Когда враг не явен и линия фронта не видна...

 
               
    Развал СССР я пережила болезненно, именно,как гибель государства,а не как лично переживаемое неудобство, связанное с этим фактом.

    Выброшенная из Молдовы волной националистических протестов мятежных республик против Центра, формулируемых для самых непонятливых граждан сочной триадой "Чемодан! Вокзал!Россия!", подхваченной ором  многотысячных глоток разнузданной
толпы, я оказалась в России... И - на Чужбине, потому что была одной из тех
многомиллионных статистических единиц НЕ русской национальности, которые в последней переписи населения СССР обозначили своим родным языком - русский.

   Я была НЕрусской, которая не только говорила, но и думала по русски.

   Очутившись, после гибели государства СССР без Родины, в чужой по сути, для меня стране,одна с двумя маленькими мальчиками на руках в период распада всех ее государственных институтов, разрушения всех морально-нравственных устоев общества и разгула криминала,я восприняла происходящее,как ИСПЫТАНИЕ,которое выпадает на долю каждого поколения. Я приняла происходящее,КАК ВОЙНУ НОВОГО ТИПА, ХАРАКТЕРА И ФОРМЫ : КОГДА ВРАГ НЕ ЯВЕН И ЛИНИЯ ФРОНТА НЕ ВИДНА, когда крепость человеческого Духа испытывается не железом и кровью, а искушениями разного рода,исподволь поражающими Дух, ослабляющими Волю, сладко убаюкивающими бдительность Разума, подтачивающими Совесть и незаметно превращающими людей в рабов их собственных зависимостей.

   Я понимала, что пока общество в пожарище этой иезуитской войны будет выяснять ,какого цвета брандспойт у спасателей: красного, белого или коричневого - оно потеряет своих детей. И, некому будет поднимать страну  из пепелища.

   Ничто в нашей жизни не происходит случайно! Я убедилась в этом, именно, тогда
,в 90-е, потому,что размышляя над происходящим, мой мозг назойливо возвращал мою память к художественному фильму "Колонна", снятому в 1968г. румынским режиссером Мирчей Дрэганом совместно с немецкими и итальянскими кинематографистами.

   Являясь сиквелом фильма"Даки", именно, эта киноистория стала для меня той подсказкой, что на долгие годы определила мое место в этой невидимой войне. И, она же стала моим руководством к действию, по созданию в постсоветской России комплексной системы массового самовоспитания подростков в длительной воспитывающей игре скаутской по форме и духовно-нравственной по содержанию.

   Я стала песчинкой, пытающейся сопротивляться Буре! Я принципиально не стояла в учительских пикетах под лозунгами "Верните заработанное!", так как считала,
что российское учительство,с восторгом отрекшееся не только от коммунистического воспитания, но и от воспитания школьников вообще, пожинает плоды своего
предательства.

   Я считала, что учительство предало  учеников. И, предало, именно в тот
момент, когда они более всего нуждались в нем.Ведь,учительству в 90-е годы ничто не угрожало! Ему, не надо было, для  духовной и моральной поддержки детей, оказавшихся без надзора родителей  в эпоху социально-экономического кризиса,  подобно Я.Корчаку  входить вместе с ними в газовую камеру.

   Учительству 90-х надо было только твердо следовать своему призванию: учить
 быть Человеком, а потом уже естествознанию и обществоведению. Впрочем, ведь, ни тому, ни другому не научить не восхитившись первооткрывателями в этих областях:
 людьми - ЧЕЛоВЕЧищами, ЧЕЛом, устремленными в ВЕЧность.
 
   Но учительство 90-х, уподобляясь малосведущему обывателю, ополоумевшему от корыстолюбия своего и чужого,предпочло восхититься 30-тью сребреникам и
позволило,новоявленным "реформаторам" обесценить  просветительские  задачи школы и переориентировать ее на выполнение функций сугубо образовательных, как будто
никогда не знало психологии и педагогики, и слыхом не слыхивало о психологии масс, и не представляло катастрофических последствий своего отступничества.

