Пять мгновений счастья

Размышления

 Википедия: «Счастье – это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения».
 Аристотель: «Счастье – деятельность души в полноте добродетели». (Под «добродетелью» во времена Аристотеля понималось то, что ведет к счастью.)
 
 Кто может с уверенностью сказать, что такое счастье? Сколько людей – столько и определений… По мне, счастье – это мгновения внезапного всепоглощающего восторженного состояния души, ощутившей себя в гармонии с окружающим миром...

 Я ясно помню себя девочкой лет десяти, стоящей на знаменитом волжском откосе возле памятника легендарному летчику Чкалову в Нижнем Новгороде. Справа за спиной суетится и шумит оживленный город, слева – застыл в безмолвном величии старинный нижегородский Кремль, а передо мной расстилается незабываемая панорама Стрелки – места впадения Оки в Волгу. Внизу кипит оживленная портовая жизнь: снуют лодки и буксиры, важно проплывают баржи, красуются великолепные белоснежные пароходы. Воды великой реки, сколько видно глазу, играют и плещут под солнцем, а вдали, на том берегу, – изумрудная зелень заливных лугов, кое-где разбитая шапками небольших дубрав. Ласковый майский ветерок треплет мои косички и приносит пьянящий запах черемух. Мои глазенки широко распахнулись, а рот приоткрылся от нахлынувших на меня впечатлений. И вдруг мой молодой красивый папа – морской офицер в парадной форме с кортиком – слегка сжал мне руку и незнакомым, чуть охрипшим голосом сказал: «Ларочка, запомни – это твоя Родина! Вот – твои корни! Вот – откуда ты должна черпать силы…» И вдруг мне показалось, что крылья выросли за спиной, и какая-то восторженная всепоглощающая радость наполнила все мое маленькое тельце: хотелось запеть и взлететь над откосом… «А, вот вы где! А я все-таки нашла мороженое,» – раздался за спиной будничный голос мамы.

 И, как листки отрывного календаря, срывались и улетали прочь дни, наполненные маленькими радостями и неприятностями, накрывали ворохом информации и уносили на крыльях разных впечатлений. Рождение братишки, частые переезды: Балтика, гарнизоны в Германии и в Польше, до сих пор таинственный эстонский остров Саарема, янтарный берег Балтийского моря и город Кёнигсберг, с величественным собором и каменным шатром над могилой Канта, и вдруг через полстраны – в казахские степи на берег Иртыша в город Семипалатинск. Пионерская жизнь, наполненная звуками горнов, рапортами, тимуровскими делами и различными школьными кружками. Упорный труд и бесчисленные грамоты за школьные успехи, победы в спортивных соревнованиях, добытые ценою травм и побед сначала над собой, наслаждение танцами, когда ты ощущаешь легкость и послушность своего тела, упоительное чувство власти над залом, когда звуки твоего голоса заставляют затаить дыхание самых неугомонных… И незабываемое чувство открытия мира, когда из собранного тобой радиоприемника полилась музыка. И, конечно, друзья и расставания, первая влюбленность и первые поклонники… И всегда лучшие учителя и советчики – книги. Жизнь наполнялась красками знакомства с музыкой, живописью, стихами и мечтами…

 И вот последнее школьное лето. В последний момент выяснилось, что мама не может поехать с папой в санаторий, и мне было поручено «приглядеть» за ним. Чудесная поездка с папой с берегов уже Оби в Крым… Переполненная впечатлениями от встречи с ласковыми волнами Черного моря, с невиданными горами и перевалами, от множества экскурсий по интересным и незабываемым местам, от вкуса незнакомых фруктов и от ярких красок юга, я, наконец, оказалась на берегу Днепра в городе со необычным именем «Херсон», чтобы в тишине днепровских плавней перевести дух.

