А. Чужой. Чёрный бумеранг

Правда, от первого лица***

Сотворивший однажды подлость непременно получит её бумерангом обратно, эта истина известна ещё со времён оных и переосмыслению не подлежит.
К чему это я? Терпение уважаемые, читатели!
Год 1989…
Провинция, тихий, уютный городок Шадринск, который славен не только своими купеческими традициями и сердечными людьми, но и народными промыслами, специфической колоритной культурой.
В 1896году здесь был основан театр, который за годы существования приобрёл свои театральные традиции и, расцветая, мужая, стал своеобразным нравственно – эстетическим магнитом общественной жизни города.
Именно он, театр задавал тот тон, планку нравственной чистоты, на которую ровнялись молодёжь, взрослые, дети…
 Эту короткую историческую справку даю намеренно – штампово – стандартно, ибо именно так иной автор начинает свой рассказ о провинциальном театре, ежели сподобится на такой специфический труд.
Я же приступаю к своему рассказу – свидетельству, во-первых, потому, что минуло двадцать семь лет с момента - события, о котором пойдёт речь, во-вторых, готовящаяся премьера в здешнем театре,  вероятный реванш в явном проигрыше инициаторов постановки на арене творческой дерзости эксперимента того, что было и того, что будет!
Одни готовят свою театральную помпу - «блеск» - «шедевральный» взрыв в сознании современной молодёжи NEXT районного масштаба, другие в связи с этим решили вспомнить грандиозное театральное событие двадцатисемилетней давности, также произошедшее в тех же условных театральных рамках, в том же месте, но в свой, по настоящему, звёздный час.
Мне посчастливилось быть участником того незабываемого театрального магического события, триумф которого не смогли перенести сегодняшние создатели ремейка, которым они постараются «затмить» тот, канувший в Лету неудобный спектакль для их карьеры.
Не вдаваясь в мелкие подробности, постараюсь быть более конкретным и точным.
Итак, в театр едет выпускник – дипломник Щукинского училища  Михаил Пушкин для постановки своей дипломной работы по пьесе Жана Ануя «Антигона».
Надо сказать, что до этого театр уже был с ним знаком – этот парень со звонкой фамилией успел «отметиться» режиссёрским дебютом, постановкой спектакля «Трактирщица» по пьесе Карло Гольдони и новинка пришлась по вкусу местной театральной публике той поры.
Мне довелось участвовать и в этой азартной не шаблонной творческой работе, где  и познакомился с Михаилом Васильевичем, одарённым режиссёром – экспериментатором, обаятельным, весьма скромным , вдумчивым молодым человеком.
К нему потянулись буквально все люди, принимавшие участие в тогдашней нашей совместной работе  над «Трактирщицей» – от актёров до работников техцехов.
Но, были и такие, кто не принял «москвича», например те, кто оказался за бортом нового, нестандартного, остроактуального театрального действа.  Те же, кто инициировал сегодняшний так сказать remake «Антигоны»,в погоне за упущенным успехом, бросили театр тогда на произвол судьбы, уехав к иным творческим берегам, добиваясь тем самым своих корыстных, ультимативных целей от тогдашней администрации оставленного театра.
Сбежавшие полагали, что «подстава» останется безнаказанной, надеясь, что их требования будут непременно исполнены. 
Но, «урезанный» коллектив театра, отверг всяческие ультиматумы и не согласился на «сделку»,  с успехом обошёлся без мнимых лидеров рвущихся, пусть к небольшой, но  все, же власти!
Так было, так есть и так будет, ибо каждый из нас на подсознательном уровне властолюбив и эгоистичен.
Скажу честно, впервые за долгие годы театр вздохнул свободно полной грудью от удушения этого спрута - диктатура безвкусицы и серости, подминавшего всё и вся под себя.
Они вернутся через год, что бы взять своё – звания, медали, ордена, грамоты, дипломы, премии…
Ими была-таки, реализована мечта идиота, то о чём предостерегал К.С. Станиславский: - «Любите искусство в себе, но не себя в искусстве!».
Вернувшиеся, ставку сделали на последнюю часть этой золотой формулы великого реформатора сцены и превратили театр в некое частное приложение к эгоистичной, корыстной, хитрой натуры – сатрапа!
Избавясь от конкурентов и дорвавшись до единоличной власти, этот серый завистник стёр лучшие страницы театра и начал слагать легенду о собственной неповторимости и исключительности, дабы хоть как – то оставить свой след в искусстве…
И он… наследил!..
В принципе можно было бы и не писать об этом негативе и этих не уважаемых мною людях, но с одной стороны – «страна должна знать своих «героев», с другой именно это обстоятельство и явились толчком к рождению скромного, но потрясающего спектакля – «Антигона» в прочтении талантливого режиссёра Михаила Пушкина!..
В те времена гремела слава знаменитой «Таганки» и многие молодые постановщики подсознательно вероятно, слегка подражали режиссёрской манере Юрия Петровича Любимова.
И в том не было большого греха на мой субъективный взгляд, ибо копируя гениальное творение, умный человек учится, глупый (бездарный!) – превращается со временем в никудышного копииста – ремесленника.

