Пределы терпимости

Международный День толерантности (12 ноября) стали отмечать ради преумножения среди людей миролюбивости, терпимого отношения друг ко другу, вкладывая в слово "терпимость"  (от лат. tolerantіa или англ. tolerance - терпение) особое значение. Его сформулировано в "Декларации принципов терпимости", принятой 21 год тому назад именно Генеральной конференцией ЮНЕСКО. 

В Декларации разъясняется, как именно следует понимать термин "толерантность", кстати, заимствованный из биологии и медицины. А как социологическое понятие, по тексту этого документа, толерантность предусматривает "уважение, принятия и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности", "признания того, что люди по своей природе различаются внешним видом, положением, языком, обращением и ценностями, следовательно, имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность".

В сущности, речь идет о спокойном, объективном, непредубежденном отношении ко всему тому, что может различать людей, народности, нации, расы: как внешние признаки, так и составные мировоззрения, культуры. Это не только цвет кожи и особенности строения тела, черт лица, а и язык, этнические традиции, вероисповедания, способ выявления менталитета (общие традиции мышления), носители духовной и материальной культуры. Как показывают история и повседневность, эти отличия часто приводят к недоразумениям, непринятию одних людей другими, ксенофобии (от грец. xenos - чужеземец + fobos - страх), а через обострение между ними нетерпимости, враждебности – к конфликтам, даже воинским, как нынче на Донбассе, т.е. к прямым угрозам человечеству или отдельным его представителям.

Научиться толерантности, чтобы ее проявлять в повседневности, -  это выработать привычку относиться к другим снисходительно, принимать их такими, каковыми они являются. Можно не признавать элементов их мировоззрения, например, атеизма или, наоборот, веру в Бога, но не идти в наступление с кулаками, а то и оружием, доказывая таким вот образом правильность своих убеждений, идеологии.
Существуют регуляторные механизмы для примирения, достижения согласия, поиски компромиссов – переговоры, дискуссии, заключения мирных соглашений, принятия обязательных к выполнению юридических документов (как нынче в Минске). В религии толерантность определяют тексты священных писаний, канонические догматы и разъяснения. Так, законы ислама (Шариат) предусматривают соблюдение терпимости и защиту представителей вероучений, принесенных, по Корану, предыдущими пророками – Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), то есть соответственно основателями иудаизма и христианства. Потому их исповедников, которые проживают на территории мусульманской страны, защищает законодательство, конечно, при условии если они в свою очередь его не нарушают – не поносят "чужую" веру, проявляя агрессивность вплоть до захвата чужих территорий. В демократических, цивилизованных государствах законодательно гарантируются свобода слова и совести, запрет преследований за инакомыслие и т. п.

К крайней степени толерантности призывают христианские тексты. Вот слова Иисуса Христа из знаменательной Нагорной проповеди: "Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему в тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку" (Луки 6:27-29). Более того, Иешуа ха Машиах (Иисус) сформулировал главный признак христиан:  "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Евангелие от Иоанна 13:35). Как бы угодили Богу разные религиозные конфессии, которые объявляют себя христианскими, если бы реально исповедовали, а еще важнее -- выполняли этот основоположный принцип толерантности!

Однако толерантность имеет, а в конце концов и должна иметь определенные границы. Недаром и по народной мудрости, нельзя позволять другим "наплевать тебе в кашу",  "сесть тебе на голову". Как нельзя  мириться с преступлениями, аморальностью, другими проявлениями того, что наносит физический и духовный ущерб, извращает основополагающую человеческую нравственность. Для этого и существуют официальные юридические документы - Конституция (Основной Закон), Уголовный, Административный кодексы, законы типа "О коррупции", "О защите общественной морали".

Однако, с другой стороны, терпеливость имеет определенные границы. Даже физиологические. Например, сносить физическую боль можно лишь до того порога, пока она не становится невыносимой. Ведь дальше – реальная угроза: болевой шок, потеря сознания, даже смерть.

Моральная терпимость также небеспредельна. Едва ли допустимо снисходительно наблюдать, как сильный обижает слабого, богатый -- бедного, молодой -- старого, мужчина -- женщину. Так же аморально не вмешаться в потасовку, не прекратить другие безобразия. Как и становиться молчаливым свидетелем кражи, махинации, обмана, невыполнения законодательства, а хоть бы и властью. И в последнем случае терпению может настать конец, и это закономерно, даже естественно. Ведь давать поблажку нарушению юридических и просто моральных норм бездеятельностью -- это уже проявление не толерантности, а беспринципности.

Яркий пример того, когда исчерпываются средства мирного урегулирования неблагообразных ситуаций, -- изгнание Иисусом Христом торговцев из храма, причем далеко не мистическим образом: "И, сделав бич из бечевки, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продавцам голубей: возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли" (Евангелие от Иоанна, 2:15-16).
Словом, толерантность заканчивается там, где ее средства для сохранности порядка, мира и согласия исчерпываются.

*  *  *

После нападок одного воинствующего автора (тролль?) этого сайта, что, мол, террористы - сплошь мусульмане, вынужден сообщить, что они мусульманами по сути не являются, хоть и считают себя таковыми, ибо "ислам" даже в переводе с арабского означает "покорность". А мусульмане должны защищать лишь исконно свою, мировой общественностью признанную территорию в случае агрессии извне, в том числе нападающих представителей других религий. Последние же, если живут в мусульманской стране, должны вести себя в соответствии со своим вероучением, не притесняя представителей других вероисповеданий, включая мусульман. В случае же нарушений, то здесь уж толерантность точно неуместна. Не дом терпимости, поди!


Рецензии
Толерантен тот, кто умеет мыслить масштабно.
Но думаю, что всем, рано или поздно, приходится переходить Рубикон...

Асна Сатанаева   18.01.2018 13:22     Заявить о нарушении
Совершенно верно, милая Асна.
Благодарю за отклик.
Быть добру!

Руслан Бараханов   18.01.2018 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.