Повороты судьбы. Глава 4

-Небесная канцелярия строго фиксирует все наши поступки, - каждый раз говорила бабушка, когда в детстве Надя пыталась ускользнуть незамеченной во двор к подружкам, игнорируя её замечания.
А потом уже в зрелом возрасте врезались в память другие слова:
- Все мы будем перед Божьим судом. От всевидящего ока ничего не скроешь. За плохие дела придётся отвечать, а хорошие  нам, обязательно, зачтутся.
- И почему же тогда люди не боятся кары Господней? – поправляя осевшее надгробие, размышляла Надежда Петровна, - почему усугубляют страдания таким одиноким, как Людмила, не сочувствуя адским мукам даже на последней тропке под названием жизнь.
- Андрея надо благодарить за то, что ты, Людочка, лежишь рядом с сыночком и родителями. Похоронили бы тебя как невостребованного покойника вон в том краю кладбища, где нет ни памятников, ни имён, - махнула рукой Надя в ту сторону, где покоились бомжи и безродный люд, захороненный социальной службой.
В тот день нежданный звонок из администрации города всполошил не только Надежду Петровну, но и весь коллектив связистов.
- Я вас помню ещё со школы, - начал Андрей Павлович, - вы всё время были рядом с нашей классной руководительницей. Вот и решил позвонить именно вам, рассчитывая на понимание.
Эти слова насторожили, вызвав тревожное ожидание внутри.
- Ваш Ветеран труда неделю лежит в морге, - продолжил чиновник,  услышав подтверждение, что тоже не забыт его вихрастый образ Надеждой Петровной, - если вы не похороните её коллективом, то, привлеченные к этому делу специальные службы, не будут выяснять, есть ли у неё захоронения родственников. Для таких людей отведен специальный уголок на кладбище.
- Куда же мы денемся, - только и смогла ответить  Надежда.
А дальше закрутилось оформление  документов по выдаче тела из морга. По звонку того же Андрея Павловича и в больницу, и в ЗАГС все бумаги были выданы на имя  Надежды Петровны по предъявлению паспорта.
Тем временем в коллективе срочно собирались деньги на ритуальные принадлежности.
- У Люды было столько красивых платьев и костюмов, - кто-то намекнул в процессе обсуждения,- не проще ли обратиться к соседке, взять у неё ключ и выбрать нужные вещи.
Но не тут-то было. Наследница квартиры, определив покойную в морг и отказавшись хоронить, исчезла в неизвестном направлении. Не помог даже участковый в её поисках, хотя старался.
Сбросились в коллективе и на одежду, обсуждая по ходу, какие наряды она любила.
Помогать в организации похорон добровольно подключилась соседка с первого этажа, а потом ещё пара женщин с этого же дома.
- Таська эта – аферистка, - роптали они, - всё выволокла с квартиры уже давно. Нет там никаких платьев. Пенсию забирала под видом ухаживания, а приносила Людке только самогон. Спаивала она её, приближая конец. Дышать в квартире было нечем.  Дверь открывала только почтальонке  в день, когда та приносила пенсию. Бедная пулей вылетала, зажав нос. Диван под Людмилой прогнил от испражнений.
Не верилось в этот ужас, но время поджимало, не до поисков было исчезнувшей Таисии.
Прихватив соседку с первого этажа, поторопились  в морг. После оформления необходимых бумаг, Надежда Петровна, надеясь на помощь работников  заведения,  попросила, доставая из кошелька несколько крупных купюр:
- Оденьте покойную и положите в гроб за наличный расчёт.
- Это уже нельзя сделать, - последовал ответ со скорбной усмешкой на лице, - загляните в зал и всё поймёте.
А потом после, как заглянули, соседку с первого этажа и двух всё видавших мужиков выворачивало наизнанку в кустах напротив.
- Вовка, как хочешь, но мы должны это сделать, - с мольбой в голосе, но решительно скомандовала Надежда своему рядом переминавшемуся  с ноги на ногу подчинённому.
И её верный друг детства Володя, задержав на миг дыхание, последовал следом.
Тело лежало на простыне, и это облегчило все действия. Ухватившись за края, рывком положили в гроб, стараясь не смотреть  на изуродованный труп. Сверху разложили одежду и быстрее закрыли крышку …
Возле пятиэтажки, где жила Людмила, стояла толпа людей, желающих проводить её в последний путь. Оказалось, что многие знали, в каком ужасном положении оказалась их соседка, судачили вечерами на лавках, осуждая Таисию и её «помощь». Но никто не пошевельнул пальцем, чтоб пресечь это издевательство над лежачим человеком.
Закрытый гроб встретили с сочувствием. Кто-то сказал в толпе, что не неделя прошла, как умерла, а гораздо больше.
- Таська сначала пенсию получила, а потом позвонила в скорую,  - шептались рядом.
Но для Людмилы все эти пересуды были уже безразличны, как и то, что в машине, выделенной предприятием, до кладбища поехала толпа провожающих.
А потом в Красном уголке, где связисты накрыли поминальный стол, тоже было много соседей и бывших коллег по работе.
На сороковой день заказали панихиду в церкви, отправив её по христианскому обычаю.  Уйдя из этого мира через муки и страдания в скорбном одиночестве,  Людмила вдруг была награждена долгожданным вниманием, которого, наверняка, так хотела при жизни.
- И этот  памятник тоже поставили тебе мы,  Людочка.  Прости за всё!  - поклонилась Надежда Петровна.
И ей показалось, что строгая женщина на фотографии улыбнулась как прежде и сказала:
-  Всё нормально!


Рецензии
Танюша, добрый вечер(а у нас началась ночь).
Как же я не дочитала эту мини-повесть? И вроде как главу помню, а отзыва нет.
Страшный конец у Людмилы, не дай Бог никому. А вот соседей таких не понимаю, неужели они запаха не чувствовали?
С добрым теплом,

Лариса Малмыгина   22.07.2021 22:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Ларочка!
Пришлось и такое пройти на жизненном пути.
Светлая память Людмиле!
Тогда наш коллектив был дружным и большим.

Татьяна Завадская   23.07.2021 11:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.