Одарённая молодёжь училась у прославленного Мастера театра – единой манере игры, стилистике, образности, свободе самовыражения, гармоничности сценографии и дерзкой режиссуры и ещё много чему важному и необходимому в творчестве современной режиссуры.
Надо сказать, справедливости ради, изначально на роль Креона планировался другой исполнитель, который оказался в числе уехавших в канун приезда дипломника.  Перед режиссёром встала дилемма – кто из оставшихся в труппе артистов мог бы осилить сложнейшую роль в этой не простой трагедии?
Пушкин предложил неожиданно мою кандидатуру худсовету театра и коллеги одобрили выбор молодого режиссёра.
Я же оказался в положении когда, извините, - и хочется, и колется, и мама не велит!..
Понимая, что роль Креона это уровень великой шекспировской роли – Гамлета, я был, мягко говоря, шокирован, ибо до сих пор считал себя по амплуа – комиком, острохарактерным актёром, амплуа же трагика - это противоположный полюс искусства актёра.
Как плюс и минус…
Михаил Васильевич видел мою неуверенность и, понимая это, некоторое время колебался, сомневаясь в целесообразности работы над выбранной пьесой, но дипломный хронометр диктовал своё, торопил, однако и ставку делать на неопределённость тоже было опасно.
И всё – таки не смотря ни на что, Пушкин рискнул, и мы начали репетиции!..
Скажу честно, первую пару недель роль не давалась, сопротивлялась, всё было ни так и не то!..
Понимая, что только от меня зависело быть спектаклю или название дипломной работы придётся - таки поменять на другое, я внутренне сжался в пружину. 
Ночи напролёт думал, искал, анализировал, вчитывался ещё и ещё раз в текст роли, ища потаённый ключ к решению этого образа и, о чудо – он был найден!
Произошёл эмоциональный взрыв, прорыв в то искомое внутреннее состояние, которое позволило моей роли сдвинуться с мёртвой точки,  а спектаклю выстраиваться в нужном направлении, обретая плоть и кровь.
Количество затраченной энергии на прежние репетиции перерастало в качество последующих творческих исканий и построения собственно самого спектакля, так как он и задумывался режиссёром.
И далее всё покатило как по маслу.
Две юные исполнительницы роли Антигоны стали более уверенны в работе над своими образами, режиссёр, поверив в точность найденного мною актёрского состояния  и почувствовав пульс рождающегося спектакля, дал волю своей безграничной фантазии…
Спектакль выкристаллизовывался из пота и крови актёров, иногда и в прямом смысле слова, дабы бриллиант заблистал всеми гранями своей неповторимости.
Без ложной скромности скажу, что ни до, ни после такого высокого художественного уровня спектакля в истории этого театра ещё не было и думаю, уже никогда не будет!
Спектакль начинался с улицы, или точнее сказать на улице когда зрители, пришедшие на первую премьеру, входили в театр не через парадные двери как это принято, а через служебный вход. Путь людям освещали пылающие факелы и горящие автомобильные покрышки, а по радио звучал хриплый голос нового царя Креона, зачитывающего свой эдикт (указ):- «…старшего брата, Этеокла, похоронить торжественно,
с почестями,  а тело Полиника,  этого  бунтовщика,  бродяги,  бездельника,  не
оплаканное  и  не похороненное,  оставить на растерзание воронам  и шакалам.
Всякий,  кто  осмелится  предать  его  земле, будет  безжалостно  осужден на смерть»!..
Была гнетущая, напряжённая атмосфера, так сказать «увертюра» к  началу спектакля.
К театру с воющими сиренами подъезжали «Скорая» и пожарная машины…
Проходящие мимо зеваки были явно в недоумении от происходящего, делая страшное предположение – не ВОЙНА ли это!?
Напоминаю – шёл 1989 год…
Через два года падёт СССР…
Страна прибывала в состоянии агонии и, родившийся спектакль один в один совпадал по тональности с реальностью жизни!..
Всё происходящее, представленное глазам публики, сопровождалось соответствующей атрибутикой и музыкой в мрачных, гнетущих тонах…
Публику провожал сквозь череду слабо освещённых, узких коридоров, лестниц и прочих нагромождений – стражник с факелом в руке, уполномоченный самого царя Креона, под всё ту же напряженную фонограмму.
