За гранью бытия. Философия

        Словно узоры калейдоскопа, промелькнули последние воспоминания жизни и растворились. Последняя дрожь пробежала по начинающему холодеть телу, измученному долгими мучительными судорогами предсмертной агонии. Пронзила последняя боль. Последний стук сердца. Последний вздох. Материя, пространство, время окончательно перестали существовать.
  Душа оказалась за гранью бытия.
  - Неужели мне предстоит навечно остаться в невидимой и неощутимой клетке? – подумала, объятая страхом душа. – Неужели это и есть ад?
         - Это еще не ад, - сказал появившийся ангел. - Ты так и не узрела истину?
 - Что есть истина? Да и зачем она теперь мне? – спросила душа.
     - Истинно то, во что ты веришь. Неужели тебе не хочется в рай?
         - Я верю в то, что это невозможно.
 - Так ты раскаиваешься?
 - Мне не в чем раскаиваться. Я грешна, но не более чем остальные. Я бренный мир покидала с проклятием на устах, а потому в рай мне не попасть.
    - Если путь в рай невидим, то по другой причине, - пояснил ангел. – Ты грешна, порочна и даже самой себе не готова в этом признаться. Взгляни хоть сейчас на свои пороки.
     - Зачем это делать, если мне уготован ад? – продолжала спорить  душа. - Для чего ты явился, ангел? Читать свои проповеди? Уже поздно.
     - Я покажу тебе путь до твоего ада, но только, если ты взглянешь на свои пороки. А иначе быть тебе заключенной навечно в этой клетке небытия.
         - Что же, если выбора у меня нет, показывай, - неохотно согласилась душа.

         Ангел простер руку и прожег мрак вспышкой света. Душе вновь открылась мирская суета. Но мир оказался совершенно другим, в полной своей противоположности, нежели каким он был раньше. Хлопья снега отрывались от небесного впалого полотна внизу и поднимались вверх, к плоской поверхности земли.  Душа увидела целую вселенную, и в то же время каждого. Все казалось таким далеким и необъятным, и в то же время таким отчетливым, будто находилось близко. Она словно обладала способностью все приближать и удалять. Душа перенесла взор на землю и побежала по ней, как по тропинке невидимой впереди, но расстилающейся с ее приближением к краю.
         Ей было доступно не только зримое, она услышала голоса душ, познала все их мечты, переживания, страхи и пороки. Неодушевленное было перевернутым, а одушевленное - вывернуто наизнанку, не теряя внешнего облика. Она легко и естественно это воспринимала, не замечая противоречивости и абсурдности.
         Тоска, а вслед за ней - горечь, зависть и ярость стали зарождаться у нее внутри и наполнять ее так, как не могли наполнить, когда она была в физическом теле, причиняя доселе неизведанные мучения. Одновременно с тем душа ощутила безудержный интерес и благоговейный трепет от созерцания мирского величия с буйством красок. Но не обрадовалась она своим способностям и ощущениям. Ее манила людская жизнь, со всеми ее страхами, ложью и пороками. Столь сильно манила, что душа даже подалась вперед...

     - У тебя нет крыльев, чтобы летать, - придержав ее за плечо, предупредил ангел.      
     - Как жаль, как жаль, что уже никогда я не смогу всем этим наслаждаться. За что же ты меня мучаешь, негодный ангел? - воскликнула душа, - Зачем ты все мне это показываешь, причиняя неописуемые мучения.
  - Ты внимательнее смотри, смотри не на других, а смотри на себя, - пояснил ангел. – Какие пороки ты видишь?
    - Да у меня такие же пороки, как и у всех, - злобно бросила душа. – Все то же самое.
  - А ты не сравнивай.

Душа увидела себя, как будто со стороны в своем физическом обличии. От телесной оболочки  первой отделилась Чванливость. Она увеличивалась и раздувалась все больше и больше, обрастая иглами, словно еж.

- Ты видишь свою чванливость? – спросил ангел.
- Да, вижу, вижу.
- Тебя не смущает, что она хорохорится?
- Да разве от этого смущаются? – засмеялась душа, любуясь уже своим Эгоцентризмом.

