Созидание Глава 10 1969 г. Часть 4-19-4 архитектор

ЕРЕВАН   ДЕТСКАЯ  ЖЕЛЕЗНАЯ  ДОРОГА
Вся прелесть нашей «экскурсии» заключалась в том, что детская
железная дорога – не работала. И наши дети, да и мы тоже могли
осматривать её и фотографироваться – сколько душе угодно.
На фотографии : Ёлочка, Олежка и Виктор – 1969 год.



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 10  1969 год

ЧАСТЬ 4-19-4  АРХИТЕКТОР ПАРКА И ДЕТСКОЙ Ж/Д


 Детская железная дорога открылась в 1937 году, в период, когда сотни тысяч людей отправлялись за решетку как «враги народа». Инициатором строительства ДЖД был первый секретарь ЦК КП Армении Агаси Ханджян, который так и не увидел реализации своей задумки. В апреле 1936 года он заложил первый камень на станции ДЖД «Парос», а в июле того же года его убили в Тбилиси (по официальной версии, он совершил самоубийство).

 В 1937 году был сослан в Норильск главный архитектор парка ДЖД Микаел Мазманян…


В 1929 году Микаел Мазманян, Каро Алабян и Геворг Кочар прибыли в Армению с целью перестройки города. Это был тот этап армянской советской архитектуры, когда шла борьба между конструктивистами и неоклассицистами.

Трио Мазманян-Алабян-Кочар было приверженцами модерна. Они не отрицали национальный стиль, однако были против копирования старых национальных декоров на зданиях.

Под выражением «национальный стиль» они понимали использование техники, подходов древней армянской архитектуры.

 Ярким примером здания Мазманяна, построенного в национальном стиле, может быть шахматообразное жилое здание, в основе которого лежит староармянский народный дом.

В будущем, под влиянием сталинского режима, архитекторы в какой-то мере были вынуждены идти на уступки. Например, здание Книжной палаты на улице Теряна уже было построено в классическом стиле. 

Микаел Мазманян родился 8 ноября 1899 года в Тбилиси. В 1929 году окончил Московский Высший художественно-технический институт. С 1932 года был членом Союза архитекторов Армении. Был заслуженным архитектором Армении. 

Мазманян был первым ректором Ереванского политехнического института и воспитал блестящее поколение архитекторов. Он был разносторонне развитым человеком, занимался переводами, изучал историю живописи. Рассказывают, что во время вступительных экзаменов он мог задавать вопросы, которые касались не только архитектуры, но и литературы, музыки.

Мало кто знает, что в 1937 году Мазманяна отправили в ссылку в Норильск. Проект парка Детской железной дороги стал одной из его последних работ в Армении. Причина ссылки была неизвестна: в качестве версии приводили его дружбу с Чаренцем.

Мазманян продолжил активную деятельность в Норильске и спроектировал там многочисленные здания, в том числе - музей Сталина.
Мазманян был очень жизнерадостным человеком, любил собирать людей вокруг себя. Был близок с Чаренцем, Сарьяном, Ервандом Кочаром. С Ервандом Кочаром они были одноклассниками. Кстати, автором постамента памятника Давида Сасунскому является Мазманян.
 
В период после ссылки, с 1957 по 1971 годы, он был главным архитектором Первопрестольного Св. Эчмиадзина.


Представленная ниже записка написана Микаелом Мазманяном. Она предоставлена нам внучкой архитектора – Лилит Тер-Минасян.

На проросшем зеленью берегу Зангу, на фоне базальтовых гор, вырисовывается парк детской культуры и отдыха.

Живописный вид территории, богатый рельеф, естественные роскошные сцены весьма благоприятны для того, чтобы сделать этот уютный уголок зоной отдыха для детей.

При решении общего плана было необходимо найти такую композицию, которая исходила бы из  местных природных условий, давала бы четкое зонирование отдельным частям парка.

Весь проект построен вокруг двух пересекающихся аллей. Одна из них начинается около ГЭС, то есть, протекает с севера на юг, а другая – с шоссе, то есть, с востока на запад.

 Последняя с высоты шоссе ступенчатым каскадом спускается на главную площадку, где пересекается с первой аллеей. В точке их встречи открывается широкая круглая площадь, в центре которой помещается большой бассейн, со скульптурой, изображающей веселый детский хоровод.

Затем продолжается, и лестница спускается к первой станции детской железной дороги. Именно с продолжения этой центральной оси будет построен мост по Зангу для того, чтобы перейти на правый берег и посредством фуникулера подняться к холму Цицернакаберда.

www.mediamax.am



ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ



Рецензии