есть версия менее известная и совершенно непопулярная (мы на нее немного выше довольно прозрачно намекнули): не все в порядке с эталоном! Как цирковая гиря: чудовищных она размеров, но только не ведает доверчивый зритель, что гиря пустая.
В попытке разобраться что есть что, попробуем привести подборку цитат разного рода безответственных личностей, касающуюся затронутого нами предмета.

                Д Р Е В Н Е Е

1.
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были во зло во всякое время.
«БЫТИЕ»

2.
Дать им больше работы, чтобы они работали и не занимались пустыми речами.
«ИСХОД»

3.
Не следуй за большинством на зло.
«ИСХОД»

4.
Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, неправедны все сыны человеческие и все дела их таковы и нет в них истины.
«2–я ЕЗДРЫ»

5.
Словами не научится раб; потому что хотя он понимает их, но не слушается.
«КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ»

6.
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули.
ИСАИЯ

7.
Ибо из тварей, которые дышат и ползают в прахе
Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека.
«ИЛИАДА»

8.
…. война им кровавая – сладостней стала,
Чем на судах возвращенье в любимую землю родную.
«ИЛИАДА»

9.
Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо.
СОКРАТ

10.
…. тому, кто собирается стать оратором, нет необходимости понимать, что по своему существу справедливо – достаточно знать то, что кажется справедливым толпе. …. Только это, а не истина, – и делает речь убедительной.
ПЛАТОН «ДИАЛОГИ»

11.
HOMO HOMINI LUPUS EST
ПЛАВТ

12.
PANEM ET CIRCENSES (Хлеба и зрелищ)


                П О Э З И Я

1.
Их уверенья – ложь, нет веры их обетам,
Божатся их уста, да сердце лжет при этом.
Свидетелей-Богов их не смущает взгляд.
Они лишь выгоду свою как Бога чтят.
АРИОСТО

2.
Ему немного лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовет он. Свойство это
Он на одно лишь смог употребить:
Чтоб из скотов скотиной быть.
ГЕТЕ (О человечестве устами Мефистофеля)

3.
Если яд и насилье, кинжал и поджег
Не расшили канву нашей участи грустной
И на ней свой узор не оставили гнусный, –
Значит дух наш на это решиться не мог.
Ш. БОДЛЕР

4.
И, словно пленный дух, та злая нота пела,
Что этот мир неисправим,
Что всюду эгоизм и нет ему предела,
Он только изменяет грим.
Ш. БОДЛЕР

5.
На суше, на море – одно везде и всюду:
Под сводом знойных ли холодных ли небес
Венеру славит он, Христа ли чтит иль Будду,
Безвестный нищий он иль знаменитый Крез,

Бродяга, домосед, крестьянин, горожанин,
Лентяй иль труженик, священник иль бандит, –
Повсюду человек, издревле оболванен,
На небо в ужасе мистическом глядит.

А небо – что оно? Не потолок ли склепа?
Плафон для оперы, в которой все нелепо,
Где веселы шуты, хоть кровью пол залит,

Гроза распутника, надежда пилигрима
Иль крышка на котле, где мелко, еле зримо
Все человечество громадное бурлит?
Ш. БОДЛЕР

6.
Вы правы, мудрые народы
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды –
Ярмо с гремушками да бич.
А. ПУШКИН

7.
Кто жил, кто мыслил тот не может
В душе не презирать людей.
А. ПУШКИН

8.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья –
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
М. ЛЕРМОНТОВ

9.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
А. АХМАТОВА

10.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
М. ЦВЕТАЕВА

11.
Мое единое отечество –
Моя свободная душа.
В. НАБОКОВ


                П Р О З А

1.
Такова судьба …. тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Л. ТОЛСТОЙ

2.
…. откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ «БЕСЫ»

3.
Аплодировала уже чуть не половина залы; увлекались невиннейшее: бесчестилась Россия всенародно, публично, и разве можно было не реветь от восторга?
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ «БЕСЫ»

