I. 5. 1. 3- Спиноза

I.5.1.3. Спиноза

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Спиноза (Нидерланды, 1632-1677 гг.) родился в одной из самых знатных семей португальской общины Амстердама, бежавших из Португалии из-за еврейских погромов.

В прошлом фамилия звучала как Эспиноза. Приняв для видимости христианство, сохранили прежнюю веру – иудаизм.
Нидерланды в XVII в. были самой развитой страной в Европе по уровню социально-экономической и политической жизни, и наверное, единственной, где существовала свобода слова. Здесь печатал свои работы Гоббс, находил спокойное убежище Локк, в течение 20 лет творил Декарт. В это время начал формироваться социальный и духовный облик Нового времени. Снижался авторитет церкви, и возрастала роль науки. Со временем природная любознательность и формирующаяся самостоятельность мышления пришла в противоречие с религиозными канонами.

Спиноза начинает изучать латинский язык и стремится к научному и философскому образованию. Изучал математику, медицину и философию. Он всё больше отчуждается от своих единоверцев, от еврейского уклада жизни. Начинает сомневаться в избранности еврейского народа. В судьбе евреев, претерпевших столько гонений, он не видел никаких признаков того, что Бог заботился о своём избранном народе и был к нему благосклонен. Позднее он напишет, что евреи не имеют никаких прав на особую избранность, поскольку в них нет ничего, что возвышало бы их над прочими народами. За несоблюдение иудейских обрядов отлучён от синагоги навечно, проклят и был вынужден бежать из Амстердама. Когда ему стало известно, что его собираются отлучить от церкви, он ответил: «То, что со мной намерены сделать, вполне совпадает с моими намерениями». Его отлучили сначала от синагоги, а потом, когда стал христианином, и от церкви.

От имени короля Франции ему пообещали пенсию, если он посвятит королю одно из своих произведений, на что он ответил: «Я свои сочинения посвящаю только истине».

В России произведения Спинозы были под запретом сначала за его атеизм, а после 1917 г. – за религиозность. Большевики оказались справедливее. Спиноза в своём главном труде «Этика» (отнесённом к Великим книгам) доказал чисто логическим способом, что Бог есть. Это доказательство и до сих пор приводит в восторг всех, кто любит игру ума: «Какое главное свойства Бога?» – спрашивает философ и сам отвечает: «Главное свойство Бога – существование. Может ли существующий не существовать? Не может, поскольку он «сущий». Следовательно, Бог существует по определению».

В 1654 г. умирает отец Спинозы, оставляя юноше наследство, от которого он отказывается в пользу своих сестёр.
К 24 годам, пережив множество невзгод и страданий, Спиноза задумывается о выборе профессии, которая обеспечит его и при этом даст возможность заниматься философскими размышлениями. Ему на помощь пришёл его любимый Декарт. Читая «Диоптрику», Спиноза узнал о законах преломления лучей, увлекся этой проблемой и начал заниматься шлифованием оптических стёкол. Жил он скромно и непритязательно, хотя многие состоятельные люди предлагали ему материальную помощь, но он привык довольствоваться малым.

Спиноза – единственный среди философов Нового времени, подвергший последовательной критике религию и богословие. Заложил основы научной критики Библии. Отрицал существование ангелов, Божью направленность Библии, пришествие Мессии и бессмертие души. Утверждал бесполезность Торы, полагая, что результата можно достичь при помощи чистого разума. Доказывал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия. В то же время отрицал обвинения в атеизме, считая, что его критика религии – это критика невежества и предрассудков.

Взгляды Спинозы демонстрируют одну особенность еврейского духа – склонность не только всё рационализировать, но и всё интеллектуализировать. Спиноза подорвал основы организованной религии и вызвал долгосрочные и смертельные последствия для еврейской общины. Кроме этого, Спиноза меняет свое имя Барух (блаженный – древнеевр.) на латинский эквивалент – Бенедикт.

Взгляды Спинозы позволили Вольтеру (который был им очарован) сотоварищи высмеять христианство и то, что они считали карикатурой на него – иудаизм.
Спиноза умер в одиночестве и в нищете от болезни лёгких, вызванной постоянным вдыханием токсичной пыли от шлифовки стекла, не дожив до 45 лет.

Спиноза считал себя учеником Декарта, хотя по ряду принципиальных вопросов расходился с ним во мнениях. Декарт начинал с «Я», Спиноза – с объективного мира. В своих работах применял метод, созданный Декартом, основывающийся на том, что только математический способ мышления ведёт к истине. И Декарт, и Спиноза обладали «тонким математическим умом», а также способностью к широкому обобщению и отвлечённому мышлению. Можно сказать, что система Спинозы вытекает из системы Декарта, система Лейбница – из системы Декарта и Спинозы, система Канта – из системы Лейбница и Юма.

Вместо декартовского дуализма, т. е. признания существования двух субстанций – материи и сознания, Спиноза последовательно придерживается монизма. Он отвергал представление о мышлении, как об особой субстанции. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с Природой. Бог, идеальное и материальное объединены в одну бесконечную субстанцию (см. Введение).

В отличие от христианства с его пониманием Бога как личности, возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивает учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Спиноза развил свой пантеизм до такой степени, что его невозможно было отличить от атеизма. Идеи пантеизма появились у него после изучения Каббалы. Переработанная в Каббале арабская концепция учения Аристотеля, вершиной которой стал пантеизм Аверроэса, наложила на его мировоззрение определённый отпечаток.

Спиноза был знаком с Бэконом и Гоббсом. Бэкон, отрицавший всякое значение математики для естественных наук и дилетантски трактовавший естественнонаучные вопросы, был ему несимпатичен. Влияние же Гоббса сказалось на политических теориях Спинозы.

