Очерк в СМИ о Мирочке

Опубликовано в ЕНВ   
http://novostivl.ru/msg/4040.htm
=================================
На фото: Михаил Сергеевич Горбачёв с супругой Раисой Максимовной в гостях у Мирославы в минералогическом музее Геологического института ДВ филиала АН СССР - её детище.
===================================
От управителя странички Матвея Тукалевского:
=======================================

Сегодня 17.10.2016 года - День рождения моей сестра Мирочки.
Ей бы было 87 лет...

В память о ней публикую очерк из СМИ "ЕНВ".
=================================================



Пани Тукалевская знает толк не только в минералах.


Жительница Владивостока стала единственной дальневосточницей, удостоенной высокой правительственной награды Польши - "Золотого креста за заслуги перед Отечеством"
Сергей Норов
Мирославу Игоревну Ефимову(в девичестве Тукалевскую)по праву можно назвать одной из наших знаменитых землячек.
Во Владивостоке она известна как высококлассный  минералог. Много лет работала в музее имени Арсеньева, собирая коллекцию редких минералов, обитающих в недрах Приморья. Судьбу этой женщины простой не назовешь, но любовь и уважение к своей редкой профессии Мирослава Игоревна сохраняет и по сей день. Сегодня она гость "Н".


Я полька по крови, но и русская в душе.
========================================

Мирослава Ефимова родилась в 1930-м году в украинском городе Белая Церковь в семье поляков.(0) В то время в этом городе была большая польская диаспора. Ее отец выбрал военную профессию и ушел в отставку в чине генерала.(1) Мама посвятила себя медицине.(2) На Дальний Восток семья попала по долгу службы главы семейства, которого направили в Хабаровск. Во Владивосток юная пани Тукалевская приехала после окончания школы на учебу в вуз. Девушка, мечтавшая об изучении иностранных языков, внезапно переменила свое решение и поступила на горный факультет Политехнического института. Здесь же и мужа повстречала,- студента электротехнического факультета.
Приобретя профессию геолога, поступила на работу в Приморское геологическое управление. Поступив в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию и стала минералагом.

- Когда закончилась война в Северной Корее, группу приморских специалистов направили туда для поиска месторождений полезных ископаемых,- вспоминает Мирослава Ефимова свою первую серьезную экспедицию,- в то время у корейцев не было ни одного грамотного минералога. Американцы, покидая Северную Корею, разбомбили имевшиеся там месторождения и нам предстояло все это восстанавливать. У нас была очень серьезная группа в составе профессора и кандидатов наук. Все, что осталось в памяти об этой экспедиции- это полная разруха и жуткий голод. Я просто не могла смотреть на ту гадость, которую корейцы предлагали нам в качестве пищи. Поэтому я до сих пор с недоверием отношусь ко всякого рода мясу. Для меня мясо, - это то, что находится в банке с тушенкой. А так я предпочитаю курицу, творог, сметану и молоко.


"Эврика", белый теплоход и Раиса Горбачева.
============================================

Мирослава Ефимова по жизни человек разносторонний. Выбрав профессию геолога и минералога, в 80-е годы она устроилась на Приморское телевидение, открыв авторскую программу "Эврика".

Все началось с моего увлечения КВНом, - делится с "Н" Мирослава Ефимова. Я была первой, кто организовал во Владивостоке команду веселых и находчивых. Дверь в моей квартире просто не закрывалась. Все номера представления репетировали на дому. В состав команды входили трое еврейских парней. Я и по сей день считаю, что самыми талантливыми, находчивыми и смекалистыми КВНщиками могут быть только евреи. Наши выступления проходили на сцене Дома моряков. Шоу имело грандиозный успех у зрителей. К сожалению, на сегодня все трое ребят уже ушли из жизни.   

На Приморское телевидение я попала благодаря приглашению Галины Островской, которая в то время работала на посту главного редактора. Вообще Островская - это одна из самых удивительных женщин, которых мне довелось встретить на своем жизненном пути,- она великая выдумщица, просто генератор идей. И хотя программу "Эврика" я придумала сама, Галина мне очень помогала с новыми темами и идеями. Описать в двух словах мою передачу просто невозможно, - там были различные игры, конкурсы, включая как чисто патриотические, так и развлекательные и танцевальные. Программу снимали в Доме культуры им. Ленина. Это было самое незабываемое для меня время еще и потому, что нашей творческой телевизионной бригаде повезло побывать в двух зарубежных морских круизах: в Японию и страны Юго-Восточной Азии. Путешествовали на маленьком пароходике "Приморье". Прямо на борту судна ставили КВНы, концерты и развлекательные программы. И, конечно, путешествия эти активно "пробивала" Галина Островская.

