На свидание со Светлейшей

                Н А      С В И Д А Н И Е      С О      С В Е Т Л Е Й Ш Е Й.            
 
                «Венеция – это величайшее  архитектурное  чудо  из  всех  существующих  на  земле.»               
                Ле  Корбюзье.               

Было  начало  октября, но  осень  ещё  не  спешила  на  север  Италии. Прохладное  утро  сменялось  ярким  солнечным  полднем, переходящим  снова  к  бодрящей  свежести  вечера. Слегка  охваченные  волнением, ведь  предстояла  долгожданная  встреча  с  прекрасным  городом  на  воде – Венецией, мы  всходили  на  борт  небольшого  пассажирского  кораблика – вапорето, отправлявшегося  из  Лидо  де  Езоло. Ранним  утром, когда  ещё  первые  солнечные  лучи  коснулись  лазурных  волн  лагуны, всё  вокруг  приобретало  особую  выразительность  и  чёткость: и  кусты  олеандра, и  зелёные  ветви  пирамидальных  сосен  и  даже  камни  у  причальной  стенки.
Во  время  короткого  двадцатиминутного  перехода  по  водному  пути  до  Венеции  нам  встретилось  несколько  судов, идущих  в  разных  направлениях, ведь  по  лагуне  разбросано  много  других  обитаемых  островов.
Венеция  встречает  моросящим  дождём, неужели, так  и  придётся  знакомиться  с  городом  под  зонтиком, лицезрея  замечательные  строения  Светлейшей. К  длинной  пристани  причаливают  другие  катера  с  многочисленными  туристами  на  борту, а  мы  уже  спешим  к  площади  святого  Марка, откуда  для  всех  прибывающих  в  Венецию  начинается  знакомство  со  Светлейшей. С утра  площадь  пока  ещё  полностью  не  заполнена  людьми, исчезли  сопутствующие  ей  голуби, замечаю  двух  вооружённых  патрульных, а  с  высокой  колонны  горделиво  взирает  на  бухту  крылатый  лев – символ  города. Бодрящий  ветерок  с  моря  постепенно  разгоняет  серые  тучки, дождь  заканчивается  также  быстро, как  и  начался, и  вот  яркие  лучи  солнца  заструились  по  стенам  прекрасных  строений, окаймлявших  площадь, заставляя  туристов  вертеть  головами  в  разные  стороны  и  щёлкать  затворами  фотоаппаратов.
Налюбовавшись  красотой  и  величественностью  Дворца  Дожей, Собором  св. Марка, Библиотекой  устремляемся  вслед  за  экскурсоводом  в  узкие  городские  улочки, по  обеим  сторонам  которых  разместились  многочисленные  магазины  и  салоны  с  красочными  манящими  витринами. Эти  улочки  прорезают  неширокие  каналы  с  перекинутыми  через  них  изящными  горбатыми  мостиками, и  кажется, что  несть  числа  этим  пешеходным  переходам, также  как  и  открывающимся  маленьким  необыкновенным  площадям  с  жилыми  домами  и  законсервированными  колодцами  с  пресной  водой. Невольно  останавливаешься, заметив  медленно  плывущую  по  каналу  богато  украшенную  гондолу  с  пассажирами  и  без  них, либо, нарушающих  тишину  этих  мест, моторные  катера  и  лодки. Управление  нарядными  гондолами  требует  особой  сноровки  и  мастерства  у  гондольеров. В  Венеции  свой  транспорт: пожарные  и  полицейские  катера, мусоровозы, такси.
Чтобы  не  заблудиться  в  этом  сложном  лабиринте  улочек  и  проулков  есть  множество  жёлтых  указателей, с  нарисованными  на  них  стрелками, к  примеру: «Alla  stazione» - «К  вокзалу»  и  пр.
Поразительно, что  все  те  величественные  здания, площади, площадки  и  улицы  стоят  на  бесчисленном  множестве  деревянных  свай, вбитых  в  мелководье  лагуны. Со  временем  покрытое  тиной  дерево  превратилось  в  камень. Да, на  славу  потрудились  венецианцы, создав  поистине  искусственный  остров, покрыв  его  улицы  серым  бутом – разновидностью  горной  породы.