4.
…. он никого не ненавидел, и его никто не ненавидел, он ни с кем и ни за что не боролся, даже за самую маленькую власть. Он ничем не был обязан безжалостной ненасытной Родине. Он жил свободным нищим.
ЭД. ПОЛЯНОВСКИЙ

5.
Интеллигенция никогда не уважала право, никогда не видела в нем ценности, из всех культурных ценностей право находилось у нас в наибольшем загоне.
Б. А. КИСТЯКОВСКИЙ

6.
Та часть нашей общественности, в общежитии именуемая интеллигенцией, имеет одну, преимущественно ей присущую особенность, она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитированию государственной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна.
В. К. ПЛЕВЕ

7.
Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю, даже когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители из ее же недр.
А. П. ЧЕХОВ

8.
О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?
Н. В. ГОГОЛЬ

9.
Проповедовать – да некому, учить – да не слушают.
Н. ЛЕСКОВ

10.
А судьи кто?
А. С. ГРИБОЕДОВ

11.
…. он писал об истине, добре и красоте, а люди понимали во всем этом столько же, сколько коровы в розах.
Г. Х. АНДЕРСЕН

12.
…. все существующие в мире родословные можно свести …. к четырем видам …. есть роды, у которых начало было скромное …. наконец достигают величия наивысшего; у других начало было высокое …. и удерживаются …. на той высоте, с которой начали; у третьих начало было столь же высокое …. они постепенно оскудевали, впадали в ничтожество …. и есть роды (таких, должно заметить, большинство), которые не могут похвалиться ни счастливым началом, ни приличной серединой, и конец их будет столь же бесславен, – это конец всех плебеев и людей обыкновенных. …. О родах плебейских я могу сказать одно: единственное их назначение – увеличивать собою число живущих на свете, и многочисленность их не стоит ни славы, ни похвал.
СЕРВАНТЕС (Устами Дон Кихота)       

13.
–Тридцать лет я плавал по морям, – сказал он. – Видел и плохое и хорошее – и штили и штормы, и голод, и поножовщину, и мало ли что еще, но поверь мне: ни разу я не видел, чтобы добродетель приносила человеку хоть какую-нибудь пользу. Прав тот, кто ударит первый. Мертвые не кусаются. Вот и вся моя вера. Аминь.
Р. Л. СТИВЕНСОН «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

14.
–Что же это, наконец, такое? – спросил я, терпеливо выслушав его.
–То, чего мы хотели: контакт с другой цивилизацией. Вот он, этот контакт! Увеличенная, словно под микроскопом, наша собственная неприглядная сущность, наша глупость и позор!!!
Голос Снаута дрожал от злобы.
С. ЛЕМ «СОЛЯРИС»

15.
Я …. вдруг понял все безрассудство своего путешествия. Что увижу я, когда …. рассеется этот туман? Разве люди не могли за это время измениться до неузнаваемости? Что если они стали ЕЩЕ БОЛЕЕ ЖЕСТОКИМИ?
Г. УЭЛЛС «МАШИНА ВРЕМЕНИ» 

16.
Для достижения задуманной цели Ахаву нужны были орудия; а из всех орудий, какими пользуются под луной, чаще всего приходят в негодность люди.
Г. МЕЛВИЛЛ «МОБИ ДИК»

17.
В минуты величайшего возбуждения люди презрительно отметают всякие низменные интересы; но такие минуты быстролетны. Обычное, естественное состояние для этого божьего творения, думал Ахав, – жалкое корыстолюбие.
Г. МЕЛВИЛЛ «МОБИ ДИК»

18.
…. приступы робости свойственны почти всем стадным животным.
…. лучше уж воздержаться от недоуменных восклицаний по поводу беспричинного страха у китов – ведь как бы неразумно ни вели себя животные, человек всех неизмеримо превосходит своим безумством.
Г. МЕЛВИЛЛ «МОБИ ДИК»


                А Р Т У Р  Ш О П Е Н Г А У Э Р

1.
Какой в просветителях толк?.. Все их старания тщетны, ибо мир – это госпиталь неизлечимых.

