Необыкновенная кража
Обстоятельства были такими. С утра староста класса Маша собрала с учеников деньги на экскурсию. Всего двадцать две тысячи рублей. Составила список сдавших деньги. Деньги и список положила в свой кошелек, а кошелек в рюкзак. На втором уроке была контрольная по математике. Все рюкзаки лежали на стеллаже. К ним никто не мог подойти. Но сразу после контрольной на перемене Маша с подругами – Дашей и Настей – зашла в туалет и обнаружила свой кошелек в мусорной корзине. Со списком, но уже без денег.
Ситуация представлялась невероятной. Деньги не могли исчезнуть из кошелька, а кошелек из класса. Тем не менее, кошелек был в туалете, а деньги испарились.
- Вот практическая задача для Вашей теории, Антон Семенович. – с горечью сказала Анна Васильевна.
- Моя теория уже дала ответ на эту загадку. – немедленно отозвался Антон Семенович. – Соберите всех в классе, и мы найдем и вора, и деньги.
- Эх, мне бы Ваш оптимизм. – вздохнула Анна Васильевна. – Впрочем, извольте. Терять-то нечего. Придется мне самой оплатить кражу. Не полицию же вызывать. Это скандал.
Все ученики собрались в том же классе, где писали контрольную работу. Рюкзаки и сумки были сложены на стеллаж. Обстановка точно воспроизводила то, что было на втором уроке. Антон Семенович вышел вперед. Его речь была вполне убедительной.
Формальная логика очень четко объясняет факты. Какие факты мы имеем? Первое – деньги были собраны на первом уроке. Второе – деньги были убраны в кошелек. Третье – кошелек был убран в рюкзак. Четвертое – в туалете после второго урока был найден кошелек без денег.
Какие из этих фактов не подлежат сомнению? Первый и четвертый. Деньги действительно были собраны. И кошелек действительно был найден в туалете без денег. А вот остальные факты могут быть подвергнуты сомнению. Маша могла не положить деньги в кошелек. Маша могла не положить кошелек в рюкзак. Сделать это могла только Маша. Значит, деньги у Маши. Больше никто не смог бы их взять.
- Да что Вы чушь лепите! – взвилась Маша. Как бы я подкинула пустой кошелек, когда я в туалет с подругами вошла?
- А ты подкинула его раньше. На первой перемене. Когда все дрожат перед контрольной работой, никто ни на что не обращает внимание. Ты заглянула в туалет, когда у мусорной корзины никого не было. Подкинула кошелек. И потом ты пошла писать работу. А потом с подругами его «нашла».
- И Вы можете доказать свой бред? – с вызовом спросила Маша.
- Полагаю, что могу. Проще всего вызвать полицию и обыскать тебя. Но это скандал. Поэтому снова воспользуемся формальной логикой. Скажи, как ты узнала, что это твой кошелек?
- У меня на нем большой желтый лейбл
.
- Большая этикетка? И давно ли? Я полагаю, что этот лейбл у тебя на кошельке совсем недавно. Например, с утра. А до этого дня лейбл был на рюкзаке. Где ему и место. Может быть, посмотрим твой рюкзак?
- И правда, Маша, у тебя же раньше кошелек был вроде бы без лейбла. – не очень уверенно сказала Настя.
- Может быть, уже стоит закончить эту игру. – мягко предложил Антон Семенович. – Отдай деньги. И мы все тебя простим на первый раз.
И Маша отдала. Можно было продолжать чаепитие. Но уже без спора о формальной логике.
- Когда я проанализировал факты, - Антон Семенович пояснял свой метод Анне Васильевне и Танечке, - то сразу понял, что это Маша. Никому другому не нужен был пустой кошелек в туалете. Другой вор либо вынул бы деньги и оставил кошелек, либо взял кошелек, вынул деньги и выкинул его подальше. Чтобы не нашли. А Маше нужно было найти кошелек при свидетелях. Чтобы создать тайну, которую никто бы не стал детально анализировать. Списали бы на мистику. Вы бы заплатили за экскурсию, чтобы обошлось без скандала. Психологически все было очень точно. Да вот я зашел на чай.
Свидетельство о публикации №216101700506