Громадный, искусно выточенный столб Эгоцентризма высился посреди дороги. Душа вспомнила, с какой бережливостью она к нему относилась и грустно вздохнула, что не может сейчас его обнять. Но когда один из проходящих мимо людей начал показывать на него пальцем, душа затрясла гневно кулаками.

- Отчего ты злишься? – удивился ангел. – Ведь твой Эгоцентризм всем бросается в глаза и приходится постоянно на него натыкаться.
- Натыкаться не обязательно, можно ведь и обойти его, - негодовала душа.

Ангел указал на гиену Корыстолюбия, которая металась в поисках наживы и тряслась над ней. Но душа видела лишь испуганную зверушку. Она завидовала своей Лени, которая нежилась под солнышком. И не обратила внимания, что та всех игнорировала. Душа заметила сгорбленную старушку Зависти и преисполнилась к ней жалости.

 - Ты разве не замечаешь, что она плюет по сторонам? – воскликнул ангел.
 - Плюет, но не всегда же попадает, - защищалась душа.
- А твоя Хитрость вырыла глубокую яму, в которую многие падают и ломают себе ноги, - укорила душа.
- Хитрость я никогда не считала пороком, - злобно сказала душа, уже закипающая яростью от этого разговора. – Несчастная Хитрость сама оказалась в яме. Разве тебе ее не жалко?

Ангел тяжко вздохнул и отвернулся, чтобы не смотреть на Распутство, которое обнажилось посреди улицы и отправилось искать себе подобных.
   
     - Распутством я даже горжусь за его неординарность, - надменно произнесла душа.
      - Неужели тебе не стыдно так открыто его демонстрировать? - удивился ангел. – Кстати, где твои Стыд и Совесть?
- Кому не нравится - пусть не смотрит, - огрызнулась душа, проигнорировав последний вопрос, но тут же радостно воскликнула: - Я заметила, заметила остальные свои пороки. Вот и Желчность, и Тщеславие, и чувство Юмора.
- Последнее не порок, - возразил ангел.
- Вот именно. Как же хорошо они уживаются. Просто любо-дорого на них смотреть. Ты посмотри, посмотри, - стала упрашивать душа, - Посмотри, как они веселятся, как задорно вместе ловят снежинки.
 - Я вижу, что они бросают ледяные комки другим в лицо или сбивают их с ног, а потом еще и веселятся.
 - Пусть другие учатся изворачиваться, -  презрительно ответила душа. – Все достаточно! Ты утомил меня ангел. Я хочу быстрее оказаться в аду среди таких же, как я.

    Свет бытия в тот же миг погас. А мрак, в который они погрузились, стал затягивать их и давить со всех сторон, будто поглощал. Двигаясь по смыкавшемуся  беспросветному коридору, душа представляла себя жертвой, попавшей в логово гигантского паука. Пытаясь хоть что-нибудь разглядеть средь темноты, она действительно заметила переплетенные нити паутины и преисполнилась невероятно глубоким страхом.
   Она дико закричала, но крик ее растворился во тьме, не успев слететь с уст. Охваченная безумием, она металась в поисках ангела и не находила его. Душа начала задыхаться. И лишь тогда услышала она голос ангела, только не разобрала его речь. 
Душа присмотрелась и стала различать его очертания, успев на миг вновь ужаснуться, вначале приняв его за белый крест на спине огромного черного паука. Ангел в белом одеянии стоял с распростертыми руками, держа в одной руке связку с бесчисленным количеством ключей.  Душа заметила дверь за ним, со всех сторон которой, казалось, нет ничего кроме пустоты и темноты. Дверь была заперта на засов с огромным амбарным замком, когда как все ключи в связке, которую держал ангел, были крохотными.

