I. 5. 1. 2- Декарт

I.5.1.2. Декарт

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Декарт (Франция, 1596-1650 гг.) – 6-й Гений. Родился в дворянской семье, принадлежащей к древнему, знатному и богатому роду.

Латинизированное имя – Картезий, от которого произошло название «картезианство». Закончил самое аристократическое учебное заведение для французского дворянства, которым руководил орден иезуитов, – Новую школу (Коллегия Ла-Флеш), основанную королём Генрихом IV. Со временем Коллегия стала одной из лучших высших школ Европы. Декарт особенно увлечённо занимался математикой.  Окончив школу, он настолько запутался в «сомнениях и заблуждениях», что начал думать, что единственным результатом его обучения было всё возрастающее убеждение в своём невежестве. Он пришёл к выводу, что школьная наука абсолютно не надёжна и полна противоречий.

Декарт оставляет книжные занятия и начинает путешествовать, встречаться с людьми разных нравов и собирать разнообразный опыт. В поисках уединения уезжает в Голландию, где проведет 20 лет и напишет большую часть своих работ. Но и в Голландии он не мог найти себе места по душе – 24 раза меняет место жительства.

В 1649 г. принял приглашение молодой шведской королевы Христины приехать в Швецию. Она хотела, чтобы Декарт лично преподал ей основы философии. В Стокгольме он простудился и умер от воспаления лёгких.
Основные труды: «Рассуждение о методе» (относится к Великим книгам); «Размышления о Первой философии» (который Декарт считал своим главным философским произведением); «Начала философии» (итоговый труд); «Правила для руководства ума» (юношеское произведение, опубликованное значительно позже его смерти).

По вопросам теологии Декарт высказывался следующим образом: «Путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям», «Религиозные истины выше нашего понимания и в них надо просто верить». Он не побоялся бросить вызов самому Творцу Вселенной, дерзновенно провозглашая: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!» При этом Декарт старался угодить церковникам, но не смог. Его обвиняли в безбожии. Пока философ был жив, иезуиты не подвергали его критике, ведь он вышел из их среды, и у него было среди них много друзей и покровителей.

Но вскоре после его смерти, Ватикан внёс его сочинения в список запрещённых.

Декарт был дуалистом. В основе бытия он усматривает две субстанции: сознание (мышление) и материю, которые не зависят друг от друга и сотворены Богом. Поэтому его учение является одним из вариантов объективного идеализма. Он не признавал атомов и пустоты. Считал, что после земной жизни душа расстаётся с телом и продолжает своё шествие по миру. «Пора в путь, душа моя!» – были последними словами умирающего философа. Дальше открывалось Бессмертие. В физике

Декарт был материалистом.

Бог создал организованный и упорядоченный мир, но в процесс становления мира Бог не вмешивается. Внутри мира Богу места нет. Он выводится за пределы мира. На вопрос «Где находится Бог?»  Декарт ответил: «Нигде». Это – деизм.
Бэкон основой науки считал опыт, его индуктивный метод лучше соответствовал нуждам естественных наук (физики, химии, биологии и др.). Декарт же основное внимание обращал на деятельность человеческого Разума, его методология больше приспособлена для математических наук. Поэтому новые научные методы Бэкона и Декарта не вступали в противоречие друг с другом, не конкурировали между собой, а гармонично дополняли друг друга.

Декарт сформулировал 21 правило для руководства ума, но в «Рассуждении о методе» он оставил только четыре основных правила, по которым должен действовать человеческий ум:

1) никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. что никоим образом не сможет дать повод к сомнению;               

2) делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить;

3) мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных;               

4) составлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.
Декарт был уверен, что нет такой твердыни, которая могла бы устоять под натиском человеческого ума, если последний вооружён правильным методом познания. Такая позиция (концепция) получила название Рационализма (от лат. ratio – разум).
Сомнение – обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всём, но для этого необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается. На основании этого

Декарт выводит свой знаменитый тезис: «Я мыслю, следовательно, существую!», который послужил отправным пунктом для многих последующих теоретических разработок и, в частности, для грандиозной философской системы Спинозы.

