Долг и дружба

- Слушай, ну дай ты в долг, будь человеком! – Пашка явно не собирался уходить без победы. Его длинная и тонкая рука мертвой хваткой держала мою дверь.
Я вздохнул. Никогда, за все свои сорок лет, я не давал денег в долг. Особенно друзьям. Принципиально. Пашка был моим другом со времен института, в котором мы вместе учились, и он, конечно же, знал об этом. Поэтому он и пришел ко мне в последнюю очередь, когда уже все другие его знакомые и друзья отказали ему. И вот сейчас он стоял передо мной, в этом холодном и полутемном подъезде моего дома, держал мою входную дверь, смотрел на меня умоляющим взглядом и просил о помощи.
Пашка, здоровенный 37-летний лоб, в очередной раз остался без работы и находил весьма сомнительные источники дохода. Он всегда был человеком увлекающимся. Самой главной его мечтой было стать владельцем собственного бизнеса, своей империи. Он любил представлять, как будет управлять многомиллионными контрактами, как будет на одном уровне общаться со знаменитостями и даже как будет путешествовать на собственной яхте с красавицей-женой. Пашка всегда был центром внимания – не особо усердный в учебе, он покорял преподавателей своими блестящими идеями и нестандартностью мышления. Все наши девчонки тоже сходили по нему с ума, - одна девушка как-то даже посвящала ему стихи. Он притягивал к себе людей, как магнит. Но стоя здесь передо мной, всегда такой опрятный, уверенный в себе, деятельный и рисковый Пашка больше походил на бездомного, просящего милостыню, чем на героя девичьих грез.
Я хотел ему помочь, да и, что таить, возможность у меня была. Но я боялся. И больше всего я боялся даже не того, что он может не вернуть долг. Нет, деньги, хоть я и не понаслышке знаю, как трудно зарабатываются, по сути своей не более, чем просто бумага. Я боялся, что, взяв деньги, он может навсегда исчезнуть из моей жизни. Боялся потерять такого друга, как он. Слишком много было всего, что нас связывало. Слишком многое мы вместе прошли. К тому же, я знал, чем все это заканчивается. Деньги портят отношения, тем более дружеские. К сожалению, часто я слышал о случаях разрыва отношений между старыми приятелями. Действие разворачивается по простой формуле был друг – нет друга. Все. конец истории. Занавес.
- Ну теперь точно верняк, - говорил он, как бы гарантируя успешность очередной «сделки».
Я оценивающе посмотрел на него. Я все размышлял, смогу ли я взять и вот так легко проститься с нашей многолетней дружбой? Дружбой, длившейся половину наших жизней? Нет, я не могу. Но и бросить в беде этого самого друга я тоже не могу. Я должен ему помочь. А там, пусть судьба решает.
Я еще раз вздохнул. Пашка все заходился тирадой:
- Ну точно тебе говорю, все получится. Вероятность стопроцентная!
Я в ответ лишь молчал. После его очередной просьбы дать взаймы, я сказал ему: «Подожди здесь», и вернулся в квартиру. Я взял деньги из копилки, которой служила банка из-под чая, и в которую откладывал небольшие суммы на новый автомобиль. Взяв необходимую сумму, я вернулся к Пашке.
Он светился от счастья, и улыбался во все свои чуть желтоватые зубы.
- Через пару недель верну, - сказал он, принимая от меня деньги.
- Не торопись, - ответил я. – Вернешь, когда сможешь.
Я сделал паузу, а после добавил:
- Я верю тебе на слово.
- Друг! – Пашка крепко обнял меня, а потом судорожно пожал мою руку.
- Иди давай, - я улыбнулся ему вслед, - он уже спускался с лестницы, и закрыл за собой дверь.
***
Я остановил свой старенький автомобиль. Пробка росла все больше, водители гневно нажимали на клаксоны. Пару минут спустя стоящие впереди меня автомобили тронулись и, проехав всего пару метров, снова встали.
Несколько раз мы стартовали и тормозили, я уже начал сомневаться в том, что успею домой до тех пор, пока на улице не стемнеет. Спустя несколько метров потом автомобилей стал ссужаться к однополосному движению.
- Авария, - я устало вздохнул. Опасное место, здесь часто случаются ДТП. Проезжая еще несколько метров до новой остановки, я невольно размышлял о том, какого гонщика угораздило попасть в аварию на этот раз.
Ответ на мой вопрос нашелся быстро. Подъехав к месту ДТП, я увидел, что почти все пространство занимали огромная фура, которая почти перекрыла дорогу, и развороченная легковушка, сильно пострадавшая от лобового столкновения с ней. Весь перед был разбит… Зрелище было страшное. Проезжая мимо, я смотрел на покореженный седан, точнее, на то, что от него осталось, на водителя фуры, который, сильно жестикулируя, объяснял что-то инспектору ГАИ, показывая на легковушку.
И вдруг… я заметил руку, торчащую из окна легковушки. Она была согнута под странным углом, но не это меня остановило. Я увидел наручные часы. Эти часы я не забуду никогда. Я понял, что знаю того, кто сидит за рулем.
Объехав место ДТП, я припарковался на обочине и направился к легковушке.
- Простите, но сюда нельзя – молодая девушка в форме попыталась меня остановить.
- Я его знаю! Я знаю… водителя.
Девушка немного замешкалась и, воспользовавшись этим, я пробрался к изувеченному автомобилю. Часы блеснули на руке. Стекло разбилось, механизм остановился. Семейная реликвия, доставшаяся от отца…
Это был он. Пашка. Я не мог видеть его в таком состоянии. Я отшатнулся от автомобиля.
- Простите, вы знаете погибшего? – ко мне подошла все та же девушка. – Мы не можем установить личность…, - она говорила что-то еще, но я перебил ее:
- Да, - мой голос был слаб. – Это мой друг. Это Пашка.
***
В дверь позвонили. Я посмотрел в глазок и увидел на лестничной площадке молодую девушку в черном плаще, смутно знакомую мне.
- Вы – Игорь? – спросила она, когда я открыл дверь.
- Да, это я. А вы…
- Я – Настя, сестра Паши. Я пришла к вам, чтобы передать вам вот это, - она достала из небольшой сумочки запечатанный конверт и протянула мне.
- Что это? – спросил я.
- Паша хотел вернуть это вам.
Я взял конверт в руки. На одной из сторон была надпись:
«Для Игорька, моего лучшего друга».
Я узнал почерк Пашки и грустно улыбнулся. Слезы почти навернулись мне на глаза. Я открыл конверт. Внутри лежали деньги, - та сумма, которую Пашка занимал у меня несколько недель назад. Одну из банкнот я даже узнал по загнутому краешку.
Я оторвался от конверта, чтобы что-то сказать девушке, но она уже успела спуститься по лестнице, когда я ее окрикнул:
- Подождите, - я подбежал и протянул ей деньги.
- Нет, не надо, оставьте! Я знаю, Паша много у кого занимал деньги, и …
- Держите. А это я оставлю себе, - я держал в руках конверт, подписанный Пашкой.
И в ответ на недоуменный взгляд Насти я добавил:
- Ведь он же мой лучший друг.

(с) Сентябрь, 2016 год.


Рецензии