     - Ты сама превратила свой страх в кошмар, – повторил сказанное еще раз ангел. - Ответь же на последний вопрос, прежде чем я вставлю ключ в замок.
     - Как же ты меня извел своими вопросами, - вскричала душа. - Ненавижу я всю эту философию. Отстань от меня, избавь меня от этих докучающих бессмысленных мыслей. Впусти же меня в ад.
 - Прошу ответь на последний вопрос, самый последний, и я открою дверь. Каким ты представляешь ад?
  - Каким, каким, - передразнила душа. Таким, каков он есть, с беспросветной тьмой, жуткими бесами, жестоким насилием и невыносимыми вечными мучениями. А разве может быть иной ад?
  - Ад у каждого свой, душа, - с грустным вздохом молвил ангел, отворил пред душой дверь и расправил крылья, чтобы улететь в свой ад - в то место, где он вновь и вновь пытается спасти души...


Рецензии
Добрый вечер!

Все ангелы, а также иные мистические существа, и лица, представляющие их интересы на земле, с удивительной уверенностью говорят о понятиях вроде «хитрости», «тщеславия», «распутства» и проч., но теряются, когда их просят обосновать, почему те или иные поступки стоит называть именно этими словами. Распутство – с какой длинны юбки начинается? Может, то, о чем говорит товарищ ангел, не такой уж и грех?
В некоторых обществах любой шаг в сторону от привычной морали считается побегом. Регламентированный черно-белый мир убог, и рай, в котором нет игры и полутонов, раем не является. Главный персонаж рассказа, а именно «душа», несмотря на то, что покинула бренный мир, слишком живая для ангела с линейкой в руках.

С уважением,

Андрей Звягин   28.11.2018 19:39     Заявить о нарушении
Ой, Андрей, я с замиранием сердца ждала вашу рецензию. Дело в том, что большинство написанных рассказов мне самой же и не нравятся, особенно старые, где язык корявее некуда, повторы, ошибки и т.д. Этот как-раз из их числа. Я еще только учусь писать, и у меня этот путь не быстрый, хотя уже есть один роман. И что удивительно, в отличие от рассказов роман мне нравится. Его нужно редактировать, поэтому не выкладываю. Видимо, большие формы мне проще даются, чем малые.

Но если уж разбирать этот рассказ, то вы все верно подметили. Иной раз правдивей и душевнее оказывается грешник, а не тот, кто несет слово божье. И правы в том, что еще неизвестно, как отмеряется то же распутство. В Библии, вроде, не написано, как вымерять и как наказывать...))
Хотя в рассказе другую мысль больше хотелось выразить, а именно - рассказать о своем взгляде на ад и рай, к-е, на мой взгляд, мы сами создаем))) Ну, да ладно. Честно, нет желания разбирать этот рассказ. Но вам в любом случае огромное спасибо за отзыв.

Анна Орлянская   28.11.2018 21:28   Заявить о нарушении
Да Бог с ним, с языком. Если есть над чем подумать при чтении, то язык, на мой взгляд, совершенно вторичен. Один из общепризнано великих писателей, Филипп Дик, писал совершенно отвратительно... но велик!
Многие пишут непонятно что и непонятно зачем, зато очень грамотно.
И, кстати, напрасно вы так уж на себя наговариваете.

Андрей Звягин   28.11.2018 21:42   Заявить о нарушении
Нет, Андрей, не напрасно. Это не из скромности, не из-за неуверенности, когда есть под ногами почва, как можно быть неуверенным. Это из-за той планки, которую для себя поставила и которую еще не достигла. Причем я не знаю, какой высоты эта планка, но точно знаю, что если достигну ее края, то сразу это почувствую.

Конечно, когда автор с гордостью говорит про свое вышколенное произведение, которое ничем не удивляет, не заставляет задуматься, становится противно. Бывает и такое, что автор обладает богатым языком, но скользишь по этим красивым витиеватым строчкам и зеваешь. Плоско, банально, прямолинейно и т.д. и т.п. И все же, на мой взгляд, язык играет немаловажную роль. Без формы содержание утрачивает смысл. И потом речь не только о хорошем языке, но и об умении точно выражать свои мысли. Я знаю, что в моих первых произведениях, да и сейчас иной раз, не всегда это получается. Короче, учиться еще, как там говорится... как завещал великий...)))
Ладно, не будем о моей скромной персоне, лучше к вам зайду, почитаю))

Анна Орлянская   28.11.2018 22:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.