Некоторые полагают, что, провозглашая свой метод сомнения, Декарт был не оригинален: ещё Августин Аврелий писал о том, что абсолютно невозможно усомниться в собственном существовании и, что истина «я существую» столь тверда и верна, что никакие возражения скептиков не могут её поколебать. Декарт говорил, что не был большим знатоком сочинений  Августина. Он доказывает, что сама по себе истина «Мыслю, сомневаюсь – значит, существую» – простая и доступна многим. Для этого не нужны  авторитеты Августина или Декарта. В этом смысле эта истина «нейтральная» и «научная» и ей каждый может воспользоваться по-разному. Августин воспользовался этой истиной, чтобы простым римским гражданам, которые в то время в основном были язычниками, объяснить основы христианства, в т. ч. учение о Святой Троице. Но Августин не продвинулся в направлении, по которому пошёл Декарт, обнаруживший трансцендентальное сознание (см. Глоссарий). В этом заслуга именно Декарта.

Декарт выделяет три вида идей: врождённые (изначально содержатся в сознании), приобретённые (приходят извне) и сотворённые (сконструированные самим человеком). 

Теория «Врожденных идей» Декарта имела в последующем как своих сторонников – Шефтсбери (Англия), Ламетри и Руссо (Франция), так и противников – Гассенди, Гельвеций, Ламарк и Дидро (Франция), Гоббс, Локк и Мандевиль (Англия), Спиноза (Нидерланды), Радищев (Россия).

В «Правилах для руководства ума» Декарт пишет: «Мы никогда не станем философами, прочтя все сочинения Платона и Аристотеля, не будучи в состоянии вынести твёрдого суждения о данных вещах, ибо в этом случае мы увеличим только свои исторические сведения, но не знания».

В «Рассуждениях о методе» отдельный интерес представляют следующие идеи Декарта:
– «мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»;
– «чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков, в которой они открывают нам лучшие из своих мыслей»;
– «философия в течение многих веков культивировалась самыми выдающимися умами и тем не менее, в ней нет ни одного положения, которого нельзя было бы оспаривать».

В книге «Размышления о первой философии» Декарт представил шесть своих идей (размышлений):
1) о том, что может быть подвергнуто сомнению;
2) о природе человеческого ума – о том, что ум легче познать, чем тело;
3) о Боге – о том, что Он существует;
4) об истине и лжи;
5) о сущности материальных вещей и снова о Боге – о том, что он существует;
6) о существовании материальных вещей и о реальном различии между умом и телом.
Перед опубликованием этой книги в 1640-1642 гг. Декарт направляет её для рецензирования некоторым философам и, получив в ответ их возражения против «Размышлений», включает в свой труд, как сами возражения, так и их критику.

Возражения/Автор/Страна/Примечание

Первые Катер Нидерланды Эрудированный теолог, профессор в католическом университете.

Вторые Мерсенн и др. Франция Группа парижских теологов, философов и математиков.

Третьи Гоббс Англия Знаменитый номиналист и сенсуалист.

Четвертые Арно Франция Философ, теолог, поддерживал идеи Августина, близкие к протестантизму, идеолог янсенизма – антикатолического направления, симпатизировал Декарту. В его возражениях, как и в «Размышлениях» чувствуется августинианская традиция.

Пятые Гассенди Франция Философ-сенсуалист, продолжатель  эпикуровского атомизма. Его возражения – самые обширные, ещё более последовательные, чем возражения Гоббса. Ответ Декарта, аналитический  и принципиальный, показывает, сколь глубоко его затронули возражения Гассенди. Последний не был, однако, удовлетворён ответом Декарта и написал в 1642 г. Новые возражения. Свой ответ на Новые возражения Гассенди Декарт сформулировал в письме к Клерселье от 12.01.1646 г.

Шестые Дезарг Франция Другая группа парижских теологов и философов, которые симпатизировали Декарту.

Седьмые Бурден Франция Член ордена иезуитов. Это враждебно-схоластические возражения.

В «Началах философии» Декарт утверждает: «Знания (мудрость) можно приобрести следующими способами:
– 1-я ступень содержит только те понятия, которые настолько ясны, что могут быть приобретены без размышления;
– 2-я ступень охватывает всё то, что даёт нам чувственный опыт;
– 3-я ступень – это то, чему учит общение с другими  людьми;
– 4-я ступень – чтение книг, написанных людьми, способными наделить нас хорошими наставлениями – это как бы вид общения с творцами».

