Просто эссе

Со школьной скамьи нам было привито представление о законах. Законах в первую очередь природы. Так мы знаем закон всемирного тяготения, закон сохранения вещества и энергии, биогенетический закон и др. Очевидно, что одна из главных целей ественнонаучного знания заключается в открывании подобных законов. А коль скоро природа естества если не бесконечна, то, по крайней мере, невероятно далека от всеобъемлющего и полного описания, нужно признать широкую перспективу в открытии новых и новых законов. Возможно, мы находимся на стадии познавания самых элементарных, базовых законов, однако же и наиболее всеобщих, универсальных (почему бы, например, закон тяготения не применить, адаптировать к социальным явлениям? Где роль массы, как своего рода энергетического сгустка, может играть корпоративная идеология, или харизма личности (сильный генезис)).
С другой стороны так ли важно, точнее нужно и необходимо всеобщее знание всех законов? Ведь следствие такого знания заключается в предсказательной способности, опережении, предвидении. Коль скоро мы уверены сегодня, что поднятый предмет неминуемо упадет на землю и этого не произойдет в открытом космосе, то не выйдет ли так, что в недалеком будущем будет известно, что случайно брошенное то или иное слово или какой-нибудь бессмысленный на первый взгляд поступок не вызовет куда более серьезные последствия (а чего далеко идти? НЛП вовсю развивается). А теперь представим, что подобным рациональным знанием обладает большинство населения. А само знание – это есть владение, следовательно, независимость, и по аналогии с термодинамикой, можно говорить о большей свободе, т.е. возрастающей энтропии общества. Оно просто становится неуправляемым и неупорядоченным. Отсюда можно сделать вывод о крайней незаинтересованности властных структур (религия, государство, корпорация) в просвещении. Ибо это нарушает устойчивость. Между прочим, это идея не нова, об этом писал еще К.Н. Леонтьев в русле традиционной полемики XIX века о западничестве и славянофильстве.
Однако же здесь ни в коем случае не приходится говорить о каком-то преимуществе прогрессивной стратегии, относительно консервативной. Современный мир наглядно показывает критическое состояние западного мира. Научно технический прогресс опередил прогресс духовный, т.е. смысла развития личности. Отсюда и наблюдается бешенная гонка материального потребления совмещенная со всеобщим отуплением, зависанием в соцсетях и редукцией всего и вся до смайликов и лайков.
Какова же альтернатива? Ведь в конечном итоге человек создан для счастья, как птица для полета. Абсолютным и единым для всех счастье вряд ли может быть, и у каждого представление о счастье свое. У кого-то оно связано с безвозвратным светлым прошлым, у кого-то, наоборот, со светлым будущим. Важно то, что всему этому сопутствует особое сказочное, эйфорическое, поистине волшебное переживание. Наркотизация здесь выступает как уродливая попытка подмены, ибо в отличие от переживания счастья работает на психо-физиолого-гормональном уровне, тогда как счастье – это экзистенциальное, фундаментальное состояние связанное не с веществом, а с самой жизнью человека. После переживания счастья нет «ломки», а есть особое перерождение души. Счастье заключено в глубоком, мощном и светлом состоянии любви – не обязательно к человеку, а вообще, тогда как в случае наркомании мы можем говорить лишь о болезненной зависимости. Счастливый человек открыт миру, ему нужен мир и он хочет быть нужным миру. Наркоман же чуждается и мира и себя, находя выход, точнее уход в эйфорической субстанции, которая в конечном итоге приводит его к смерти.
Здесь нельзя не заметить, особенно на фоне современности, наивность, заоблачность, даже что-то патологически-лоховское. Эта инфантильная экзальтация на счет счастья может быть следствием глубочайшего кризиса духовной сферы нынешнего общества и поэтому товаром. Просто вещи (одежда, машины, гаджеты и мн. др.), важность которых внедрялась в массовое сознание через рекламу, где сюжет обязательно связан с образами счастья, теперь уходят на второй план. Люди осознали независимость вещей от самого счастья. Поэтому сейчас актуально продавать счастье без вещей, т.е. само переживание. Или какое-нибудь переживание, которое выдается за переживание счастья. Отсюда необходима целая индустрия по программированию образа счастья в сознание масс. А поэтому в сознании должно произойти очень важное событие имеющее экзистенциальное значение. Внедряемый образ счастья должен поглотить, нивелировать, заглушить экзистенциальное переживание счастья. А еще лучше вообще не допустить последнее в бытии.