   Был ли у меня в то время свой корыстный интерес трудиться над созданием системы воспитательной работы с детьми, приемлемой в новых исторических условиях?

   Да был! И моя корысть состояла в том, что я хотела создать педагогически
просматриваемую детскую среду для своих мальчиков и их сверстников. Создать такую  воспитательную среду, на которую, я, смертельно боявшаяся упустить их в это смутное время, могла бы оказывать сущностное влияние, противодействуя надвигающейся стихии морального разложения и ожесточенности, охватывающей
все большие слои подростков и молодежи.

   Я понимала,что никто и никуда не призовет меня и не мобилизует для выполнения специального задания по спасению  моей Родины, ибо ее уже нет.
И, никто не отправит в тыл врага, ибо этот тыл в находится в каждом человеке.
И, не похоронит с почестями, как Мальчиша - Кибальчиша, ибо повиг Мальчиша осмеян. И, могила его оплевана  потомками.

   Но, 4 октября 1993 года, оторвавшись от безумного зрелища расстрела
российского Верховного Совета и обняв своих перепуганных мальчиков, переживших уже один побег из зоны гражданского противостояния в Молдове, я сказала  детям:
"Люди не понимают, что они делают. С ними что-то случилось. Наверное,их заколдовали. Но мы должны быть умными!Мы будем работать! Мы не будем терять время зря! А, когда люди опомнятся и начнут искать выход из того положения, куда
сами себя загнали - мы скажем им:" Вот он! Мы нашли его! Идите за нами!"

   Так появилась первая ячейка, первой добровольческой организации в постсоветской России, становым хребтом которой, станут  лицеисты школы -лицея
№9, г.Урая, ХМАО, основавшие еще в марте 1993 года объединение "Союз неравнодушных" и прославившиеся тем, что сумели поднять на безвозмездный добровольный труд по озеленению города почти все его ребячье население и взрослых.

   За короткий период с октября 1993г. по 19 мая 1994г.самосознание подростков школьного объединения "Союз неравнодушных" проделало большой  путь от неравнодушия - к добротворчеству и принятию нового статуса - организация и нового имени - "Добрая Воля", отражающего суть мировоззренческой позиции детей  и взятой ими на себя социальной миссии.

   А, 1 ноября 1996г. в ХМАО уже была официально зарегистрирована Общественная
организация детей и молодежи "Добрая Воля",объединившая здоровые силы в детской и молодежной среде города на основе благородной идеи вовлеченности каждого в
процесс общечеловеческого Служения Добру, выраженной в морали Человеческого Достоинства и  сформулированной в своде нравственных правил Организации "Кодексе Чести".

   Это была первая на всем постсоветском пространстве бывшего СССР добровольческая организация детей и молодежи, созданная на основе твердой идеологической концепции и выверенных организационных форм.

   Не мудрено, что ее преждевременное рождение вызвало шквал  негодования и критики со стороны тех педагогов(детоводителей,с греч.яз.), кто уже вложил в
дело свои 30 сребреников за преданное детство, и, уже, получал с них доход. Гневались и те педагоги, кто преуспел не так, как сотоварищи, но очень хотел оправдать свое отступничество от детей. И, наконец, возмущались те, кто надеялся, что им просто зачтется их предательство,как лояльность к новым веяниям отказа от воспитательной  функции образовательных учреждений России.

   Но, на защиту юной организации, как это не прозвучит странно, встало само Провидение!
Не прошло и месяца моих душевных страданий из-за открыто проявляемой к моей работе с детьми вражды  и агрессивного непонимания со стороны большинства педагогов города, удивительно быстро и охотно превратившихся из учителей в
урокодателей, оказывающих детям образовательные услуги, как меня вызвали в
Администрацию г. Урая и командировали в Московский институт молодежи,в связи с поступившим "сверху" указанием  срочно представить инновации в сфере молодежной
политики.