 И навсегда осталась в памяти упоительная таинственная южная ночь: чуть слышен плеск весел, на берегу – шорох ночной жизни, редкий вскрик какой-то птицы или зверька и серебряная волшебная дорожка, бегущая по лиману прямо в объятия неправдоподобно огромного диска луны, низко висящего над горизонтом. Распустив тогда еще длинные косы, я тихо скользнула с кормы в теплые воды лимана и поплыла… И вдруг восторженная всепоглощающая радость заполнила меня, и я ощутила такое чувство единства с этим сказочным миром! Как будто эта живая вода вселила в меня чудесную уверенность в том, что все в моей жизни сбудется, что жизнь – прекрасна!

 И бурной чередой полетели кипящие, искрящиеся дни юности с победами и разочарованиями, как и положено. Выпускной бал, который совпал с моим днем рождения, и вокруг меня, пунцовой в цвет своего платья, – хоровод одноклассников и учителей, а затем водоворот студенческой жизни с лекциями и свиданиями в читальном зале, лабораторными, зачетами и экзаменами, погружение в мир науки: научная лаборатория, запах канифоли и периодика на английском из США. Забавный тандем с моим научным руководителем: я ему перевожу с английского на русский, а он мне растолковывает мой перевод технически. Находки, разочарования и новые поиски, первые доклады на ученом совете института, сражение, как на шпагах, с оппонентами, строгие залы библиотеки Сибирского отделения Академии наук СССР. Конечно, туристические слеты и походы с песнями под гитару у костра… Вечера и танцы в общежитии, романтические встречи, прогулки под луной или на лыжах в заснеженном лесу, или скольжение парами на катке под мелодии модных песенок, цветы, первые признания и веселое легкомыслие юности… Общественная комсомольская работа и комсомольские слеты под песни Багрицкого, и тут же поездки в Академгородок на концерты бардов и модернистские выставки. На всю жизнь взявшее меня в полон очарование классического искусства: опера, балет, симфонический оркестр, звуки скрипки, органа – и интуитивно, для равновесия, занятия спортом с изматывающими тренировками, соревнованиями, спортивным лагерем, победами и поражениями и, как лебединая песня, участие в спартакиаде вузов связи в Москве. Светлый спортивный зал Московского энергетического института связи с балконами, заполненными болельщиками, мой стремительный вылет на зеленый гимнастический ковер: разбег, рандат, фляк, сальто – и до кончиков пальцев подвластная музыке удивительного Петра Чайковского пластика моего собственного тела, наконец, застывшего скульптурой с последними аккордами рояля… И – море оваций и объятия моего тренера. Первый зачет для присвоения кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике, первое место в вольных упражнениях, третье – в общем зачете, – неплохой вклад в общую копилку команды, и со спокойной совестью целую неделю могу гулять по Москве, пока закончатся соревнования по игровым видам спорта. Музеи, театры, выставки, попытки отыскать укромные уголки Москвы, о которых читала в книгах, и, наконец, концерт в только что открывшемся для публики Дворце Съездов в Кремле: стекло и бетон, широкие лестницы и ковровые дорожки и наверху – легендарный банкетный зал, который видела по телевизору: здесь же принимал поздравления сам космонавт Юрий Гагарин! – и в первый раз попробовала бутерброды с красной и черной икрой, а какие пирожные! Огромная сцена, огромный зал и на сцене знаменитый хор Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени Александрова, пела легендарная Людмила Зыкина свою неповторимую: «…течет река Волга…», и молодой Лев Лещенко с берущей за душу песней «…этот праздник со слезами на глазах...».

