I. 6. 3. 2- Ницше

I.6.3.2. Ницше

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Ницше (Германия, 1844-1900 гг.) – 9-й Гений – один из основоположников иррационализма в форме «Философии жизни».

После окончания университета Ницше предлагают должность профессора классической философии. Вскоре молодому учёному присудили степень доктора философии без предварительной защиты диссертации, на основании только журнальных статей. В университете Ницше познакомился с Вагнером, музыка которого производила на Ницше такое же ошеломляющее  впечатление, как на Вагнера – сочинения Ницше. Также восхищался Шопенгауэром.

Сам Ницше считал себя музыкантом (был автором двух песен на слова Пушкина), а не философом. Поэтому он не пытался построить философскую систему, разработать определённый метод исследования. Он «проповедовал» свои взгляды, не заботясь об их непротиворечивости, взаимосвязи и обосновании. Ницше излагает своё отношение к жизни, и его не волнует мнение читателя – это личное дело каждого.

С  детского возраста Ницше мучили страшные головные боли. Чем сильнее прогрессировала болезнь, тем яростнее он ей сопротивлялся и тем жизнерадостнее становились его сочинения и письма. Страдая от недуга, он,  тем не менее, пишет книгу – «Весёлая наука» (1882 г.), а вслед за ней – музыкальную композицию «Гимн жизни». Эти произведения стали прологом к его главному сочинению – «Так говорил Заратустра», отнесённому к Великим книгам.

Одиннадцать последних лет (из 56 прожитых) Ницше ничего не писал. Душевная болезнь привела его в сумасшедший дом в Веймаре, где он и умер.
Ницше был недоволен немецким происхождением и впоследствии принял швейцарское гражданство.

Его трактаты и близко не напоминают тяжеловесные философские опусы.  Это  скорее,  художественные произведения, любое из которых может быть включено  в разряд беллетристических.
Ницше сыскал славу человеконенавистника, в особенности в отношении прекрасной половины – «Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

В многочисленных произведениях, таких как «О пользе и вреде истории для жизни» (1874 г.); «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.); «Так говорил Заратустра» (1883-1885 гг.); «По ту сторону добра и зла» (1886 г.); «Антихристианин» (1888 г.); автобиография «Ecce Homo» (1888 г.); «Сумерки кумиров (идолов)» (1889 г.) и др. Ницше проповедовал субъективный идеализм и в духе иррационализма объявлял объективный мир и его закономерности иллюзией. Следуя теории Шопенгауэра, считал, что ход истории зависит от воли одиночек, стремящихся к власти.

В его творчестве можно выделить три периода развития:

Годы/Характеристика

1872-1873/Последователь Шопенгауэра и Вагнера.

1874-1880/Серьёзные разногласия с Шопенгауэром и Вагнером. Интерес к естественным наукам и некоторое сближение с позитивизмом.

1881-1889/Полный разрыв дружбы с Вагнером. Разработка учения о воле к власти.

Главная книга Ницше «Так говорил Заратустра» имеет подзаголовок: «Книга для всех и ни для кого». Заратустра (Зороастр) – легендарный древнеиранский (древнеперсидский) пророк, основатель религии огнепоклонников – зороастризма. Ему приписывается авторство многих гимнов священной книги Авесты. Ницше осовременил и самого Заратустру, и  окружающую его среду, превратил их в некоторые живые и действующие символы. Заратустра в книге – бродячий философ, взявший себе имя в честь древнеперсидского пророка, – провозвестник грядущего сверхчеловека, «смысла земли». Вся книга, состоящая из небольших философских притч (так называемых речей Заратустры) – возвышенный и вдохновенный гимн Сверхчеловеку.
«Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека – посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!»

В новой эпохе родился новый человек – «Сверхчеловек», «человек-зверь», «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный: «Пусть гибнут слабые и уродливые!» (эти взгляды были использованы идеологами  фашизма).

