На свидание со Светлейшей
«Венеция – это величайшее архитектурное чудо из всех существующих на земле.»
Ле Корбюзье.
Было начало октября, но осень ещё не спешила на север Италии. Прохладное утро сменялось ярким солнечным полднем, переходящим снова к бодрящей свежести вечера. Слегка охваченные волнением, ведь предстояла долгожданная встреча с прекрасным городом на воде – Венецией, мы всходили на борт небольшого пассажирского кораблика – вапорето, отправлявшегося из Лидо де Езоло. Ранним утром, когда ещё первые солнечные лучи коснулись лазурных волн лагуны, всё вокруг приобретало особую выразительность и чёткость: и кусты олеандра, и зелёные ветви пирамидальных сосен и даже камни у причальной стенки.
Во время короткого двадцатиминутного перехода по водному пути до Венеции нам встретилось несколько судов, идущих в разных направлениях, ведь по лагуне разбросано много других обитаемых островов.
Венеция встречает моросящим дождём, неужели, так и придётся знакомиться с городом под зонтиком, лицезрея замечательные строения Светлейшей. К длинной пристани причаливают другие катера с многочисленными туристами на борту, а мы уже спешим к площади святого Марка, откуда для всех прибывающих в Венецию начинается знакомство со Светлейшей. С утра площадь пока ещё полностью не заполнена людьми, исчезли сопутствующие ей голуби, замечаю двух вооружённых патрульных, а с высокой колонны горделиво взирает на бухту крылатый лев – символ города. Бодрящий ветерок с моря постепенно разгоняет серые тучки, дождь заканчивается также быстро, как и начался, и вот яркие лучи солнца заструились по стенам прекрасных строений, окаймлявших площадь, заставляя туристов вертеть головами в разные стороны и щёлкать затворами фотоаппаратов.
Налюбовавшись красотой и величественностью Дворца Дожей, Собором св. Марка, Библиотекой устремляемся вслед за экскурсоводом в узкие городские улочки, по обеим сторонам которых разместились многочисленные магазины и салоны с красочными манящими витринами. Эти улочки прорезают неширокие каналы с перекинутыми через них изящными горбатыми мостиками, и кажется, что несть числа этим пешеходным переходам, также как и открывающимся маленьким необыкновенным площадям с жилыми домами и законсервированными колодцами с пресной водой. Невольно останавливаешься, заметив медленно плывущую по каналу богато украшенную гондолу с пассажирами и без них, либо, нарушающих тишину этих мест, моторные катера и лодки. Управление нарядными гондолами требует особой сноровки и мастерства у гондольеров. В Венеции свой транспорт: пожарные и полицейские катера, мусоровозы, такси.
Чтобы не заблудиться в этом сложном лабиринте улочек и проулков есть множество жёлтых указателей, с нарисованными на них стрелками, к примеру: «Alla stazione» - «К вокзалу» и пр.
Поразительно, что все те величественные здания, площади, площадки и улицы стоят на бесчисленном множестве деревянных свай, вбитых в мелководье лагуны. Со временем покрытое тиной дерево превратилось в камень. Да, на славу потрудились венецианцы, создав поистине искусственный остров, покрыв его улицы серым бутом – разновидностью горной породы.
Постепенно узенькие улочки Венеции заполняются разноязычными толпами приезжих, и уже с трудом приходится лавировать в их запутанном лабиринте. Некоторые проходы настолько узки, что двигаешься буквально гуськом, друг за другом.
Прекрасные облики увиденного: дворцов, статуй, горбатых мостиков над каналами начинают отражаться на лице, и невольно подпадаешь под некоторое влияние «синдрома Стендаля», так сильно красота Венеции влияет на общее состояние, спасает лишь фотографирование, оно как – бы поглощает избыток великолепия, снимая напряжение.
Однако, несколько часов, проведённых всё время на ногах, дают о себе знать. Пора заскочить в бар, утолить жажду знаменитым венецианским коктейлем – сприцем (газированная вода, белое вино, биттер кампари или апероль, долька лимона и оливка) или чашечкой крепчайшего чёрного кофе.
Солнце палит уже немилосердно. Выбираемся из уличных лабиринтов на многолюдную набережную. Лёгкий бриз раскачивает на волнах чёрные гондолы у причальной стенки, а мы спешим на свой вапорето, чтобы покинуть Светлейшую. Свидание с ней состоялось, но хочется встречаться снова и снова, признаваясь ей каждый раз в любви.
P.S. Оригинальное суждение Монтескье о этом городе – «Венеция – место, где должны жить только рыбы» наводит на размышления, подчас весьма грустные. Как бы нам этого не хотелось, прекрасному городу грозит большая опасность. За последние годы воздействие высоких приливов в лагуне достигло катастрофических значений, прогрессируют процессы оседания почвы, налетающие штормы и обильные дожди – всё это может поглотить Венецию в пучину моря. Кроме того, идёт постоянное загрязнение воздуха и моря, что неблагоприятно оказывается на архитектурных памятниках и величайших творениях искусства. Печально, но коренные жители Венеции покидают город из – за дороговизны жизни и отсутствия работы, многие венецианцы, работающие в сфере обслуживания туристов, вынуждены каждый день возвращаться на материк или на побережье к месту своего постоянного проживания. Другой причиной разрушительного действия является туризм, небывалый, насчитывающий несколько миллионов человек в год. Хочется верить, что мировая общественность предпримет все необходимые меры, чтобы сохранить Светлейшую для будущих поколений. Будем надеяться!
Примечания:
Светлейшая – полное название Венеции - Serenissima (Светлейшая) Respublica di Venezia.
Вапорето – («вапоре» - итал. – «пар») – морской трамвайчик.
«Синдром Стендаля» - состояние, когда человек находится под сильным воздействием произведений искусства, в том числе и архитектурных памятников, характеризуется учащённым серцебиением и головокружением. Получил название по имени французского писателя Стендаля, описавшего свои ощущения в книге «Неаполь и Флоренция, путешествие из Милана в Реджио» во время визита в 1817 году во Флоренцию.
Апероль – итальянский аперитив оранжево – красного цвета, имеющий горький вкус.
3 октября 2016 года Лидо де Изоло - Венеция.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №216101701889