Наверное, такое счастье нам привалило благодаря тому, что первый секретарь крайкома КПСС Виктор Ломакин очень хорошо относился к телевизионщикам, приглашал нас на аудиенции. Вообще мне в жизни везло на общение с известными людьми. Например, во время визита во Владивосток четы президента Горбачева, я подружилась с Раисой Максимовной. Оказалось, что она большой поклонник минералов и дома у нее собрана прекрасная коллекция. Вместо отведенных на посещение музея Арсеньева двадцати минут Горбачевы гостили у нас целых полтора часа, даже чаю попили с сотрудниками. Раиса Максимовна не переставала восторженно ахать, любуясь минералами музейной коллекции, а когда уехала в Москву, то на протяжении нескольких лет я вела с ней личную переписку и делилась информацией о тех или иных минералах, которые ее интересовали. Да и информацией о наших детях мы с ней тоже обменивались. К сожалению, тяжелая болезнь так рано унесла эту жизнерадостную женщину в мир иной и наша переписка оборвалась.


У каждого минерала есть живая душа!
========================================

Какие бы неожиданные перепетии не возникали в судьбе пани Ефимовой, минералогию она любит больше всего на свете. О минералах она знает абсолютно все и о каждом камне может говорить часами.

- Камни-минералы - это предмет моего обожания! - говорит Мирослава Игоревна, - совсем недавно я сделала потрясающее открытие, о котором рассказала в своей книжице "Двенадцать библейских самоцветов". Случайно перелистывая Библию, я нашла там историю о том, как один древний священник заказал себе сшить кафтан, который был украшен двенадцатью библейскими самоцветами: аметистом, рубином, сапфиром, изумрудом и т. п. Я была поражена тем, что в Библии все эти двенадцать минералов были обозначены их современными названиями!

Если человеку люб какой-то определенный камень, то он обязательно принесет ему счастье не смотря ни на какие Гороскопы и знаки Зодиака. И хотя я убежденная христианка, но все-таки во мне присутствуют определенные древние верования в магию камней. Обожаю аметист и голубой топаз. На пальце ношу хризопраз и просто не могу без него. Если забуду надеть кольцо, то со мной всегда случаются какие-нибудь недоразумения. В молодости я не увлекалась ювелирными украшениями, поскольку и денег не было, да и ассортимент в магазинах был скудным и неинтересным. У меня есть самодельные украшения, - например, огромный топаз. Этот камень не чистой воды, но все равно приносит удачу. Если я знаю, что меня ожидает какое-нибудь важное событие, то непременно надеваю на шею этот топаз. Это камень разума, он сдерживает эмоции и успокаивает. А вообще могу открыть всем маленький секрет: каждый камень как бы сам зовет своего хозяина. Например, подойдешь к витрине с различными камнями и из всего их количества на тебя обязательно "посмотрит" только тот, который вам подходит и угоден вашей душе. У камней иная органическая жизнь, нежели у человека, но я считаю, что камни - это живые существа.


Самое большое счастье и радость - это дети.
=============================================

- Женщина, которая скажет, что она больше любит свою мебель или побрякушки - это просто не мать, - убеждена Мирослава Ефимова. Для матери не может быть ничего дороже собственных детей. Даже любимый мужчина не может быть дороже ребенка. Это нормальный жизненный принцип. По своей силе и глубине материнская любовь не может ни с чем сравниться. Женщина, бросившая детей ради мужиков-тоже не мать.

Многие пожилые люди раздражаются сегодняшней молодежью, а я просто радуюсь за нее. Слава богу, что она растет раскрепощенной. Мое поколение воспитывалось в такой зажатости, что все на свете казалось плохим и запретным. Сейчас же каждый молодой человек вправе выбирать собственную линию поведения, иметь собственные суждения и взгляды на мир. Меня, например, очень радует то, что в последние годы во Владивостоке появилось много национальных церквей, приветствуются любые вероисповедания, миропонимание любого человека. Этим я просто восхищаюсь!