В основании мира лежит «воля к жизни», которая из-за стремления к расширению собственного «Я» превращается в «волю к власти».

В основе декаданса лежит желание (часто бессознательное) физиологически слабых индивидов или социальных групп доминировать над сильными и здоровыми. Народ – это «рабы», «стадо», осуждённое на вечное послушание «классу господ».
Ницше призывал к переоценке всех ценностей христианства и европейской культуры.

Он отбрасывает традиционное философское деление на «объект» и «субъект», возвращаясь к досократовской философии неделимости бытия и мышления.
Христианство портит человека из-за призывов к состраданию, послушанию, милосердию. Оно принимает сторону слабого, низкого, уродливого. «В наше время Бог умер. Религия себя исчерпала» («Антихристианин»).
Ницше уважительно относился к Гёте и Достоевскому. Из историков признавал Саллюстия и Фукидида, из поэтов – Горация, из мыслителей – Макиавелли. Считал, что общеевропейское значение имели немцы – Гёте, Гегель, Гейне и Шопенгауэр, после которых достойных немцев нет.

Ницше резко отрицательно относился к Сократу, Платону, Руссо, Ж. Санд.

О России сказал: «У злых людей нет песен. Почему же у русских столько песен?»

Ницше сформулировал учение «О возвращении»: если время бесконечно, а количество возможных комбинаций различных сил конечно, то наблюдаемое развитие должно повториться. Всё, что произошло в прошлом, может произойти в будущем.
Анализируя древнегреческую культуру, Ницше выделяет в ней два начала: «дионисийское» и «аполлоновское». Дионисийское – это начало тёмное, иррациональное, воплощающее чувственную страсть, буйство творческой энергии, силу здоровья, связанное со способностью радостно сказать «да» трагедии жизни. Тогда как аполлоновское начало – светлое, ясное, рациональное, с ним связаны попытки выразить смысл бытия через меру и гармонию. Именно аполлоновское начало воплотилось в философии, начиная с Сократа и Платона, что и определило начало падения человечества.

Поэтому Ницше считал, что у послеплатоновских греков в отличие от римлян учиться нечему: «их искусство слишком чуждо для нас».
Ницше утверждает, что греческие философы многое заимствовали для своей философии у восточных мудрецов, сопоставляя учителей и их учеников:

Учителя с Востока/Ученики из Греции

Зороастр/Гераклит

Индусы/Элеаты (Парменид, Зенон)

Египтяне/Эмпедокл

Евреи/Анаксагор

Китайцы/Пифагор

Таким образом, философия ввезена в Грецию, а не является её естественным продуктом. Но тот, кто изучает вместо греческой философии философию египтян или персов на том основании, что она древнее, поступает неразумно. На те вопросы, которые ставит философ, может дать ответ только греческая культура. «Я имею в виду доплатоновских философов, являющихся «чистым типом без всякой примеси». Платона и его последователей можно считать смешанными философскими натурами. Сам

Платон – первый пример подобного смешанного характера, объединившего черты и царственно одинокого Гераклита, и меланхолически участливого законодателя Пифагора и диалектика-сердцеведа Сократа. В учении об идеях Платона соответствующим образом соединены сократические, пифагорейские и гераклические элементы.

Мнение Ницше о Пифагоре, Сократе, Демокрите и Платоне приведено в Разделе I .2, о Пармениде и  Эмпедокле  – в Разделе III.6.

Учение Ницше оказало существенное влияние на «философию жизни», экзистенциализм, постмодернизм, а также на взгляды художественной интеллигенции.

«Женщина – это пена на мелководье».

«Если идешь к женщине, то не забудь плетку».

«Народ – это «рабы», «стадо», осужденное на вечное послушание «классу господ».

«В новой эпохе родился новый человек – «Сверхчеловек», «человек-зверь», «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный: «Пусть гибнут слабые и уродливые!»

Фото из интернета


Рецензии