Фильм Иван Грозный

Фильм "Иван Грозный" - этот фильм является синонимом слова шедевр. И тут не отнять и не унять. При этом, в фильме намешано много жанров. Здесь и эпик, и трагедия, и даже детектив, и музыкальный фильм. Когда мы произносим выражение эпический фильм, то мы всегда имеем в виду этот фильм. Но большая часть действия происходит в царских палат. В первой серии есть эпизод с взятием Казани, и эпизод в Александровской слободе, во второй серии все действие происходит именно в царских палат.
Фильм вообще сделан в очень театральной манере, вот только эту театральность не замечаешь. И это, безусловно, мастерство режиссера.
История создания фильма сама по себе интересная. Первая серия понравилась Сталину, вторая совсем не понравилась, и она была запрещена. В первой серии показан безупречный образ царя - собирателя русских земель, создателя русской государственности. Он теперь не великий князь, старший князь в великокняжеской семье, а помазанник Божий, то бишь представитель Бога на земле, лицо неприкосновенное. Он здесь один радеет за государство. Все остальные ему препятствуют. Причем, все остальные - это близкие люди. Его тетка, его жена и его ближайший друг. Все они предают царя. Все они имеют корыстные намерения. Одна хочет сделать царем своего сына, вторая любит Курбского, сам Курбский имеет далеко идущие намерения. И только народ поддерживает Ивана. Сцена с народом поражает до сих пор. Равно, как и сцена взятия Казани. Кстати, единственная батальная сцена во всем фильме.
Но во второй серии режиссер идет дальше. Он показывает, что те, кто противостоит царю, тоже люди, и они тоже по своему симпатичны. Окромя Курбского, который предатель, и как предатель он не имеет право на сочувствие. Но Старицкие и Колычев имеют свою правду. И они здесь превращаются в объемные фигуры. Да и Иван здесь показан, как на приему у Фрейда. Все его проблемы идут из детства, и даже ставиться под сомнение его право занимать престол. У того же двоюродного брата прав на этот престол никак не меньше, а по человечески он становиться ближе. Да, дурак и пьяница, но отнюдь не плохой человек, не зря его здесь сравнивают с ребенком. Его гибель - самая трагическая сцена в фильме.
Да и Старицкая здесь показана не просто как боярыня, а как любящая мать. Ее песня - это самый трогательный момент фильма.
И сам Иван показан здесь не как однозначная личность. Его тень все так же больше тени его подчиненных. И эта сцена с тенями выглядит в двух фильмах очень значительно. Царь больше своего подчиненного. Но так ли уж однозначно он всегда прав. Может быть, и царь имеет право ошибаться. И у него точно больше ответственности.
В фильме мимоходом говориться и об опричнине. И первые ее жертвы в фильме вполне себе невинные люди, которые просто являются родственниками Колычева.
Нельзя упомянуть о прекрасной операторской работе.
Нужно упомянуть и выдающуюся работу художников - постановщиков. Музыка живет независимо от фильма. Фильм вообще на удивление музыкален.
Одним словом, это шедевр, который нужно смотреть и пересматривать.


Рецензии