2.
Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.

3.
И вообще взаимные отношения людей отмечены по большей части неправдой, крайнею несправедливостью …. жестокостью; только в виде исключения существуют между ними противоположные отношения; вот на чем и зиждется необходимость государства и законодательства, а не на ваших умствованиях. Во всех тех пунктах, которые лежат вне сферы государственного закона, немедленно проявляется свойственная человеку беспощадность по отношению к ближнему, и вытекает она из его безграничного эгоизма, а иногда и злобы.

4.
Бегство от повседневной жизни с ее грубостью и пустотой является одним из самых сильных мотивов, которые приводят к искусству и науке.


                Ф Р И Д Р И Х  Н И Ц Ш Е

1.
Массы представляются мне достойными внимания только в трех отношениях: как плохие копии великих людей, изготовленные на плохой бумаге, как противодействие великим людям и как орудие великих людей; в остальном же побери их черт и статистика!

2.
Нет несправедливости в неравных правах, несправедливость в притязании на «равные» права.



3.
Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есть народ».

4.
…. должны  вы проходить мимо многого – особенно мимо многочисленного отребья, кричащего вам в уши о народе и народах. 

5.
Их пропитание – вот настоящая пища для их разговоров …. Они хищные звери: в их слове «работать» – слышится еще и грабить, в их слове «заработать» – слышится еще и перехитрить!

6.
Нет более ядовитой отравы, чем учение о равенстве.

7.
Цель истории – в существовании избранных.

8.
Рабство составляет одно из существенно необходимых условий культуры. 


                К А З А Н О В А

1.
Правда, о какой надобно молчать, много обширнее, нежели та благовидная правда, какую можно рассказать вслух.

2.
Без суеверия народ станет философом, а философы не желают повиноваться. Счастлив единственно народ угнетенный, задавленный, посаженный на цепь.

3.
Всякий народ – это сборище палачей.

4.
У него нет ни законов, ни убеждений, ни веры, божества его – хлеб, вино и безделье, свободу он полагает безнаказанностью, аристократию – тигром, а демагога – пастырем, нежно любящим свое стадо. Иными словами, народ – это необъятных размеров животное, оно не рассуждает.


                А З Б У К А  В Л А С Т И

1.
…. лучшие результаты в управлении людьми достигаются насилием и устрашением, а не академическими рассуждениями.

2.
Политическая свобода есть идея, а не факт. Эту идею надо уметь применять.

3.
…. слепая сила народа дня не может пробыть без руководителя …

4.
Политика не имеет ничего общего с моралью. Правитель, руководствующийся моралью, неполитичен …

5.
Чтобы выработать целесообразные действия, надо принять во внимание подлость, неустойчивость, непостоянство толпы, ее неспособность понимать и уважать условия собственной жизни …

6.
Без абсолютного деспотизма не может существовать цивилизация …

7.
Толпа – варвар, проявляющий свое варварство при каждом случае.

8.
…. «свобода, равенство, братство» …. эти слова были червяками, которые подтачивали благосостояние, уничтожали всюду мир …

9.
…. в сношениях с нужными людьми необходимо действовать на самые чувствительные струны человеческого ума – на расчет, на алчность, на ненасытность материальных потребностей человека …

10.
Абстракция свободы дает возможность убедить толпу, что правительство ничто иное, как управляющий собственника страны – народа и что его можно сменять, как изношенные перчатки.