Не вызывает сомнений тот факт, что переживание моментов истинного счастья приходится на юные, молодые годы. Именно этот чувствительный период жизни должен быть подвержен атаке со стороны «продавцов». Необходимо как можно быстрее внедрить весь набор образов (который давно разработан психо-технологами) в подсознание так, чтобы обычный окружающий мир, простая дворовая жизнь, природные пейзажи выглядели гораздо тусклее, беднее, ничтожнее виртуальных картинок. Очевидно, что в условиях постоянно дешевеющих гаджетов это сделать намного проще. Тем более, что визуальные стимулы приоритетнее всех остальных (запах, тактильность, слух). Таким вот образом, собственно, и происходит массовая виртуальная наркотизация. И самое смешное, что внедренные образы счастья не дают самого счастья, а только возможность бесконечного его поиска внутри глобальной сети.
Можно задаться вопросом – каким же образом происходит внедрение образов счастья так, что они становятся сильнее экзистенциальных переживаний? Неужели душа сама не «понимает» где истина, где ложь? Вопрос крайне не однозначен в виду того, что в нем самом присутствует необъяснимый феномен бытия – душа. Если видеть ее, как некую жизненную силу, подобно прорастающему семени, а после молодому побегу, заставляющую расти и развиваться, то с одной стороны внедрение образов счастья можно уподобить искусственному удобрению, освещению и орошению. С другой стороны, в виду такого подхода бытия не для себя, а для кого-чего, мы навсегда теряем вопрос о свободе личности, не говоря уже о смысле бытия свободной личности. Взращенная в искусственных условиях душа, словно сорт помидора в отличие от дикого, навсегда теряет связь с окружающим, живым миром. Она, если можно так выразиться, внеэкосистемна. Это уже продукт технологии, предназначенный для конкретной цели.
И вот результат идеологии о правах и свободах личности западного общества. Как говорится – за что боролись на то и напоролись. Система выглядит не менее тоталитарной, чем режим Сталина или Мао. Просто вопрос о государственном суверенитете заменен вопросом о монополии цифровых технологий в делах осчастливливания человечества. 
Возвращаясь к началу, к вопросу о законах, и может быть просто к закону о всемирном тяготении – не является ли описанная ситуация частным случаем (и частным ли?) его. Ведь на лицо некая управляющая сила и управляемые, между которыми возникает притяжение. И как с этим соотносится естественная сила индивидуальной души, стремящаяся к свободному развитию и совершенствованию. Ведь именно в этом видится решение того самого пресловутого вопроса о смысле человеческого бытия. Простое стремление души к вечному и благому – о чем никто толком ничего не знает, но чего все очень хотят.
Поняв данную тенденцию социальных изменений, можем ли мы с уверенностью говорить о неминуемой стагнации, а следовательно и деградации общества в виду отсутствия путей дальнейшего развития? И каков тогда выход?
Возможно будущее за выходом вовне с созданием новых миров, устроенных по иным принципам (экстравертный путь – завоевание космического пространства). И здесь не обойтись без научного знания и новых технологий притом не только относительно материального обеспечения, но и духовного преображения. А, возможно, будущее будет связано с уходом вовнутрь (интровертный путь), где с теми же технологиями дело будет идти к окончательной и полной виртуализации сознания и погружению его в иллюзорный, бесконечный мир воображения. Почему бы не допустить и совмещения этих подходов? Однако же видится и третий путь – полный отказ от продуктов научно-технического прогресса и переход к натуральному бытию с простым ручным трудом, этакому толстовству. Но с условием преодоления биологических, врожденных импульсов, дабы избежать внутривидовой конкуренции и последующих войн. Получаются какие-то просвещенные, сверхсознательные кроманьонцы, живущие в ладу и гармонии с природой. А раз так – это опять означает образование, следовательно, какие-то носители знаний, базы данных, образовательные и управляющие институты, и прочее и прочее. А может просто достаточно некой единой всеобщей религии с устойчивым сводом заповедей и нравственных законов. И тут опять мы приходим к необходимости власти – контролирующего и карающего органа. Замкнутый круг.
Все.
Однако же не стоит падать духом, ибо поняв, увидев закономерности развития и будущую стагнацию и упадок, мы, по крайней мере, уже духовно возвысились, раз уж видим все это как бы со стороны. А раз так, то открываются новые перспективы, что-то пока не ясное, мутное, непонятное, но так необходимое для действия живой силы души, может духа. Вечного, бесконечного.
Будущее за «смысловиками» - учеными, писателями, философами, художниками. Их можно уподобить стволовым клеткам внутри организма. Эти клетки не дифференцированы, они полипотентны, т.е. способны давать различные формы. Также и «смысловики» во всеобщем информационном пространстве (ноосфера) будут стремиться к максимально широкой реализации вариантов спектра возможностей дальнейшего развития.
Открытым остается лишь вопрос о самом спектре. Насколько он широк, или вообще бесконечен? В клетках могут происходить мутации, иные вредоносны и приводят к злокачественным опухолям. Мутации у «смысловиков» - это идеи. Степень их вредоносности-полезности определяется результатом – выживание-развитие социума или деградация-гибель. Но этот процесс тоже должен кто-то видеть?