Наконец миновав этот лабиринт Ада, люди попадали не в зрительный зал, а на сцену, где по периметру театрального круга были расставлены простые стулья, на коих пришедшим на спектакль предстояло просидеть пару часов, не наслаждаясь зрелищем, но, участвуя в нём.
Люди обескуражено вертели головами, ничего не понимая, ища привычные декорации и не находили их…
Отчего - то им предложено было расположиться на сцене, а не в зале в уютных креслах!?
В полумраке сценического пространства в центре круга угадывалась кучка насыпанного песка, детский савок и ведёрко…
Сверху по центру сцены зависла странной конструкции люстра, слегка раскачиваясь из стороны в сторону, будто маятник – метроном…
Сцена была лишена своей привычной одежды, откровенно демонстрируя «наготу» старинной кирпичной кладки своего рельефного «тела»…
На задней стене театрального пространства расположились фрагменты декора древних Фив, некогда бывшей столицы Египта…
В дополнении к общей картине добавлю элемент смыслового оформления спектакля – сидящие в зрительном зале за спинами зрителей, манекены…
Всё!
Дальше – Актёр и Зритель – магия взаимодействия, психологического проникновения в потаённые мысли подсознания друг друга…
Никаких нравоучений, призывов, демагогии, наставлений и пр. идеологической политической скверны, только обнажённый нерв и до хрипоты незримый спор, отстаивание СВОЕЙ ПРАВДЫ!
Режиссёром был введён в спектакль дополнительно ещё один герой, действующее лицо – это ребёнок, мальчик – секретарь царя Креона.
Зачем?
Логичный вопрос, на который имеется бескомпромиссный ответ.
Ребёнок – это своеобразный нравственно – этический камертон, ограничитель не позволяющий сквернословить, лгать в самом прямом смысле слова.
Но, вместе с тем это и иллюстрация власти как таковой, которая не гнушается ничем – от убийства до показательной жалости к поданным и подчинённым, детям!
Почти двухмесячная работа была завершена, спектакль обрёл самостоятельность и уверенно встал на ноги, горя нетерпением скорейшей встречи с публикой в состязании интеллектов и мировоззрений.
Сцена, как место психических «атак», была выбрана постановщиком очевидно потому, что она давала возможность близкого общения публики и актёров, дабы в этом столкновении рождался тот самый стимулятор психологической (душевной) энергии по имени – конфликт, в театральном смысле этого слова.
Бесконфликтный театр резко неприемлем отечественной театральной культурой по самой сути как таковой.
Не пытаюсь заниматься сомовозвеличиванием, ибо сие глупо и наивно, да и мною презираемо. Но жажду донести правду мысли и чувства того, нашего маленького Чуда, родившегося в нелёгкие для всех нас времена, умирания страны СССР…
 Чуда, которому завидовали ЧЁРНОЙ ЗАВИСТЬЮ те самые перебежчики до такой степени, что сделали всё, что бы спектакль уничтожить и память о нём вытравить желчью ненависти, вбросив ложь в сознание общественности о НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ нашего ЧУДА и невостребованности, якобы у зрителей!?
Это чистейшая ЛОЖЬ и банальная афёра всё тех же доброхотов – перебежчиков!
Запущенный однажды ими чёрный БУМЕРАНГ ненависти, рано или поздно должен был вернуться к точке своего старта и вот через двадцать семь лет он со скоростью метеорита возвращается  обратно в те скаредные, алчные  руки безвкусицы и бездарщины, на «праздничный» стол их премьерного ремейка…
Беру на себя смелость предположить, что нынешние «первопроходцы» не пойдут, по пути творческой целены, им это чуждо. Их путь – проторённая дорожка вынужденного ПОВТОРА, через призму кривого зеркала. Ибо собственная фантазия ремейщиков - заблокирована изначально Господом Богом, дабы не толпились назойливой кучкой в прихожей элитарного искусства и не набивались бы в членство клуба избранных, коих единицы, они сродни Гениям и среди нас таковых попросту нет!
Лишь ВРЕМЯ избирает, ежели считает нужным достойных…
«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.»