11.
Власть никогда не принадлежала и не может принадлежать большинству. Это противоречит природе власти. Власть имеет иерархическую природу и иерархическое строение. …. В демократических республиках правит совсем не народ, а незначительное меньшинство вожаков политических партий, банкиров, газетчиков и т.п.
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

12.
У человечества от века существовали две истории – явная и тайная …. наша  подлинная история – та, которую скрывают. …. так было, есть и будет. …. политику делают не ученые, не мыслители, а люди совсем иного склада – …. невежественные и безнравственные, обуреваемые  лишь одним – жаждой власти. …. Ради нее они идут на любые преступления, но всячески скрывают их, засекречивая или просто уничтожая массу документов.
БОРИС ВОРОБЬЕВ    

13.
Рабство порождается не из того, что находится некий подлый рабовладелец, а из того, что КАЖДЫЙ стремится при минимуме труда получить максимум благ. Следовательно деление на рабов и господ происходит по принципу иерархии животного стада и в огромной степени носит элемент случайности.

14.
Всю историю человечества можно рассматривать как постоянное совершенствование форм и методов закрепощения человека. Как только общество в революционном порыве сбрасывало очередные цепи, взамен власть имущие немедленно изобретали и надевали на него цепи более совершенные. Все более надежные. Вот информационные цепи новых технологий – они сегодня самые надежные и самые совершенные.
АЛЕКСАНДР ЛЕОНТЬЕВ


                Р А З Н О Е

1.
Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко…
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

2.
…. культура тягостна, но жить без нее нельзя ….
…. ужас перед потерей культуры был сильнее презрения к ней ….
ЛЕВ ГУМИЛЕВ

3.
Оставьте толпу ее тиранам, оставьте толпе ее тиранов.

4.
Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям.
УИЛЬЯМ ИНДЖ

5.
Народ – это масса, которая не хочет ни думать, ни читать, но которой нужен один Бог и один большой враг.

6.
Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету.
В. БЕЛИНСКИЙ

7.
…. обжираловка и поддаваловка суть та незыблемая, неколебимая, абсолютная ценность бытия подавляющего большинства ….
Ю. АНДРЕЕВ

8.
Сплоченность – это организованная ненависть.
ДЖОН ДЖЕЙ ЧАПМЕН

9.
Лучший аргумент против демократии – пятиминутная беседа с обычным избирателем.
У. ЧЕРЧИЛЛЬ

10.
Тот, кто понимает людей не ищет у них понимания.
БОГУСЛАВ ВОЙНАР

11.
Публика всегда невежественна, потому как управляется не изнутри, собственными убеждениями, а извне, путем обмана.
Д. Г. ЛОУРЕНС

12.
Вопросы к народу это все равно, что вопросы к погоде.

13.
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидов.
ТОМАС КАРЛЕЙЛЬ

14.
Народ, который может быть спасен лишь одним-единственным человеком, заслуживает кнута.
ИОГАНН ЗЕЙМЕ

15.
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы.
ДЖ. Б. ШОУ

16.
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий – сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

17.
Всеобщее братство – лишь прекрасная мечта. Антагонизм – главный импульс людских усилий.
ГЕРЦЛЬ

18.
Приоритет глупости неоспорим и гарантирован на все времена.
А. ЭЙНШТЕЙН

19.
Чернь начала рассуждать, все пропало!
ВОЛЬТЕР


                Ш Е Д Е В Р Ы

Джонатан Свифт: «Четвертое путешествие Гулливера»
Рэй Брэдбери: «451 градус по Фаренгейту»
Герберт Уэллс: «Остров доктора Моро»
Михаил Булгаков: «Собачье сердце»
Марк Твен: «Таинственный незнакомец»
Джек Лондон: «Морской волк»
Уильям Голдинг: «Повелитель мух»
Ярослав Гашек: «Похождения бравого солдата Швейка»
Вольтер: «Микромегас»
Виктор Гюго: «Человек, который смеется»
Шарль Бодлер: «Цветы зла»
Никколо Макиавелли: «Государь»
Бенвенуто Челлини: «Жизнь Бенвенуто Челлини»
Мигель де Сервантес: «Дон Кихот»
Петроний: «Сатирикон»


                АПОЛОГИЯ

Цитата из книги Стивена Хокинга, «исследователя» на кончике пера знаменитых «черных дыр»: «Точная формулировка …. называется вторым законом термодинамики. Этот закон гласит, что энтропия изолированной системы всегда возрастает и что при объединении двух систем в одну энтропия полной системы БОЛЬШЕ, чем сумма энтропии отдельных исходных систем». (Выделено автором эссе).