Рецензии
Тема счастья человека на этой земле занимала и занимает многих. На мой взгляд лучшие работы на эту тему принадлежат Померанцу. Прочитав Вашу работу в очередной раз убедился, что неверующий человек, размышляя о счастье всегда придет в тупик. Вот же религия для Вас то же, что и корпорация. Она видите ли не заинтересована в просвещении населения. Забавно такое читать. А что же это за такая всеобщая религия? Чем такое писать не проще ли познакомиться с нашим традиционным православием. Вы пишите, что будущее за учеными, философами и художниками. Но ведь это уже было, возвышение материального над духовным.Вспомните французских философов и Французскую революцию. Результаты этого Европа пожинает сегодня уверенно маршируя к своему концу и ни философы ни ученые им уже не помогут. Кстати Вы упомянули Константина Леонтьева, а ведь как раз он еще 150 лет назад предсказал будущее Европы. С уважением, Евгений Ткаченко.

Евгений Ткаченко   17.10.2016 11:30     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! Вы затрагиваете крайне животрепещущий вопрос. Я в этом эссе философствовал не утверждая ничего, поэтому "всеобщая религия" - это не какая-то определенная религия существующая ныне из многих, а некая последняя и настоящая, истинная форма облачения повседневности бытия, где человеку будет жить не так страшно и беспокойно. Отсюда вопрос - Вы полагаете, что православие претендует на эту всеобъемлющую роль?
ps к православию отношусь крайне уважительно, отец мой - священник (он кстати есть в прозеру - Андрей Лещик.
Спасибо Вам, буду ждать Вашего ответа.

Павел Гурачов   18.10.2016 17:07   Заявить о нарушении
На земле существуют сотни народов, сотни языков. Это многоцветие придумали не люди. Им это было дано свыше. И ведь это многообразие культур прекрасно.Развивая свои культуры нации обогащают этот мир. Глобализм интересен только руководителям транснациональных корпораций.Как раз им выгодно, чтобы люди были все одинаковы как муравьи и имели минимальное образование. Им же хочется, конечно, иметь и одну на всех универсальную религию.Многообразие религий на земле тоже не случайно.Нации как и люди имеют свои индивидуальные особенности и данная им религия эти особенности отражает. Никакой универсальной религии быть не может.

