7. Биография художника из каталога
На третьей странице каталога приведена биография Роберта Фалька.
Роберт Фальк родился в Москве 27 октября 1886 года. Окончив реальное училище в 1903 году, он занимается в частной студии И.И. Машкова.
В 1905 году Фальк поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, занимаясь у в. Серова и К. Коровина.
С 1906 года Фальк экспонирует работы на выставках «Молодых художников», «Московского товарищества» и т.д.
В 1910 году он принимает участие в создании объединения художников «Бубновый валет», с 1910 по 1922 год активно выставляется с «Бубновым валетом» и «Миром искусства».
С 1918 года Р.Р. Фальк – профессор живописи ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Он принимает деятельное участие в выставках советских художников в Голландии, Германии, Швеции, Японии, Италии и в экспозициях «Обществ Московских художников». С 1926 по 1928 год Фальк – декан живописного факультета ВХУТЕИНа и организатор выставок Ассоциации художников революционной России.
В 1928 году Р.Р. Фальк посещает Париж, а в 1930 году участвует в выставке «Советские живописцы» в Берлине, на вернисажах «Салона Независимых», «Осеннего салона» в Париже.
В 1938 году он возвращается в СССР и совершает поездки в Крым, Среднюю Азию, Башкирию.
Во время Отечественной войны занимается педагогической деятельностью в Самарканде.
В 1944 году, после возвращения в Москву, Фальк снова много выставляется, ездит по стране, активно работает в театре и кино.
Умер Роберт Рафаилович в Москве 1 октября 1958 года.
Нет смысла критиковать или комментировать написанное. Здесь многое пропущено или недосказано по вполне понятным причинам.
Есть и неточности в датах. О дате возвращения в СССР в 1937 году я уже написал.
Теперь о двух других:
Фальк не посещал Париж, а жил там с 1928 по 1937 год и вернулся Фальк в Москву не в 1944, а в 1943.
Кое-что нарочито приукрашено. Например, «снова много выставляется». На самом деле Фальк был предан забвению.
Использованное Макаренко слово «снова», рассчитано на то, что, если какой-либо запретитель знает, что Фалька выставлять нельзя, говорит о том, что сегодня Фальк уже не является запрещённым к показу художником.
Раз «снова много выставляется», – значит, позволили. Рассчитано на то, что там, наверху не проверят и пропустят…
О многом нельзя было писать.
Приехав в СССР в 1937 году (а не в 1938), он ждал ареста со дня на день, и полагают, что он не был арестован лишь благодаря знаменитому летчику Юмашеву, который увёз Фалька из Москвы в Среднюю Азию и Крым. Об арестах и репрессиях в те годы писать не рекомендовалось.
Не упомянута плодотворная работа Фалька с еврейскими театрами. О евреях и тем более о еврейской культуре в те годы в прессе не писали.
В жизни Фалька большую роль играли женщины – его музы. О них в биографии из каталога вообще ничего не сказано. Его четыре официальных жены в те годы приветствоваться не могли.
Ничего не сказано о том, что Фальк – яркий представитель раннего русского авангарда и советского неофициального искусства. Что во время проработочных компаний второй половины 40-х годов он подвергался критике как «формалист»,
а после 1939 года практически не выставлялся. Об этом умалчивалось тогда, да и сейчас об этом пишут редко и вскользь.
Небольшая выставка Фалька состоялась в 1958 году — увы, она оказалась последней прижизненной, когда Фальк был уже тяжело болен. А потом Фалька уже не выставляли. В 1962 году на знаменитой выставке в Манеже были показаны две работы Фалька: «Обнажённая» и «Картошка». Но сделано это было только для того, чтобы обратить внимание Хрущёва и направить его гнев на «формалистов и абстракционистов».
Пожалуй, выставка «Манеж-1962» была первой, открывшей «другое» искусство. Потом прошла выставка в Ереване (1965). А первая большая посмертная выставка Фалька, состоявшаяся в 1966 году, стала сенсацией. Наша выставка была следующей…
Вот эти три выставки (1958, 1962 и 1966) позволили М.Я. Макаренко утверждать, что Фальк «снова много выставляется».
А то, что выставка 1958 прошла практически незамеченной, а на выставке МОСХа 1962 года картины Фалька подверглись Хрущёвым разгрому Михаил Янович умолчал.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/17/306
Свидетельство о публикации №216101700300