Постепенно  узенькие  улочки  Венеции  заполняются  разноязычными  толпами  приезжих, и  уже  с  трудом  приходится  лавировать  в  их  запутанном  лабиринте. Некоторые  проходы  настолько  узки, что  двигаешься  буквально  гуськом, друг  за  другом.
Прекрасные  облики  увиденного: дворцов, статуй, горбатых  мостиков  над  каналами  начинают  отражаться  на  лице, и  невольно  подпадаешь  под  некоторое  влияние  «синдрома  Стендаля», так  сильно  красота  Венеции  влияет  на  общее  состояние, спасает  лишь  фотографирование, оно  как – бы  поглощает  избыток  великолепия, снимая  напряжение.
Однако, несколько  часов, проведённых  всё  время  на  ногах, дают  о  себе  знать. Пора  заскочить  в  бар, утолить  жажду  знаменитым  венецианским  коктейлем – сприцем  (газированная  вода, белое  вино, биттер  кампари  или  апероль, долька  лимона  и  оливка)  или  чашечкой  крепчайшего  чёрного  кофе.
Солнце  палит  уже  немилосердно. Выбираемся  из  уличных  лабиринтов  на  многолюдную  набережную. Лёгкий  бриз  раскачивает  на  волнах  чёрные  гондолы  у  причальной  стенки, а  мы  спешим  на  свой  вапорето, чтобы  покинуть  Светлейшую. Свидание  с  ней  состоялось, но  хочется  встречаться  снова  и  снова, признаваясь  ей  каждый  раз  в  любви.
P.S. Оригинальное  суждение  Монтескье  о  этом  городе – «Венеция – место, где  должны  жить  только  рыбы»  наводит  на  размышления, подчас  весьма  грустные. Как  бы нам  этого не  хотелось, прекрасному  городу  грозит  большая  опасность. За  последние  годы  воздействие  высоких  приливов  в  лагуне  достигло  катастрофических  значений, прогрессируют  процессы  оседания  почвы, налетающие  штормы  и  обильные  дожди – всё  это  может  поглотить  Венецию  в  пучину  моря. Кроме  того, идёт  постоянное  загрязнение  воздуха  и  моря, что  неблагоприятно  оказывается  на  архитектурных  памятниках  и  величайших  творениях  искусства. Печально, но  коренные  жители  Венеции  покидают  город  из – за  дороговизны  жизни  и  отсутствия  работы, многие  венецианцы, работающие  в  сфере  обслуживания  туристов, вынуждены  каждый  день  возвращаться  на  материк  или  на  побережье  к  месту  своего  постоянного  проживания. Другой  причиной  разрушительного  действия  является  туризм, небывалый, насчитывающий  несколько  миллионов  человек  в  год. Хочется  верить, что  мировая  общественность  предпримет  все  необходимые  меры, чтобы  сохранить  Светлейшую  для  будущих  поколений. Будем  надеяться!

Примечания:
Светлейшая – полное  название  Венеции -  Serenissima  (Светлейшая)  Respublica  di  Venezia.
Вапорето – («вапоре» - итал. – «пар») – морской  трамвайчик.
«Синдром  Стендаля» - состояние, когда  человек  находится  под  сильным  воздействием  произведений  искусства, в  том  числе  и  архитектурных  памятников, характеризуется  учащённым  серцебиением  и  головокружением. Получил  название  по  имени  французского  писателя  Стендаля, описавшего  свои  ощущения  в  книге «Неаполь  и  Флоренция, путешествие  из  Милана  в  Реджио»  во  время  визита  в  1817  году  во  Флоренцию.
Апероль – итальянский  аперитив  оранжево – красного  цвета, имеющий  горький  вкус.
 
3  октября 2016  года                Лидо  де  Изоло  -  Венеция.

Вячеслав  Прытков.


Рецензии