Евгений Ткаченко   20.10.2016 12:17   Заявить о нарушении
Спасибо, вполне ожидаемый ответ. Но современный мир демонстрирует куда более сложную ситуацию, крайне далекую от описанной Вами идеалистической картины. Излишне описывать все эти расколы и ответвления, появление огромного количества сект, не говоря о том, что в авангарде прогресса главенствует атеизм. А последний провоцирует известное гедонистическое мироощущение и, как следствие, приоритет в материально-техническом развитии относительно других культур. И где же тут ожидать гармоничное равновесие и справедливость?
Все это является предпосылкой для жестокой конфронтации между культурами по поводу истинности того или иного мировоззрения. Вы сами отдаете приоритет православию, забывая о том, что наша страна светская, а следовательно нет более и менее "истинной" религии. Это означает, что возможно некоторое "надрелигиозное" сознание, которое говорит, что все религии равны, хороши, справедливы и выбор той или иной - личное дело каждого, и никакого диктата здесь быть не может. Но при таком подходе можно ожидать как бы "игру в веру", мол мы верить то верим, но основную линию партии чуем спинным мозгом. Поэтому вопрос об истинности, смысле размывается, наступает шизофреническая ситуация неопределенности, двоякости, что и заставляет философствовать на такие темы.
Единая, всеобщая религия, как и одно планетарное сообщество хомо сапиенсов с одним языком и культурой наверное невозможно, да и нежелательно, так как однообразно и скучно. Но те противоречия, которые наблюдаются на поле боя смыслов бытия, так или иначе приведут к катастрофе. А терроризма и ядерной войны ох как хочется избежать.
С уважением, Павел

Павел Гурачов   21.10.2016 14:03   Заявить о нарушении
Не могу согласиться с Вами. Я не рисую никакой идеалистической картины, просто я русский и живу в России. А Россия – империя, в которой мирно сосуществовали столетиями около двухсот народов, языков и все мировые религии. Никакого насилия православия над ними не было, и нет, и жесткой конфронтации между культурами как-то тоже не наблюдается. Вы ошибаетесь и в том, что я отдаю приоритет православию. Да это моя религия. Но я с уважением и пониманием отношусь к инаковости людей, наций и религий. То, что все религии равны, хороши, справедливы и выбор той или иной - личное дело каждого – это не надрелигиозное сознание, а сознание цивилизованного верующего человека. Оно традиционно существует в России. Императоры российские брали в ближнее окружение людей по таланту и способностям, на принадлежность к какой-то вере, внимание не обращали, хоть и были сами истинно православными. Рядом с Богом всегда бес. Да, кто-то играет в веру, а кто-то верит истинно. Так было и так будет, это нормально. Надуманный человеком глобализм – это война с Богом и он, я думаю, катастрофу только ускорит. С уважением, Евгений.