Награда от Польши - заслуга не одного дня.
=============================================

Как оказалось, высокую правительственную награду от родины своих предков Мирослава Ефимова должна была получить еще в 2004 году. Но торжественное событие случилось только в нынешнем мае. "Золотой крест за заслуги" в административном здании прихода Пресвятой Богородицы римско-католической церкви вручала лично советник посольства Республики Польша в России Лонгина Путка. Награда присуждена  за огромный вклад в восстановление и сохранение польской истории, традиций польской диаспоры Владивостока.

Напомним, именно Мирослава Ефимова 15 лет назад организовала в столице Приморья "Гмину" – общество поляков и более 10 лет была ее бессменным руководителем.
А еще она всерьез занялась изучением исторических материалов о жизни и деятельности польских священников на Дальнем Востоке. Поскольку в России таких материалов не оказалось, несколько лет подряд Мирославе Игоревне приходилось изучать архивы в Польше. За это время она написала несколько книг, посвященных этой теме: "Они погибли за Христа", "Епископ Владивостокский Кароль Сливовский", "Вера сквозь века", – последнюю собираются перевести на польский. Благодаря подвижничеству Мирославы Ефимовой при поддержке американских священников во Владивостоке восстановлен храм Пресвятой Богородицы, где прежде размещался госархив Дальнего Востока.

- Высокая награда от правительства Польши была для меня полной неожиданностью,- скромно говорит пани Ефимова,- я знала, что моя книга получила там большое признание, но ни о каких "Золотых крестах" я даже не мечтала. Бывает так, что человек надеется на какую-нибудь награду, ждет ее, а я ни на что не надеялась.


=========================================
ПРИМЕЧАНИЯ от М.Тукалевского:

(0) Вряд ли правомочно сказать, что Мирочка родилась в семье белоцерковских поляков.
 Родители нашего отца были; Тукалевский Матвей Александрович, действительно, предок обрусевшего польского шляхтича пана Тукальских, который пришёл на Украину вместе с польской женой Богдана Хмельницкого, Геленой. Замок Гелены был в районе города Чигирин. Мать Тукалевкая (ур.Семёнова) Анна Алексеевна была дочерью московского купца-строителя Алексея Семёнова.

Родителями нашей мамочки были: Тодосиенко Иван Гордеевич украинсц из древнего села Малополовецкое, Киевской области. И Тодосиенко(ур. Ткаченко) Евдокия Ивановна родом из села Краснолисы Киевской области.
Так что Мирочска была на 1/4 поляцких кровей. Если не меньше эта пропорция.
(1) Папа вышел в отставку в 1959 году в звании полковника. Генеральского звания отец не получил из-за его разжалования в 1949 году из полковников в подполковники из-за многоженства, как гласил приказ. И.В.Сталин, распустившихся за годы войны мужиков резко одёргивал, если они бросали ЧЕСТНО ЖДАВШИХ их с войны старых жен и женились на молодых.
Это разжалование, практически, сделало невозможным присвоение отцу генеральского звания, несмотря на окончание им военной академии и получения высшего воинского образования. 
(2) Мама начинала свою трудовую деятельность ещё в г.Белая Церковь 16-ти летней девочкой. У неё обнаружили талант художника и направили в Киевский институт пластических искусств. В 1924 году к нему на правах факультета присоединили Украинский архитектурный институт, существовавший с 1918. Новообразованный вуз назвали Киевский художественный институт. Мама ушла с 3-го курса по семейным обстоятельствам.
Она была женой кадрового военного и они постоянно меняли места жительства. По направлению Женсовета папиной воинской части мама закончила Медицинские курсы (медучилище) и получила профессию операционной медсестры.


Рецензии
Матвей Игоревич! С огромным уважением я отношусь к тебе. А теперь вот еще один кумир появился в моей жизни - твоя сестра.
Как ты правильно сделал, что открыл ее страничку

Елена Кулиева   13.02.2020 06:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
Я сам счастлив, что сделал это. Хоть после её смерти! Снял угрызения совести хоть немного.
Мирочка, без сомнения, была всегда достойна самых высоких похвал!
Это был уникально талантливый Человек! И при этом очень доступный и простой, без малейшей чванливости.
Это дано не каждому.
За доброе слово- спасибо!
И второе спасибо за то, что пришла и прочла!

Матвей Тукалевский   14.02.2020 15:29   Заявить о нарушении