1. Следующий Роберт Фальк

НА СНИМКЕ: Н.С. Хрущёв (в центре), справа Владимир Серов (первый секретарь СХ РСФСР), слева скульптор Евгений Вучетич и свита Хрущёва перед картиной Фалька «Обнажённая». «Ржачка». Похотливые лица. Тьфу!


Директор картинной галереи Михаил Янович Макаренко всё ещё не был готов к показу картин из коллекции Жигалко. В то же время он активно готовил персональную выставку Роберта Фалька. Вдова Роберта Фалька Ангелина Васильевна Щёкин-Кротова дала согласие прислать работы Фалька в Новосибирск. И не только то, что хранилось у неё и её сестры, но и работы из Третьяковской галереи и Русского музея, куда она передала часть картин на хранение. Лев Маркович Розенфельд согласился выставить картины Фалька из своей коллекции.

И что меня совершенно потрясло, Илья Эренбург, который был другом и почитателем Фалька, согласился написать несколько слов для его каталога.

К сожалению, я не могу назвать точной даты открытия выставки. Вероятно, была какая-нибудь статья в газете «ЗНВС», но один номер этой газеты за вторую половину марта утерян и не попал в электронный архив СОРАН. Возможно, именно в этом номере газеты сообщалось о выставке.

На сайте художника Ильи Клейнера я нашёл упоминание о том, что он написал в газету статью о выставке Фалька:

«Опубликованная мной статья «Знакомьтесь: Фальк» начиналась такими словами Петроса Антеоса: «И всё-таки я был звездой, чей свет был не менее ярок, нежели свет всех остальных звёзд. Конечно, чем-то он и отличался – длиною волны, может быть! Но важно, что он исходил из раскалённых недр, а не отражался от гладкой поверхности. Я не знал, что меня ещё не открыли, всю свою жизнь я ждал – когда же меня откроют?.. И всё же меня откроют. Хотя к тому времени я уже погасну...».

Но и он не упомянул о дате выставки. Нет и ссылки на газету.
Всё же примерное время я знаю, а если кто-либо захочет уточнить, тому и карты в руки.

Выставка состоялась в феврале-марте 1967 года. До неё была выставка Николая Грицюка (декабрь 1966 г.), а после неё – выставка картин из коллекции А.С. Жигалко, открытой 30 апреля того же года.

Как и выставка Николая Грицюка, «выставка Фалька, – по образному выражению Раисы Львовны Берг (из её книги «Суховей), – прошла без шума».

Мы не согласовывали эту выставку ни с райкомом КПСС, ни с Областным управлением культуры. И не потому, что сознательно нарушили установленный порядок. Просто не знали, что это нужно обязательно делать. Думаю, что если бы мы обратились с официальными просьбами в эти органы, нам бы не разрешили провести выставку Фалька.

Дело в том, что в 1962 году на знаменитой выставке в Манеже (ХХХ лет МОСХа) Фальку и его картинам досталось много колких замечаний от Хрущева.

Началось с картины «Обнажённая», написанной ещё в 1921 г. Как свидетельствует художник П.Ф. Никонов, там была «ржачка, а ржали они [Суслов и другие сопровождающие Хрущёва лица, а также Председатель Союза художников РСФСР Серов. –МК] над этой несчастной «Обнажённой» Фалька» (http://oralhistory.ru/projects/art/nikonov_2 ). А Хрущев, не зная, что к тому времени Фалька уже пять лет, как не было в живых, потребовал, чтобы он немедленно покинул Советский Союз.

Но, разумеется, где-то кто-то отметил, что мы организовали выставку «формалиста» и «абстракциониста» Фалька. Так считалось в высших партийных кругах, несмотря на то, что Фальк не был ни формалистом, ни абстракционистом. И хотя Хрущёва уже не было, Суслов и при Брежневе был главным идеологом страны, и именно от него исходили все гласные и негласные установки, что можно, а что нельзя. Фалька – было нельзя.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/16/2028


Рецензии