Человек и эпоха. Коллективизация. Рассказ 5
Весной 1930 года в «Правде» была опубликована статья Сталина “Головокружение от успехов”. Ситуация в деревне к тому моменту крайне обострилась. Кое-где накал борьбы за колхозы привел к попыткам организации восстаний крестьян, диверсиям, бандитизму. Признав наличие некоторых “перегибов” в вопросе о добровольном вступлении в колхозы, Сталин возложил ответственность за просчеты в деле коллективизации на местное руководство, у которых от успехов “закружилась голова”.
После опубликования статьи начался массовый выход крестьян из колхозов как результат администрирования и перегибов в организации колхозов и некоторой растерянности руководства. «Прежде всего, - писал отец, - статьей Сталина воспользовались кулаки и зажиточные крестьяне для борьбы против колхозов. Они по-своему истолковывали положения статьи неграмотным крестьянам, искажая их до того, что чуть ли не объявляли Сталина противником колхозов».
Для того, чтобы несколько ослабить процесс выхода крестьян из колхозов, Сталин через месяц выступил в печати с другим письмом: «Ответ товарищам колхозникам». В нем он писал: «Уходя из колхозов, они идут против своих же собственных интересов, ибо только колхозы дают крестьянам выход из нужды и темноты. Уходя из колхозов, они ставят себя в худшее положение, ибо лишают себя тех льгот и выгод, которые предоставляет колхозам Советская власть». Несмотря на временное отступление, политика партии в вопросе коллективизации продолжалась. К 1937 г. 93% крестьянских хозяйств в стране были коллективизированы.
В колхозе, где председательствовал Катин отец, после статей Сталина начался также “отлив” колхозников. “Бывало, - вспоминал отец, - идешь утром в правление колхоза или вечером возвращаешься домой на край деревни, вдруг из дома выбегает кто-то, не сам хозяин, а дочь, жена или сын, сует мне бумажку - заявление о выходе из колхоза». Через месяц данные на областной доске показателей изменились: кое-кто с “самолета” пересел на “повозку” отца, а он сам оказался на “тракторе”, так как у других “отлив” составил 75-80%, а у отца только 50%.
Помогло отцу то, что он не пошел на поводу у шефов и избежал формализма при строительстве колхоза. Он сумел к этому времени организационно укрепить колхоз, открыв при нем пуговичную мастерскую, где получили работу 36 человек. Однако забот и тревог у отца не убавлялось: предстояла весенняя посевная кампания, надо было покупать лошадей, инвентарь, семена и пр. Помощником отца в хозяйственных делах стал Катин дедушка.
«Дела шли успешно, колхозники работали дружно, на работу выходили с песнями, осенью собрали хороший урожай, и в 1931 году оказались лучшими в районе». В газетах писали о колхозе отца, а сам он был даже премирован: ему выдали шерстяной костюм и ботинки.
К середине 1930-х гг. жизнь в колхозе наладилась, люди стали жить лучше.
Вскоре райком партии командировал отца на учебу в совпартшколу II ступени на 2 года. После учебы отец работал уполномоченным по организации колхозов в районе, был в гуще событий; потом стал вторым секретарем горкома комсомола в г. Воскресенске.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Что можно сказать об том времени – о годах, которые определили жизнь Советской страны на долгий период? Это было трудное время, было много «перегибов» в процессе становления коллективных хозяйств: насильственное насаждение колхозов, необоснованная экспроприация части кулачества и крестьян – середняков и др. Но, сама идея создания колхозов была верной. Без коллективного труда в тяжелых климатических условиях нашей страны и помощи государства деревне крестьянству было не выжить, невозможно было выбраться из нищенского состояния большинству крестьянских хозяйств. Конечно, жесткие административные методы советского государства дискредитировали саму идею, нанесли ей вред.
В 1990-е гг. наше государство впало в другую крайность: были разрушены колхозы, растащена по дворам колхозная собственность. Люди трудоспособного возраста в деревне лишились работы и стали выживать за счет приусадебного хозяйства и мизерной пенсии своих стариков-родителей, что привело к деградации основной массы крестьян, особенно в отдаленных от Москвы и других крупных городов территориях: лень, тунеядство, пьянство, воровство постепенно стало почти нормой. Пока не поздно, государство должно принять меры по восстановлению деревни, помочь ей выйти из сложного положения, в котором она оказалась.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №216101500225