    Это послужило не только утешением моему раненому сердцу, но и стало мощным
стимулом в работе над еще двумя другими проектами работы с детьми и молодежью : "Кабинет социальной адаптации" - по организации воспитательного пространства
школы в новой исторической реальности и"Мюнхгаузен"- по созданию  Центра реабилитации для наркоманов.

   Я нуждалась в консультациях ученых. И, окрыленная, предоставившейся возможностью найти единомышленников среди ученых-педагогов в феврале 1997г. прибыла в Москву.

    Неделя, насыщенная занятиями и встречами пролетела настолько быстро, что я
не успела побывать в гостях у своих подруг - москвичек. И, за день до отлета, выпавший на субботу, мы договорились о встрече в 11 утра, у входа в
Третьяковскую галерею.
 
    В то морозное утро "Третьяковка" была почти пустынна.    
В залах Древнерусского искусства, кроме нас, была лишь небольшая группа туристов с экскурсоводом, к которой присоединились и мы. Рассказ экскурсовода очаровал нас и мы, как завороженные следовали за ней по пятам, позабыв обо всех грандиозных планах, намеченных нами на этот единственный день нашей встречи.
 
    Первой оторвалась от группы наша всегда благоразумная и организованная
подруга Ольга. Отходя, она скомандовала и нам, с другой подругой Раей, самостоятельно и оперативно посмотрев  оставшиеся залы, подняться к картинам
Передвижников.
Послушная Раечка тихонько двинулась за ней, а следом поспешила и я.

    То, что произошло потом, иначе, как Чудом назвать невозможно! И Чудо это
имело свидетелей!

    Идя по периметру одного из залов, и, разглядывая веками намоленные иконы,
я, внезапно, почувствовала у одной из них, как будто на меня повеяло свежим ветром. Ощущение было таким, словно, где-то открылись какие-то невидимые шлюзы и в помещение стал нагнетаться чистый воздух. Может быть, я бы не обратила на это внимания, если бы в следующее мгновение, неожиданно для самой себя, я, вдруг, не
почувствовала, как по всему моему телу пробежал мороз, волосы на голове стали подыматься дыбом, а из глаз ручьем хлынули слезы.

   Испуганная своим непонятным состоянием, я громким шепотом позвала,ушедших вперед подруг, и стала  сбивчиво,им объяснять,что ощущаю здесь некую энергетику. И, что энергетика эта идет не от этой иконы, перед которой я стою, а откуда-то из другого места. И, что я не понимаю откуда идет на меня это воздействие.

    И,ровно,в то мгновение, как я сказала,что не понимаю откуда идет воздействие - случилось невероятное!

    Внезапно моя голова начала откидываться назад,как будто, кто-то мощным притяжением руки потянул мой затылок и я стала заваливаться на спину. И, в ту же минуту, я поняла, что то, что я ищу - находится за моей спиной.

    Резко обернувшись назад, я увидела большую икону Святителя Алексия, Митрополита Московского,Чудотворца на крыльце Московского Кремля.

    Митрополит смотрел на меня с иконы так пристально-строго, и в то же время, так ободряюще - ласково,что мне даже показалось, что я слышу его голос:
"Ступай дело делать, угодное Богу. Ничего и никого не бойся!"

   "Это Он!"- выдохнула я, и двинулась к иконе.И, по мере того,как я приближалась к иконе, волнение мое усиливалось. И, вот, я уже стояла перед Митрополитом и заливалась слезами, не в силах остановиться. Но это
были светлые слезы. Они дарили покой и умиротворение...
   
   Как всегда, единственной из нас троих, не потерявшей благоразумия,осталась Ольга. В то время,как я заливалась слезами, а, опешившая от происходящего
Раечка пыталась меня успокоить, Ольга уже успела осмыслить происходящее и продумать наши последующие действия. Она решительно заявила, что необходимо
"выяснить от кого идет это непонятное энергетическое воздействие:от личности художника или от личности изображенного лица".

