Детская нагота как ТАБУ!

Не могу не бросить в топку уже ставшего угасать скандала пару сухих дровишек…
А скандал вспыхнул в Центре фотографии им. братьев Люмьер на выставке фоторабот «Джок Стерджес. Без смущения», где на великолепных чёрно-белых снимках мастера, светящихся в полумраке, как старинное столовое серебро, были запечатлены обнажённые девочки подростки.

Экспозиция заставила многих задуматься о границах дозволенного. И в самом деле: где проходит водораздел, отделяющий искусство от порнографии? Здесь сам чёрт ногу сломит. И всё же есть критерии, отличающие работы в жанре «ню» от фривольных картинок. Границы эти известны. Демаркация проведена. А фотографы, специализирующиеся на эротике, стали своего рода сталкерами в запретную зону, куда они охотно водят эротоманов, обслуживающих интересы домов моды, киноиндустрии и печатных СМИ…И, всё же, отчего скандал? Ведь вниманию публики не были представлены акты, а в позах, жестах и взглядах юных жеманниц отсутствовало подобострастие, свойственное «падшим» женщинам. Что же смутило? Полагаю, сам возраст портретируемых. Девочкам от восьми и до четырнадцати лет. Возраст менархе, - отсюда и дилемма: допустимо ли вторгаться в интимную сферу отроковиц, не чувствуя себя извращенцами? Думаю, этот когнитивный диссонанс, и разнёс мозги большинству посетителей выставки. Одни зрители отнесли фотоработы американца к высокому искусству. Другие – к порнографии. Страсти накалились до предела. Вмешались сановные лица. Прозвучали призывы к закрытию выставки. Те, кто сели за баранки бульдозеров, чтобы не оставить от фоторабот и мокрого следа, настаивали на отсутствии в них художественности, - ведь настоящий мастер обнажает модель только затем, чтобы возвысить. В этом задача искусства. Образцами таких художников были Фидий, Пракситель и Микеланджело…У порнографа же прямо противоположная цель. Порно - инструмент вожделения. И в этом смысле Роден откровенно технологичен. В живописи идеалом чувственности без физиологического самолюбования был Ренессанс Боттичелли, Караваджо, Тинторетто, и даже Леонардо, женские натуры которого, в отличие от мужских моделей (не выходивших за рамки анатомических штудий) обезоруживали своей едва сдерживаемой чувственностью. В высоком искусстве позы и ракурсы обнажённой натуры служат раскрытию внутреннего мира персонажа. В то время как порно всегда выступает агентом желаний, и относится к натурщику, как к объекту посягательства. Столкновение этих точек зрения и вызвали скандал. Вуайеристы, оправдывающие Джока Стерджеса, сослались на съёмки фотографом нудистских коммун во Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Мол, дети в этих сообществах благородные дикари, и обнажать гениталии перед взрослыми для них также легко и естественно, как выпивать на ночь стакан молока. Стыд – это кнут, с помощью которого ханжеская мораль держит здоровую сексуальность в ежовых рукавицах. Но все эти стенания о пользе эксгибиционизма не убедили защитников поруганного детства. Дети стыдливы. Дети не желают обнажаться. Разве природа усадила этих юных девочек в жеманные позы, в которых, якобы, нет и тени принуждения или психологической зависимости портретируемых от портретиста? Разве те, кто раздевают детей, уверяя, что всего лишь запечатлевают их буколические радости, не вожделеют к малюткам? Разве не горят бесовским огнём глаза этих охотников за прикорнувшими фавнами и нимфами? И разве, снимая на камеру обнажённых мальчишек и девчонок, они не выставляют напоказ их наготу, в которой порок ещё не свил гнездо, а распущенность не вывела птенцов? В этом всё и дело. Бесам любы эти встревоженные глаза, эта неприкаянность, которой сластолюбцы питаются, как мясные мухи – кровью морских ласточек…Но не бывать этому пиршеству! Выставка закрыта.


Рецензии