IV. 9. Гоббс
ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Гоббс (Англия, 1588-1679 гг.) – философ, мыслитель-номиналист.
Для Гоббса всё «общее» есть только условный «знак», «метка».
Основанием религии считал страх перед будущим, порождённый Невежеством.
Создал значительный труд «Левиафан», который относится к Великим книгам, посвящённый проблемам общественных отношений. Утверждал, что в обществе царят отношения «человек человеку – волк». Каждый стремится к удовлетворению своих интересов. Неизбежно возникает борьба «всех против всех». Единственный выход – переход к государственному строю: государство поглощает отдельных людей и возвышается над ними.
Спиноза тоже считал, что неизменную эгоистическую человеческую природу обуздать может только Государство. Но в отличие от Гоббса, он не признавал монархию, а был сторонником демократии.
В понимании предмета философии Гоббс близок к Бэкону, но тем не менее их взгляды существенно отличаются. Согласно Бэкону, предмет философии составляют Бог, Природа и Человек. В соответствии с этим она подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. У Гоббса же философия есть учение о теле. Всё, что не есть тело или свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Гоббс делает категорический вывод: «Философия исключает теологию».
Говоря о пользе философии, Гоббс ссылается на физику и геометрию, отмечая огромное практическое значение техники. В развитии научных и философских знаний, в их практическом применении Гоббс видит причину и источник тех благ, которыми пользуются цивилизованные народы. Пользу же философии морали и философии государства, по мнению Гоббса, можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их знание, сколько по тому ущербу, который приносит их незнание.
Именно этим и объясняются, согласно Гоббсу, все бедствия, которые выпадают на долю людей в обществе. Учение Гоббса о человеке включает чрезвычайно важное положение о том, что «люди равны от природы».
К заслугам Гоббса следует отнести выдвижение им идей, положивших начало ассоциативной психологии.
«Война всех против всех».
«Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы».
«Богатство может оказаться мнимым благом, если оно вызывает у других людей лишь ненависть и зависть к богачу».
«Наука – это пища духа, имеющая такое же значение, как и предметы питания для тела. Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей, между тем как дух никогда не может удовлетвориться знанием».
«По объему способностей люди делятся на тех, кто склонен к фантазии (благоприятствует поэтическому творчеству) или же к рассудку (способствует занятиям философией и наукой)».
«Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям. Они действуют ради любви к себе, а не к другим. Таким образом, главным стимулом человеческой деятельности является эгоизм».
«Человек является более хищным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи».
«Если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами».
«Как кровь, концентрируясь при плеврите в грудной оболочке, производит воспаление, подобно этому концентрация средств в руках частных лиц вызывает лихорадку в государственном организме».
«Чтобы люди жили в мире необходима абсолютная власть государства – того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой».
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №216101700601
Изучать, изучать и изучать - Гоббса, Локка, Смита - особенно западникам!!!
Нельзя же стремиться к тому, ОСНОВ чего не знаешь. И часто именно в этом истинные причины неудач.
А уж Галилея, Декарта, Ньютона - надо, так сказать, знать наизусть каждому мыслящему человеку, даже если он в чём-то с ними и не согласен.
У меня есть две любимые совершенно замечательные книги:
Das Weltgeheimnis. Kepler, Galilei und die Vermessung des Himmels.
Leibniz, Newton und die Erfindung der Zeit.
Автор обеих книг Thomas de Padova.
Нечасто попадали мне в руки книги более интересные. На русский язык они кажется пока не переведены...
Капитан Медуза 28.12.2020 22:54 Заявить о нарушении
Недаром, "Левиафан" отнесён к Великим книгам.
С ув., Ев.
Евгений Говсиевич 28.12.2020 23:00 Заявить о нарушении
Капитан Медуза 28.12.2020 23:02 Заявить о нарушении
У меня была большая публикация на сей счёт, в которой были ссылки на разные источники. Но благодаря "нравственным авторитетам" из команды клоно-кото-васий, её снесли. Возможно, восстановлю её в Лит.дневнике.
Различными аналитиками выдвигалось 63 претендента на авторство этих произведений: Кристофер Марло (1564-1593 гг.) - известный поэт, переводчик и драматург. (Есть некоторые предположения о том, что его не убили в 1593 г., а он продолжал жить и писать за Шекспира, будучи литературным рабом); граф Оксфорд – любовник Елизаветы I (фильм «Аноним»); он же - Эдвард де Вер - 17 граф Оксфорд; Амелия Бассано Ланиер – дочь придворного музыканта из Венеции; Ф. Бэкон; Елизавета I, лорд Ретленд; графиня Пельбрук; лорд Хансдон; граф Дерби и др.
С уважением, -
Евгений Говсиевич 28.12.2020 23:14 Заявить о нарушении
Опубликуйте, будем ждать.
Капитан Медуза 28.12.2020 23:17 Заявить о нарушении