Основные произведения Спинозы: «Этика»; «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»; «Трактат об усовершенствовании разума»; «Политический трактат»; «Письма некоторых учёных мужей к Б. д. С. и его ответы»;  «Грамматика древнееврейского  языка».
Над «Этикой» Спиноза работал 12 лет (1663-1675 гг.). Книга обращена к человеку и имеет гуманистическую направленность. На абстрактном языке XVII в., идеалом которого служили «Начала» Евклида, Спиноза сумел дать развёрнутую картину духовной жизни людей и психологии индивида, а также обосновать тезис о единстве Макро- и Микрокосма, т. е. Природы и Человека.

Никто из философов Нового времени не сделал для осмысления проблемы свободы человеческой личности столько, сколько Спиноза, который поставил себе цель: придать философской мысли математическую строгость и перевести абстрактную прозу на язык Геометрии, т. к. считалось, что строгую доказательность даёт только математика. Поэтому он использует Геометрию в качестве обоснования своей философской системы, и таким образом создаёт Геометрический метод в философии. В результате получилась не имеющая прецедентов в истории мировой философии книга, разбитая по пунктам на аксиомы, теоремы и доказательства – практически учебник геометрии.

В основе системы Спинозы – учение о субстанции, которую он понимает как единую, вечную и бесконечную природу и которая не нуждается ни в чём другом, чтобы существовать. Спиноза растворял Бога в Природе: Бог или Субстанция, или Природа – это одно целое. Зависимость «единичных вещей» от субстанции выражал понятием Модуса. Модусы отличаются от субстанции тем, что зависят от внешних причин, т. е. модусы – это состояния субстанции. Субстанция – это «творящая природа», а мир модусов – «сотворённая природа».               

Основные идеи Спинозы, изложенные им в пяти разделах «Этики»:
1) учение о субстанции, или Боге, а также метафизика Спинозы, во многом базирующаяся на идеях Декарта;
2) теория познания (первые два раздела являются вступительными);
3) природа и происхождение человеческих страстей;
4) могущество страстей и средства их преодоления;
5) возможность человеческой свободы, заключающейся в осуществлении истинной добродетели как высшей цели жизни.

Спиноза отрицал объективность случайности и приходил к выводу о Предопределенности всей человеческой деятельности «решениями и влияниями Бога» (аналогично Августину). Считал, что Свободы воли нет. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы своей собственной необходимостью: знаменитое изречение Спинозы «Свобода – есть осознанная необходимость».

Спиноза, как и Гоббс, считал, что низменную эгоистическую человеческую природу обуздать может только государство. В отличие от Гоббса не признавал монархию – был сторонником демократии. Считал, что необходимым условием единого государства должна стать свобода совести, слова и печати. Свобода – это основная ценность демократического общества.  Но стабильность подобного общества обеспечивается тем, что «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Что устанавливает между ними границу? Закон. Что есть закон по своей сути? Договор о сделке. Кто обеспечивает его соблюдение? Государство. В этом и заключается практическая реализация идей Спинозы.

Как и античные мыслители, главную цель философии Спиноза видит в обретении счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей.  Для такого освобождения необходимо понять, что такое природа вообще и какова человеческая природа в частности. Следовательно, познание природы – не самоцель, а средство.

Девизом Спинозы стали слова: «Не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать!»

Спиноза утверждал, что смерти не существует, а существует только Любовь, Разум и Свет, кроме которых Спиноза верил ещё в одну высшую реальность – в Свободу мысли, за что его изгнали отовсюду: «Из времени изгнали в вечность». 
Влюбившись в юности и получив отказ, Спиноза сильно переживал и решил в дальнейшей жизни полностью уйти от «аффектов»: любить только умом, как Бог, полагая, что Бог любит именно так. Он считал, что «человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». Похоже, он сам жил в соответствии с этим принципом. Даже в последний день своей жизни он был совершенно спокоен, встречался и беседовал с друзьями. Несмотря на то, что он давно был болен чахоткой, его смерть для всех стала полной неожиданностью. На его похоронах присутствовало много знатных и известных людей.

Спиноза является одним из самых крупных мыслителей XVII в., продолжателем рационализма Декарта. Существенное влияние на его учение оказала философия Маймонида (хотя Спиноза относился к нему с нескрываемой враждебностью), Бруно, Бэкона и Гоббса.               

Монизм, Пантеизм и Рационализм Спинозы оказали заметное влияние на учения Шеллинга и Гегеля, а критика религии послужила теоретической основой для антиклерикальной деятельности просветителей. Современная философия отвергает многое из учения Спинозы, хоть и продолжает испытывать трепет перед ним.
 
Лессинг утверждал, что «нет другой философии, кроме философии Спинозы». Фейербах был уверен, что учение Спинозы имеет всемирно-историческое значение. Многие считают, что основа современной цивилизации своими корнями уходит в философскую систему Спинозы. Для  Гёте «Этика» стала любимой книгой его старости. Гегель и

Шеллинг считали философию Спинозы единственно истинной философией и заявляли, что постигнуть философию может только тот, кто хоть раз в жизни погрузился в глубину Спинозизма. Его высоко ценили Вольтер, Гердер, Гейне, Рассел и др.

"Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого".

"Свобода – есть осознанная необходимость".

"Вещь не перестает быть истинной, оттого, что она не признана многими".

"Не плакать, не смеяться, а понимать".

"Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные".

"Понимание – начало согласия".

"Ссылка на авторитет – не довод".

Фото из интернета


Рецензии