Декарт не рассматривает в качестве способа познания божественное откровение, «ибо оно не постепенно, а разом поднимает нас до безошибочной веры. Однако во все времена бывали великие люди, пытавшиеся присоединить пятую ступень мудрости, гораздо более возвышенную и верную, чем предыдущие четыре. По-видимому, они делали это исключительно так, что отыскивали первые причины и истинные начала, из которых выводили объяснения всего доступного для познания. Они получили названия философов. Никому, однако, не удалось счастливое разрешение этой задачи. Первыми и наиболее выдающимися были Платон и Аристотель. Между ними существовала та разница, что первый, следуя по пути своего предшественника Сократа, был убеждён, что он не может найти ничего достоверного, и довольствовался изложением того, что ему казалось вероятным. Аристотель же не обладал такой искренностью. Хотя он и был в течение 20 лет учеником Платона и принимал те же начала, что и последний, однако он совершенно изменил способ их объяснения и за верное и правильное выдавал то, что, вероятнее всего, сам никогда не считал таковым. Оба этих богато одарённых мужа обладали значительной долей мудрости, достигнутой четырьмя указанными средствами, и в силу этого они стяжали столь великую славу, что потомки более предпочитали придерживаться их мнений, вместо того чтобы отыскивать лучшие».
Относительно чтения «Начал философии» Декарт даёт краткое указание: «Я желал бы, чтобы эту книгу просмотрели в один приём, как роман, чтобы не утомлять своего внимания и не задерживать себя трудностями и чтобы представить в общих чертах вопросы, изложенные в книге. После этого, в случае заинтересованности, следует вторично прочитать книгу с целью проследить связь доводов. Если же доводы будут не достаточно понятны, то следует подчеркнуть эти места и продолжать чтение без всякой задержки. Если читатель не затруднится взять книгу в третий  раз, он найдёт в ней разрешение многих из прежде отмеченных трудностей, а если некоторые из последних останутся и на сей раз, то при дальнейшем чтении, они будут устранены».               

В этой книге Декарт делает вывод о том, что вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трём главным – медицине, механике и этике. Под последней понимается высочайшая наука о нравах, которая предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к Высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола, а только с концов его ветвей, так особая полезность философии зависит от тех её частей, которые могут быть изучены только под конец.

Какие «Плоды», по мнению Декарта, могут быть собраны при прочтении «Начал философии»:

Плоды/Что даёт Плод

Первый. Удовольствие от нахождения в книге до сих пор неизвестных истин.

Второй. Усвоение данных «Начал» приучит нас правильнее судить обо всём встречающемся и, таким образом, стать более рассудительными.

Третий. Истины, содержащиеся в «Началах», будучи наиболее очевидными и достоверными, устраняют всякие основания для споров, располагая тем самым умы к кротости и согласию.

Главный. Углубляясь в смысл «Начал», можно открыть великое множество истин, которых, как пишет Декарт, он «их там не излагал, и таким образом, переходя постепенно от одной истины к другой, со временем прийти к полному познанию всей философии и к высшей степени мудрости. Раз мы имеем истинные начала, не может статься, чтобы при проведении их мы не напали бы когда-нибудь на другие истины. Нельзя лучше доказать ложность Аристотелевых принципов, чем отметив, что в течение многих веков, когда им беспрекословно следовали, не было возможности продвинуться вперёд в познании вещей.
       
Интересно мнение Декарта о человеческих страстях, изложенное им в «Страстях души»: Есть только шесть первоначальных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все прочие страсти либо составлены некоторыми из этих шести, либо же являются их видами. Эти страсти отражаются на состоянии человека следующим образом:
Страсть/Отражение на состоянии человека

1. Удивление. Не происходит изменений в сердце и крови. Эта страсть связана только с мозгом, а не с сердцем и кровью.

2. Любовь. Сок из пищи превращается в новую кровь, быстро проходит к сердцу, не задерживаясь в печени. Новая кровь проходит к сердцу с большей силой и в большем количестве и вызывает там более сильный жар, потому что она гуще, чем кровь, которая уже разряжена сердцем. В мозгу усиливается впечатление, оставленное там первой мыслью о любимом предмете, что заставляет душу сосредоточиться на этой мысли. В этом-то и заключается страсть любви.

3. Ненависть. Пульс неровен, значительно слабее и нередко учащён, чувствуется холодок, перемежающийся с гнетущим и острым жаром в груди, отправления желудка прекращаются, появляются позывы к рвоте и к извержению принятой пищи.

4. Желание. Сердце работает так сильно, как ни при какой другой страсти, все чувства обострены и делают более подвижными все части тела.

