Сила слова

               

День как-то с утра сегодня  не заладился: автомат турникета на Ярославском вокзале упрямо отказывался читать штрих – код  проездного билета и пропускать меня на платформу, где  «под парами» уже стоял, готовый вот-вот отойти электропоезд до Мытищи. Пока шла молчаливая тяжба между мной и железным монстром, под бдительным оком  молча наблюдающего за этим процессом  контролера,  я с тревогой  смотрел,  как последние пассажиры, спешили  к  монинской  электричке.
     Наконец, манипулятор сжалился надо мной, замигал  зеленым глазком, его руки-ухваты  раскрылись, и я во всю прыть рванул к отходящему поезду. На мое  счастье,  вдруг на миг открылись уже закрытые  двери, и я успел заскочить в последний вагон. Буквально тут же послышалось мощное  шипение спускаемого воздуха из тормозной системы и электричка, задрожав  всем своим могучим телом, нервно дернулась  несколько раз  и, завывая моторами, двинулась в путь, с каждой минутой убыстряя свой ход.
    Тяжело дыша, после непредвиденного бега, я  удобно  устроился  у окна вагона  и  любовался  осенним  пейзажем  природы,  освещенным  неярким светом утреннего солнца. Мимо проплывали деревья, одетые в багрянец, приятно радовала глаз изумрудная  зелень  травы,  согретая теплом  начала октября.
    Весьма довольный тем, что успею  вовремя на работу,  и у меня не будет лишнего  повода объясняться с начальством, я решил немного подремать. Однако  не успел и сомкнуть глаз, как услышал чей-то  зычный молодой голос. Я обернулся и увидел стоявшего в проходе высокого, белокурого  молодого человека,  лет,  эдак тридцати-тридцати пяти, который, обращаясь к вагонной публике изрек: «Уважаемые пассажиры! Я прошу вас  с должным пониманием отнестись к моим словам  и проявить  человеческое  сердоболие, ибо - скрывать этого не буду -  в ваших руках на сегодня состояние моего душевного равновесия и покоя. Беда может постучаться к любому из вас: она не избирательна – ее объектом может оказаться   как олигарх – толстосум, так и такой же бедолага, как я. Воистину, от этого никто  не застрахован  в этом бренном мире».
    Тронутые столь проникновенной и завораживающей  речью странного молодого человека, многие пассажиры оторвались от своих дел и с удивлением стали разглядывать его, пытаясь понять, чего же он хочет.
  «Заранее скажу,-  продолжил он все таким же серьезным и спокойным тоном.- В  моем обращении к вам нет никакого трагического подтекста – жена не болеет онкологией, теща на месяц не приехала в гости, семеро детей не бегают по лавкам, дом, слава богу,  не сгорел, сам не в тюрьме,  бандиты не наезжают.  Просьба у меня к вам одна, и она банальна, не отличается какой – либо оригинальностью. Граждане!  Меня с утра беспокоит сильный похмельный синдром, который я не смогу преодолеть без вашей помощи, а потому – помогите собрать  энную сумму обездоленному члену общества, попавшему в трудную жизненную ситуацию»!

На какое-то время в вагоне наступила относительная тишина: только слышен был перестук вагонных  колес;изумленные люди "переваривали" в голове услышанное.
- А ты не пробовал  работать, умник?  И тогда то, что просишь, лежало бы у тебя в кармане  - пей, сколько хочешь!  - менторским тоном сказал интеллигентного вида пожилой  мужчина,  с седой аккуратной бородкой, нервно убирая свою книгу в портфель.
   Многие, кто внимательно следил за происходящим, вероятно, ожидали бурной реакции со стороны просителя. Ан нет! Все таким же спокойным тоном, каким вел свой монолог, он посмотрел в сторону старого человека и сказал: « Иной реакции, честно говоря,  я и не ожидал – вы все правильно говорите. Но тут особый случай, где мои желания и мои возможности находятся в обратно пропорциональной зависимости. Я работал инженером – электроником, однако из-за психологической несовместимости с начальством, вынужден был покинуть свое любимое  рабочее место».
    Последние слова странного молодого человека  потонули в потоке словесной брани и смеха.  А он  невозмутимо продолжал стоять в проходе и молчал, будто  вовсе не слышал оскорбительных слов в свой адрес. Спустя некоторое время, его стоическое поведение стало давать положительные результаты: сидящие недалеко от меня два молодых узбека, порывшись в карманах, извлекли оттуда какую-то мелочь и протянули просителю; тот их взял с благодарностью. Потом этот процесс пошел намного быстрее: люди освобождались не только от мелочи, но протягивали и бумажные деньги, которые мужчина, как профессиональный работник сберкассы, аккуратно складывал и совал в новенькую модную сумку.  Собирая деньги, он дошел до  конца вагона, затем повернувшись лицом к пассажирам, картинно поклонился в знак благодарности и  быстро покинул его. На какое – то время, после ухода попрошайки, установилось затишье, которое вдруг нарушила женщина, сидящая со мной рядом  и  крепко держащая большую сумку на коленях. Она зло посмотрела на узбеков и с надрывом в голосе сказала: «Вот, как всегда – все беды от вас, от приезжих! Зачем вы балуете алкашей? Какого рожна вы сунули ему деньги»?
- Он просил, я дал, - смущенно улыбнувшись, сказал один из узбеков.
- Мало ли кто что попросит, и что теперь каждому давать? – не отступала настырная  соседка.
- Не знаю, но у нас дают, - ответил узбек, не понимая, чего  от него хотят.
- Вот – вот, - вступил в разговор плотный мужчина с седой головой, пробираясь к выходу. – Они свои обычаи и традиции пытаются насадить здесь, а мы от этого страдаем.
- Ну чего вы к людям пристали, дали денег – ну и молодцы! Может своим действием они ему  жизнь спасли: от глубокого похмелья сердце может не вы держать.  Еще раз,  молодцы, ребята! Рахмат! – сказала серьезно сидящая напротив  старушка, поправляя свой платок на голове. – Такой уж сердобольный народ живет у нас в России:  мы всегда привыкли выручать  сирых и обездоленных.
     Слова старушки, оказались новой темой для разговоров: начался громкий спор - все разом оживились; я увидев, что поезд подъезжает к заветной станции, стал пробираться к выходу, где в дверях столкнулся с крупным мужчиной, который сразу, только войдя в вагон  громко крикнул: « Граждане пассажиры! Вам предлагаются совершенно новые правила дорожного движения со всеми изменениями и дополнениями»… А потом чуть тише добавил: « Или хотя бы дайте на опохмелку».
    Я вышел из вагона; электричка издала какой-то  сдавленный свист, лязгнула буферами и двинулась в путь, увозя моих утренних попутчиков.


Рецензии