 И вдруг суровые мужские голоса выдохнули: «Есть на Волге утес…» и – зал замер, а я ощутила крылья за спиной и будто обняла взглядом свою раздольную, горькую, сильную, бесшабашную Родину, ощутила себя ее песчиночкой… и восторженная всепоглощающая радость нахлынула на меня и понесла куда-то на волнах мощно звучащего хора…

 Но вот уже на горизонте маячит последний курс института и далеко идущие планы связать свою судьбу с наукой, и вдруг – пропасть: тяжелая болезнь внезапно и безжалостно на полгода уложила на больничную койку, а в перспективе – порог сердца, и – ничего нельзя!…

 Но мне всегда в жизни везло на хороших людей, которые в трудную минуту неожиданно подставляли плечо, протягивали руку и помогали выкарабкаться из очередного болота. Лечащий врач опробовала на мне новую методику лечения, а годы тренировок не пропали даром и позволили пройти по лезвию бритвы – порок сердца не сформировался. Я научилась жить и бороться со своей хронической болезнью.

 Я повзрослела сразу на десять лет, но затем жизнь понемногу начала обретать краски: на одном упрямстве и наработанном за годы учебы багаже защитила диплом с отличием, не потеряв дорогого времени, продолжила работать в научной лаборатории, готовилась к поступлению в аспирантуру, с отличием сдавала кандидатские минимумы в Сибирском отделении Академии наук СССР. В мою жизнь опять вошла музыка, о гимнастике пришлось забыть, зато плаванье и лыжи – пожалуйста. Мой выпуск разлетелся по просторам СССР, но в мою комнату слетались открытки и письма, а там неожиданно опять заявил о себе мой романтический герой и выглянули робкие ростки любви и потянулись к солнышку, несмотря на предупреждения врачей, сотни километров и прочие препятствия…

 И опять резкий зигзаг судьбы: на взлете – отказ от науки и решение уйти в прикладную электронику, а еще – свадьба и переезд в Красноярск. Позади метанья и непростые решения, реальность – романтический перелет Красноярск–Ленинград, белые ночи, город-музей, затем застывший в средневековье старый Таллин и, наконец, дюны и сосны Рижского взморья, домик в кемпинге на берегу моря, неповторимые улочки старой Риги, возвращения в Юрмалу последним автобусом и очарованье лесной дорожки, дыхания моря и вздохов сосен…

 И как апофеоз – старинный Домский собор, на амвоне в белом хитоне, как жрица, воздела руки молодая, еще не знаменитая, Елена Образцова, и полилась, подчеркнутая божественными аккордами органа, ангельская мелодия вечной молитвы «Аве Мария». Полузабытый восторг всколыхнул мою душу, и она, казалось, полетела вслед за чарующим голосом ввысь, отталкиваясь от готических сводов собора…

 А жизнь понеслась вскачь дальше: знакомство с суровыми красотами Енисея, голубая тайга с вершин знаменитых Красноярских Столбов, лыжные прогулки по заснеженной тайге. Семейная жизнь, попытка приноровиться к свекрови и – рождение дочурки! Несмотря на риск и запреты, дочка –здорова, я как обновилась – сердце не подвело!

 А еще работа: я доказываю с нуля, что я, несмотря на мой несерьезный вид, – инженер-электронщик, что диплом с отличием и характеристики – не фикция. А коллектив – молодой, тематика – на гране открытий, заказ – от военных, а главное – это внедрение моей дипломной работы. Редкая удача! И вот бессонные ночи и месяцы без выходных завершились сдачей проекта военной приемке. Лаборатория преобразуется в НИИ, перспектива карьерного роста и интересной работы… А пока двойной оклад и десять дней отгулов – по традиции сибирских купцов мы с мужем кутим в Москве: театры, музеи, выставки…

 Меня командируют на девять месяцев в Москву в единственный в стране, только что организованный Центральный институт повышения квалификации. Со мной учатся люди из министерств, ведомств, торговых представительств; преподаватели – уникальные, грамотные, имевшие опыт работы за границей. До предела заполненный день: бассейн под открытым небом, лекции и практикумы, сбор материала для диплома, после обеда стажировка в «святая святых» – в институте патентной экспертизы, где я училась смотреть на изобретения глазами эксперта, а вечерами – московские театры, в выходные – какие-то уголки старой литературной Москвы.