5. Радость. Пульс ровный и более частый, чем обыкновенно, он не такой напряжённый и учащённый, как при любви, чувствуется приятное тепло, распространяемое вместе с кровью по всему телу, аппетит иногда исчезает, потому что пищеварение происходит менее правильно, чем обыкновенно. Радость сопровождается оживлением на лице и румянцем, т. к. кровь живее проходит через вены, что вызывает улыбку и радостное выражение. 

6. Печаль. Пульс слабый и медленный, около сердца как будто чувствуется сжимающее давление, а во всём остальном теле – холод, хороший аппетит, желудок работает нормально, лишь бы к печали не присоединилась ненависть. Сужаются сердечные отверстия, кровь медленнее течёт в вены. В результате лицо бледнеет и при большой печали кажется похудевшим. Но бывает, что при печали лицо краснеет. Это связано с другими страстями, присоединяющимися к печали: с любовью, желанием, иногда с ненавистью.
             
Декарт выпустил также книгу «Опыты» (произведения), объединившую его основные ранее изданные труды.

Произведение/Основные идеи

Рассуждение о методе. Для правильного направления разума и отыскания истины в науках. Изложены основные правила логики и несовершенной морали. Остальные части содержали три трактата: «Диоптрика», «Метеоры», «Геометрия».
– Диоптрика Доказано, что можно далеко продвинуться в философии, чтобы с её помощью приблизиться к познанию искусств.
– Метеоры Отмечено насколько философия, разработанная Декартом, отличается от философии, изучаемой в школах.
– Геометрия Показано множество неизвестных ранее идей, разработанных Декартом.

Размышления о первой философии. Изложены наиболее трудные вопросы понимания начал метафизики. Книга не велика, но содержит много вопросов, связанных в том числе с возражениями ряда философов и теологов, и ответов на них.

Начала философии. Изложение всей философии. Состоит из четырех частей: об основах человеческого познания, о началах материальных вещей, о видимом мире, о земле.

Страсти души. Трактат посвящён психологическим и этическим вопросам, основан на переписке с принцессой Елизаветой, дочерью чешского короля, находившегося в эмиграции в Голландии. Обстоятельно затронута проблема связи души и тела и более широкая этическая проблема.

Декарт является основоположником философии Нового времени, представителем классического рационализма, который лёг в основу всего рационализма Нового времени, хотя уже в конце XVII в. в философии зарождается противоположное ему учение – сенсуализм.
Декарт – один из родоначальников механицизма, но в тоже время провозвестник эволюционных идей. Является создателем аналитической геометрии. Дуализм Декарта не был принят другими философами – даже Спинозой, который считал себя его учеником. Основы деизма и механицизма развивались в учении Ньютона, а позднее многими просветителями.

Имя Декарта и поныне звучит во многих областях знания: в математике, аналитической геометрии, физиологии, психологии, физике, космологии, и конечно, в философии. 

"Чтение хороших книг – есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков, их авторами, и, причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей".
    
"Знания (мудрость) можно приобрести следующими способами:               
– первая ступень содержит только те понятия, которые настолько ясны, что могут быть приобретены без размышления;
– вторая ступень охватывает все то, что дает нам чувственный опыт;
– третья ступень – это то, чему учит общение с другими людьми;
– четвертая ступень – чтение книг, написанных людьми, способными наделить нас хорошими наставлениями: это как бы вид общения с творцами".
    
"Я мыслю, следовательно, я существую".
    
"Путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям".
    
"Дайте мне материю и движение, и я построю мир!"
    
"Религиозные истины выше нашего понимания и в них надо просто верить".
    
(Краткие указания, как следует читать его итоговый труд «Начала философии»):

"– Сначала эту книгу надо просмотреть в один прием, как роман, чтобы не утомлять своего внимания и не задерживать себя трудностями и чтобы представить в общих чертах вопросы, изложенные в книге.
– После этого, в случае заинтересованности, следует вторично прочитать книгу с целью проследить связь доводов. Если же  доводы будут не достаточно понятны, то следует подчеркнуть эти места и продолжать чтение без всякой задержки.               
– Если читатель не затруднится взять книгу в третий  раз, он найдет в ней разрешение многих из прежде отмеченных трудностей.
– Если же некоторые из последних останутся и на сей раз, то при дальнейшем чтении, они будут устранены".               
      
"Мы никогда не станем философами, прочтя все сочинения Платона и Аристотеля, не будучи в состоянии вынести твердого суждения о данных вещах, ибо в этом случае мы увеличим только свои исторические сведения, но не знания".

Фото из интернета


Рецензии