ЧАША

Старый гончар поставил чашу на стол и, отойдя на несколько шагов назад, залюбовался ею. Эта последняя работа получилась самой удачной. Скудный солнечный свет, попадавший в мастерскую через небольшое оконце, катался по глянцевым бокам чаши, отчего рисунки, которые мастер нанес на них, казалось, были в постоянном движении. Не очень большая, но и совсем не маленькая, она имела в верхней части причудливую рукоять, для того, чтобы, взявшись за нее, можно было переносить чашу с места на место. В ней можно хранить зерно или воду, а можно поставить на таганок и готовить пищу. Мастер смотрел на чашу и думал, что, пожалуй, не станет продавать ее. Лучше поставить у себя на самом видном месте, и пусть каждый вошедший любуется ее красотой. Подумал он так и, найдя на полке самый лучший и самый освещенный участок, поставил свою туда любимицу.
С тех пор прошло довольно много времени. И вот однажды ночью, когда на дворе бушевала непогода, в дверь его небогатого жилища кто-то постучал. Мастер впустил в дом людей. Старший, человек весьма преклонного возраста, с красивой седой бородой, вышел вперед и сказал:
- Мы - бедные пилигримы. Странствуем по свету в поисках истины. В пути застигла нас буря. Вынуждены просить тебя, добрый человек, приютить нас на сегодняшнюю ночь.
- Милости прошу, — ответил ему гончар. — Я живу небогато, но смогу не только дать вам приют, но и накормить тем, что послал мне сегодня Господь.
Вскоре в очаге уже пылал жаркий огонь, а обсохшие и отогревшиеся гости жадно поглощали скромный ужин. Когда с ним было покончено, и ученики начали искать себе место для ночлега, гончар подошел к старику-пилигриму и спросил его:
- Ответь мне, уважаемый, чему учишь ты этих молодых людей?
Они подсели ближе к огню, и старик - учитель начал говорить. До самого утра он рассказывал о том, какими станут люди через много лет, когда простые и доступные для каждого истины проникнут в сознание каждого и закрепятся там настолько, что станут их жизненной потребностью. Главное — это видеть во всех окружающих своих братьев и сестер и желать им только добра, даже если они этого, на первый взгляд, и не заслуживают. Но такие отношения возникнут между людьми еще не скоро. Пройдет немало времени, заполненного войнами и раздорами, и постепенно зверь, сидящий сейчас почти в каждом из нас, будет усмирен. На земле установится большое человеческое братство.
Когда забрезжил рассвет, старик закончил свою речь. Гончар встал со своего места, достал с полки любимую чашу и сказал:
- Меня глубоко тронули твои слова, странник. Ты много ходишь по свету, неся свет истины людям, и при этом терпишь множество лишений. Возьми эту чашу в дар от меня. Пусть она послужит тебе так же, как и ты служишь доброму делу.
Старик поблагодарил гончара за дар, разбудил учеников и отправился с ними в путь. Они еще долго ходили по разным землям, и всегда чаша гончара была с ними. В ней готовилась пища, а потом ее ставили в центр стола, и каждый мог взять еды для себя. Так продолжалось до тех пор, пока однажды старый учитель не заболел и, пролежав в беспамятстве несколько дней, умер, так и не произнеся ни слова. Ученики похоронили его, но не успели еще последние комья земли упасть на могилу, как начался спор о разделе небольшого имущества их наставника. Каждый считал себя любимым учеником, которому вещи учителя должны достаться по праву, но больше всего хотелось обладать чашей, приносящей, по их мнению, счастье и удачу! Они тянули ее каждый к себе и, забыв все заповеди учителя, ругались при этом и даже били друг друга. Кончилось все тем, что от чьего-то неосторожного движения чаша упала и разбилась. Какое-то время ученики стояли в оцепенении, а затем, не говоря друг другу ни слова, разошлись каждый в свою сторону. На месте ссоры остались лишь осколки чаши, которые теперь никого уже не в силах были ни накормить, ни напоить.


Рецензии