 Диплом патентоведа с отличием, и я дома! Соскучилась! А на работе с головой погрузилась в защиту наших разработок, споры с главным инженером, получение патентов на изобретения, в перспективе – руководитель патентного отдела…

 Но главный источник положительных эмоций и тревог – подрастающая дочурка… Вот, едва начав ходить, она храбро спускается на лыжах по головокружительному склону с высокой сопки. Вот первые шаги по льду и первый, пусть искусственный, букетик к ее ногам за первое сольное выступление на коньках в забавном костюме кота…

 Но жизнь опять делает крутой вираж: интуитивно, даже не уволившись, а воспользовавшись декретным отпуском, навсегда покидаю Сибирь и переезжаю в Херсон. Единственная причина, которую я могу назвать, – в Херсоне детям будет лучше…

 Из сибирских морозов сразу – в солнечную весну! Цветут сирень, каштаны, море цветов и – появление на свет второй дочурки! Дни опять понеслись вскачь: «по оврагам, с боку на бок». На плечах ответственность за две такие очаровательные живые души, развод, карьера инженера-электронщика опять с нуля, поиск жилья и, наконец, получение хоть маленькой, но своей квартиры.

 А жизнь приобретает свой ритм и украшается цветами побед и маленьких достижений детей, ежегодными впечатлениями от экскурсий выходного дня то в Асканию–нова, то в Одессу, то в Николаевский зоопарк, а то и в Крым. Незабываемый круиз по Днепру «Херсон-Очаков-Киев-Херсон», обязательные две недели летом на море, весенние каникулы – в еще тихом Крыму, а зимние – в Сибири с лыжными прогулками, катанием на коньках и новогодними елками в театрах, и – весь классический репертуар в Новосибирском театре оперы и балета, с обязательной остановкой на обратном пути на несколько дней в Москве, и круговорот театров, музеев… Мы даже полюбовались Шереметьевским парком из окон ресторана «Седьмое небо», того самого, вращающегося, на Останкинской телебашне…

 Новые друзья, встречи и разлуки, легкий флирт и вечеринки с капустниками и танцами на работе по праздникам, соревнования по настольному теннису и шахматам, вылазки на природу всей конторой с детьми, клуб любителей бега вместе с детьми и фотографии на память у Каховской тачанки или на тренировочной базе в затоне… Да мало ли, что бывало!

 И вот уже у старшей дочери последний школьный май. Крым, плато Мангуп, Дырявый мыс… Разгоряченные и очарованные стоим, мы – мои девочки и я – любуясь величественной панорамой Крымских гор, долин и ущелий. Чувство полноты жизни наполнило меня, забытый восторг расправил крылья за плечами… И, судя по сияющим глазам и порозовевшим щекам моих девчонок, мгновение для них тоже было запоминающееся.

 А жизнь продолжается, радуя и огорчая, бросая в пропасть и вновь – вершина…

 Вот уже блестяще заканчивают школу мои девчонки, вылетают навстречу всем ветрам неласковой жизни, вот знакомство с зятьями, а вот исполнение моей мечты – жить в маленьком домике на высоком берегу Днепра, где под орехом время от времени собирается растущее семейство…

 Рождение внуков, выживание и сказочные поездки в Англию и Шотландию, новые друзья и поиск своего места среди развалин того общества, в котором прошла моя сознательная жизнь, летние месяцы с подрастающими внуками, заполненные любовью и хлопотами…

 Вот уже старшая внучка с первой студенческой стипендии приглашает меня на моноспектакль Олега Меньшикова, младшая внучка ведет меня по диким тропам к старинному шотландскому замку, а внук смотрит на меня сверху, исполняет на рояле этюд, который сам сочинил и посвятил мне, и иногда обыгрывает меня в шахматы…

 Так почему же при слове «счастье» с заветнейших скрижалей моей памяти всплывают пять мгновений?


Рецензии