   Ольга  так и назвала  Митрополита Алексия, не по имени и сану, а, именно,- "личность изображенного лица",потому что к этому моменту мы, все трое, уже осознали,что к своему стыду,ничего не знаем о нем. А,ведь,мы - гуманитарии с высшим образованием.

   Ольга сообщила,что в соседнем зале она видела еще одну икону с изображением Митрополита Алексия, но другого художника.И, добавила, что если то, что со мной  произошло у этой иконы повторится снова у другой, значит, воздействие идет от Митрополита, нет, значит - от художника.

    Когда, несколько успокоившись, я подошла к другой иконе и меня  вновь охватили те же чувства - сомнений не осталось: Святитель Алексий, Митрополит
Московский через  века обращался ко мне.

    Озадаченные неожиданно свалившейся на нас сопричастностью к чему-то  Неведомому, мы тут же вспомнили об оставленной нами группе европейских туристов и поспешили обратно к ней, в надежде, что экскурсовод даст нам  некоторые разъяснения по личности Митрополита Московского Алексия и его роли в русской
истории.

    Смущаясь,я обратилась к экскурсоводу с просьбой дать хоть какое-то объяснение явлению, которое произошло со мной, потому что я не только не
являюсь религиозной фанатичкой,чтобы испытывать такие глубокие переживания, но ни я, ни мои подруги до сего дня, даже, не знали такого имени, как Митрополит
Московский Алексий, Чудотворец.

    Представившись нам Лилией Ратнер, преподавателем Богословского университета,
экскурсовод попросила нас подождать, пока она закончит экскурсию для богословов
из Европы, чтобы затем вместе с нами подойти к иконе о которой идет речь.

    Но не тут-то было!
Понимающие русский язык европейские богословы пожелали немедленно идти к иконе Святителя Алексия Митрополита Московского.

   Едва, приблизившись к иконе, я вновь пережила всю гамму чувств:от мороза по коже до благодатных слез. И, Лилия Ратнер, не скрывая своего замешательства от
увиденного, сказала, что,безусловно, между мной и Митрополитом есть некая связь, которая не имеет рационального объяснения и,что мне необходимо посетить Елоховскую церковь, где хранятся его Святые мощи,а в биографии Митрополита найти задачи,поставленные передо мной.

    В тот день мы  не успели побывать в Елоховской церкви. А, на следующий - я улетела из Москвы.

    И, только в августе1998г., я с подругами посетила святые мощи Митрополита Московского Алексия, хранящиеся в Елоховской церкви.

    К моему удивлению, я, ожидавшая всплеска, пережитых прежде у его иконы чувств, на этот раз ничего не ощутила.

    Но, каково же было мое изумление, когда вернувшись из Москвы домой, в Урай, я,словно,подчиняясь какой-то неведомой силе, провела трое суток без сна и почти без воды и еды, работая над Программной статьей о Доброволии,позднее
опубликованной в журнале"Народное образование",1998, №10, под фамилией Галахова.

    Мой младший сын, потрясенный тогда такой моей работоспособностью, даже
забеспокоился: "Мама,что с тобой? Ты уже три дня не встаешь из-за стола! Я засыпаю - ты под настольной лампой! Я просыпаюсь - ты все пишешь. Я ухожу - ты
работаешь. Я возвращаюсь - ты все еще за столом. Ты ничего не ешь и почти не говоришь со мной..."

   Тогда,я еще не знала, как труден будет этот мой послух, наложенный на меня через века Святителем Алексием, Чудотворцем - собрать вокруг себя детей, как это
сделал Он, в 14-м веке, во времена раздробленности Руси и свирепствования Чумы физической. Мне же надлежало в условиях раздробленности, вновь настигшей
государство в конце 20 века, стать преградой на пути распространения  новой Чумы - Духовной.
И приложить все усилия по спасению его детей, которым предстоит его поднять
из пепелища и возвысить.   
 











         


Рецензии