Безгрешен, как говорится, только Бог, а идеальных людей нет: в душе каждого человека имеются черные пятнышки, о существовании которых он, может быть, даже не подозревает. Но, как было сказано выше, «при объединении двух систем» общее темное пятно будет больше, чем сумма изначально отдельных и при нарастании объединения человеческая душа проваливается в «черную дыру», в сингулярность, в которой, как и в сингулярности физической, перестают действовать все законы и нормы, присущие свободному элементу, исчезают все признаки, отличающие его от других. Человек становится способным совершить деяние, которое ему раньше и во сне не снилось.

Случается, однако, и так, что подобная «сингулярность» несет в себе не просто положительную составляющую, но даже и героическую, когда, например, воины во время боя бросаются в штыковую атаку ни кинжальный огонь вражеских пулеметов: чувство злобы, далеко не светлое качество, пересиливает даже страх смерти.

Следует отметить и существование ситуаций прямо противоположного свойства: сливаются светлые, солнечные искры души человека, и тогда, например, артисты хора или симфонического оркестра потрясают слушателей исполнением музыкальных шедевров, исполнение которых одним-двумя музыкантами невозможно в принципе. Вот только вовлечь в «светлую», скажем так, сингулярность может только профессионал и только профессионалов; между тем как для сингулярности «черной» достаточно иметь лишь наглую морду, медную глотку и темную толпу.   

Следует сказать несколько слов и в защиту так называемого «стадного инстинкта».

В благословенные времена, когда царили основополагающие слоганы типа «человек человеку друг, товарищ и брат»  и «даже за пять минут до смерти не поздно начать новую жизнь», упомянутого инстинкта не было, как не было даже секса.

Вот пасется стадо оленей. От горизонта до горизонта немереный ковер ягеля. Ешь не хочу. Они и едят, не поднимая рогов выше спины. Лишь старый вожак нет-нет, да и поднимет голову, осматривается. Вдруг фыркает и бросается бежать. Все стадо, не рассуждая, мгновенно прекращает жвачку и устремляется за ним.

А если не все? Предположим, что несколько «интеллектуально продвинутых» особей, пошевелив рогами, недоумевает: «Сбрендил старик?! Когда еще попадется такое обильное кормилище?!!» Через короткое время «продвинутых» съедают волки. Стадный инстинкт – одно из могущественнейших средств сохранения и существования вида, жаль только, что оружие это обоюдоострое.

Человек, уверовав в свою безусловную «сапиенсность», почему-то решил, что разум ему дан ВМЕСТО наработанных за сотни тысяч лет эволюции инстинктов и жалкие их остатки он вполне может игнорировать. Увы: не ВМЕСТО, а СВЕРХ. И разум дан не для того, чтобы спесиво те инстинкты отрицать, а чтобы если не управлять ими, то, хотя бы, осознавать их.

Подавляющая часть хомо сапиенсов ни за что не признает в себе этого «позорного» инстинкта, малая же часть, постигая сокровенную суть явления, будет это горделивое чувство рьяно поддерживать и… умело его использовать в своих многоразличных целях, по большей части гнусных и преступных.   

А третья (горстка!), не принадлежащая ни к первым ни ко вторым, будет… Но повторимся и еще раз предоставим слово Сократу: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо». Весь представленный вашему вниманию цитатник принадлежит этим… сократам (со строчной буквы, но тем не менее).

И – пожелание: критикуй меня, любезный читатель, если ты, как таковой, найдешься, но критикуй не по принципу «тяф-тяф-тяф», «гав-гав-гав» и «а ты сам дурак», а методом же сего квази-эссе, но со знаком плюс. Готов предоставить сильнейшую стартовую позицию:

«Человек есть мера всех вещей».
ПРОТАГОР, древнеримский философ.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.