Прав Сергей Александрович Есенин, именно так – «Большое видится на расстоянии»… в моём случае почти в тридцать лет… длилась эта вынужденная пауза молчания…
Так, затыкается рот правде, нелицеприятным фактам лжи и лицемерия, так уничтожается ИСТИНА в творчестве, так Ложь в одеждах Добра втирается в доверие и получает своё излюбленное – долгожданную Славу, пусть и местечкового характера.
                ***
Заканчивая эти не праздные и далеко не праздничные мысли  – воспоминания, хочу отметить ещё две - три отличительные черты в том, нашем спектакле – призраке, которые никогда вы не увидите в нынешней интерпретации – ремейке…


Не знаю, обратили ли вы  внимание, что теперешний городской театр продвигается след в след за постановками М. Пушкина, поставив сначала ремейк нашего спектакля «Трактирщицу» и далее… «Антигону»?

Для современного зрителя это – достижение сегодняшнего коллектива театра, но только не для меня, ибо мне ясно, в чей огород камень!..
А я напомню истинным театралам города, кто тогда играл главные роли в «Трактирщице» например…
Это Михаил Окунев, уроженец Шадринска, лауреат «Золотой маски», артист кино, зас. арт.России, и ведущий актёр,  академического театра драмы города Омска и его супруга Ирина Окунева.
Михаил исполнил роль Кавалера Рипафратта, Ирина роль Мирандолины.
Блестящий дуэт молодых выпускников иркутской театральной школы!

Только вот беда… отчего – то они долго не задержались в стенах этого театра, отчего это интересно?..
Наш спектакль «Антигона» прошёл всего пятьдесят один раз…
Пятьдесят второго… не случилось – сняли, заменив блёклыми работами упрощённого характера для  понимания, так называемого «простого» зрителя.
Чувствуете, откуда ветер дует?..
Но, если вернуться к тем нашим спектаклям «Антигоны», мне бросилось в глаза одна парадоксальная вещь…
Если зрители в начале спектакля были в состоянии некой прострации, то к финалу я видел просветлённые глаза ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ!
Понимаете?
И это происходило на каждом случившемся спектакле!..
Сейчас, ощущая себя постаревшим, "свергнутым" Креоном, (чем не Хущёво положение?), отошедшим от дел мирских, не чувствую досады от мнимого "поражения" в незримом противостоянии, ибо его, этого "поражения" - вообще НЕБЫЛО!
Победить моего царя Креона НЕВОЗМОЖНО, его можно было только… убить…
Но, как убить Креона которого играет актёр?
Только убив самого исполнителя, спровоцировав его на неправильный шаг, и он сам совершит "САМОУБИЙСТВО", а убийцы оформят как им выгодно «САМОУСТРОНЕНИЕ».
За счастливую возможность сыграть НЕВОЗМОЖНОЕ, я дорого заплатил – здоровьем и ликвидацией в себе актёра…
Таков выбор судьбы, такова реальность – кому болячки, а кому  ордена…
Но, заклинаю вас – остерегайтесь серых кардиналов, ибо они – ОПАСНЫ!
*****************
фото:Антигона-Марина Зайцева, Креон-В.Колягин.

Продолжение следует.


Рецензии