I. 6. 2. Позитивизм

I.6.2. Позитивизм

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

В широком смысле термин «позитивизм» – это сформировавшаяся в Новое время общекультурная установка западноевропейского сознания, особенностью которой является направленность сознания на окружающую «позитивную» действительность, земной реальный мир, а не на «потусторонний», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи (особенно в эпоху Средневековья и в значительной степени в эпоху Возрождения). Природа, т. е. действительный физический мир, перестаёт восприниматься как творение и потому как проявление Бога. Познание природы становится средством увеличения могущества человека, а не средством познания Бога. На место понятия «души», дарованной человеку Богом, приходит понятие «сознание», как свойство высокоорганизованной материи.
Периоды развития позитивизма:

Период/Годы/Философы

Классический позитивизм 1830 г. – конец XIX в. Конт, Милль, Спенсер

Эмпириокритицизм конец XIX – начало XX вв. Мах, Авенариус

Неопозитивизм (логический позитивизм) 1920 – 1960 гг. Шлик, Витгенштейн, Рассел, Карнап, Франк

Постпозитивизм (лингвистическая и аналитическая философия) 1970 г. –
до настоящего  времени Поппер, Кун, Лакатос, Хюбнер, Фейерабенд
               

Объект исследования и задача различных этапов позитивизма:

Период/Объект исследования/Основная задача

Классический Факты действительности (Конт) и факты сознания, т. е. данные самонаблюдения (Милль) Выведение из фактов действительности их «скрытых причин» – законов природы, разработка логики и научной методологии

Эмпириокритицизм Чувственный опыт (поток ощущений, являющихся «нейтральными элементами») Изучение того, как на базе чувственного опыта идёт образование научных понятий, исследование психологии научной деятельности и разработка научной методологии

Неопозитивизм Языковые формы и формы мышления Анализ знания через возможность выражения его в языке, разработка логики и научной методологии

Конт (Франция, 1798-1857 гг.) – философ, социолог, основатель школы Позитивизма, основоположник Социологии. Работал личным секретарём французского утописта Сен-Симона.

Основной труд – «Курс позитивной философии».

Любые философские размышления о таких сущностях, как «вещь в себе», «первопричина» и т. п., Конт относил к «негативной» философии и не считал научными – бо;льшую часть накопленного ранее философского знания он объединил в одну группу с религиозным, дав ей название «Фиктивное». Но это знание предшествовало научному, и потому было необходимым этапом на пути к появлению научного или «позитивного» знания.

Конт проповедовал агностицизм: всё наше знание должно быть подвергнуто опытной проверке.               
Обосновал закон трёх стадий развития человечества:

1) теологическая стадия, которая объясняет явления, исходя из религии;
2) метафизическая стадия, которая объясняет явления действием сущностей и причин;
3) позитивистская стадия, которая всё объясняет с точки зрения науки: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать» (на этой стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой).

Применяя этот закон к индивиду, можно сказать, что каждый человек в детстве является теологом, в молодости – метафизиком, а в зрелом возрасте –  позитивистом.

Конт ввёл термин «социология», которая благодаря ему стала определённой научной системой. Решающая сила развития общества по пути прогресса – это Прогресс знаний.

Провозгласил создание новой религии – «религии Человечества», требование которой: любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель. Эта религия признания не  получила.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА


Рецензии