Евгений Ткаченко   21.10.2016 16:29   Заявить о нарушении
Да это все понятно, я тоже с уважением отношусь к разнообразию, но, во-первых, не все с уважением относятся к тому, что близко мне, а, во-вторых, данный плюрализм как раз и говорит о том, что все равнозначно и равноценно, следовательно вопрос об истинности, подлинности, осмысленности бытия и жизни уходит на совсем другой план. Это и есть игра в веру.
Конечно, православие лояльно, терпимо к разнообразию (хотя как сказать - есть всякие ответвления и разночтения - тут вопрос к официальным представителям), но чуть что, любое сомнение, попытка поиска, размышление, исследование стремиться объяснить происками темных сил. А вот религиозный догматизм и фанатизм православию куда более по душе, забывая о фарисействе и последующей судьбе храма, ставшего не домом бога, а местом для звона монет. Сам образ Христа плохо сочетается с религиозной догматикой. Религия тут выступает скорее как идеологический адаптант для тех, кто ищет Бога. А раз так - не важно какая религия. Важен вопрос о Боге вообще. Возможно, что разные религии - суть разные способы адаптации разных народов к идее божественности и абсолюта в самом принципе. Почему бы не допустить, что религиозная вера не может развиваться как и все человечество? Подобно тому как развитие научного знания шло из одного источника и бесконечно делилось на многие более узкие сферы(физика - медицина, биология, химия, физика сама по себе и так далее), а теперь наблюдается синтез разных ответвлений как бы обратно в нечто единое, то почему бы не допустить такой сценарий в отношений религий? Ведь вопрос идет просто об источнике всего сущего, в том числе и каждой личности. Просто одна принимает определенную форму видения абсолюта (религия, церковь), другая отрицает вообще (атеизм), но третья ищет что-то свое, обобщающее и непротиворечивое. Ведь нигде не запрещено воспринимать абсолютное начало не только как мировой дух, т.е. силу дающую начало и развитие всему сущему, но и как итог. Итог возможен как нечто благое и единое или полное Ничто. Разве не так?
С уважением, Павел

Павел Гурачов   21.10.2016 19:22   Заявить о нарушении
Вы пишите: «Возможно, что разные религии - суть разные способы адаптации разных народов к идее божественности и абсолюта в самом принципе». С этим я полностью согласен. И даже без «возможно», хотя написал бы не народов, а людей. Среди татар и евреев много православных, а среди русских можно найти католиков, мусульман и буддистов. Мне кажется, что Вы местами путаете веру с церковью. Церковь состоит из людей, человек грешен, священник не исключение. В церкви отражаются пороки социума и это естественно. Я не уверен в том, что наука, выстроенная на базе материализма, развила человечество. Обратите свое внимание на западную Европу и США. И как Вам перспектива Запада с их секуляризацией и сектанством, но с развитой наукой и техникой? Не кажется ли Вам, что без приоритета духовной составляющей человек не движется вперед в своем развитии. Вы как-то делаете попытки поставить человека в центр мирозданья. Если в центр мы не ставим Бога, то все развалится и никакая наука не поможет. Мне удивительно, что Вы ставите знак равенства между Богом, безбожием. За свое безбожие мы получили страшный кровавый урок. Надо же какие-то выводы делать? Медицину вы отнесли к научным знаниям и пишете о современном синтезе науки. А так ли это? Традиционно медицина пыталась лечить человека. Современная медицина его не видит, вернее, воспринимает его как неодушевленный механизм. Разделила человека на 49 органов и готовит специалистов по этим органам. С уважением, Евгений.

Евгений Ткаченко   23.10.2016 12:28   Заявить о нарушении
Все, что вы пишете до проблемы науки, справедливо, я с этим согласен. Научное знание, безусловно, развило человечество. Но я ни в коем случае не говорю о пользе или вреде такого развития. Просто факт того, что произошли изменения, относительно первобытного способа существования, очевиден. Другое дело, что мы наблюдаем затухание или, по-шпенглеровски, закат этого развития. Мне точно также не по душе та картина, которая наблюдается в массах на западе и США. Однако же там хватает умов, которые видят данные негативные, деградирующие, даже деструктивные импульсы. Я пока не готов детально разрешать вопрос о Боге, но что такое эта загадочная духовность? Как это можно определить? Если это касается разных типов этносов, народов, культур, то можно сказать, что индейцы и папуасы духовнее китайцев или иранцев? Ну и т.д.
Не получится ли опять эта история, когда лягушка свое болото хвалит, мол православие духовно, а какое-нибудь движение типа "нью-эйдж" – нет?
С уважением, Павел.

Павел Гурачов   25.10.2016 20:01   Заявить о нарушении