5. Школа даосов о дружбе с лисами

5.   ШКОЛА ДАОСОВ

О ДРУЖБЕ С ЛИСАМИ

Как-то я спросил у Учителя:

- Учитель, скажите мне, как я понял из нашей предыдущей беседы, дружбу водить с лисами не желательно?

- Ну, почему же? – удивился он. – С лисами не нужно   вступать в любовные отношения, а вот дружить с ними можно, и, может быть, даже нужно. Известный поэт Чжу Сян, второе имя которого Чжу Цзыцин, живший в годах 1670 – 1707, благодаря наставлениям лисы и обрёл своё высокое мастерство стихосложения. Ведь лисы - единственные из всех животных, которые способны, также, как и люди, добиться бессмертия. Они живут тысячелетиями. За это время их ум достигает такого совершенства, что они способны творить чудеса, и уж, конечно, они намного превосходят в своих знаниях простого смертного человека. По своей мудрости они почти не уступают девам из Страны девственниц на горе Охотниц-прорицательниц, о которых говорил даосский философ Чжуанцзы. (О них я тебе расскажу как-нибудь в другой раз). От дружбы с лисой человек может только поумнеть.

- Но как познакомиться с такой лисой?

- Если у тебя есть к чему-то интерес, и, если он совпадает с интересом лисы, она, лиса, сама тебя найдёт, и поможет тебе преуспеть в этом мастерстве. Лисам нравится общение с умными мужчинами. Если же ты будешь дураком, то как ни старайся её найти, ты её так и не найдёшь. Дам-ка я тебе один текст, и ты сам поймёшь, что к чему.

И учитель дал мне текст, который я перевёл в стихотворной форме:
   
   
ЛИСА И ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА


Поэт Чжу Сян, известный людям в городе Цзинани,
Дружил с лисой, её не видел, а лишь голос слышал.
У ней уроки по стихосложенью брал он ранее,
После бесед с которой в знаменитости и вышел.

Когда с вином устраивались вечера поэтов,
То очень часто в них лиса участье принимала.
На них ей равных в спорах не было в искусстве этом,
Она изящно в конкурсах поэтов побеждала.

Никто не мог сравниться с ней в литературном стиле,
Так как она в поэзии все тонкости познала,
Однажды все поэты, сговорившись, попросили,
Чтобы она представилась, свой облик показала.

Она не соглашалась, но настаивать все стали,
Тогда лиса всех попросила высказать сужденье,
Сказав: «Мы с вами вместе столько мнений обсуждали,
Так обо мне у вас тогда какое представленье»?

Один сказал: «Задачу вы решаете любую,
Срок нужен, чтобы Знанье перед вами всё открылось,
Я вижу брови с проседью и голову седую».
Лиса откликнулась и в виде старика явилась.

Другой сказал: «Чтоб отвечать на все наши вопросы,
Нужна здесь мудрость, как у почтенного монаха,
Чтоб проникать повсюду без сомнения и страха».
Та согласилась и предстала в облике даоса.

- «Когда в обличье духа вы пред нами предстаёте, -
Сказал тут третий, - то из перьев в плащ должны рядиться,
С короной звёздной, будто как по облакам идёте».   
Лиса пред ними бессмертным решила проявиться.

Затем лиса в ребёнка по желанью превратилась,
Могла стать всем тем, кем она поэтам представлялась,
Но многим – девственницей, как в трактате говорилось
У Чжуанцзы, где о Стране Охотниц сообщалось.

Тогда кто-то спросил: «Но где ваш образ настоящий?
Как нам узнать, кем вы являетесь на самом деле?
Мы ценим высоко ваш опыт, чудеса творящий,
Но не предстанете ль вы в истинном пред нами теле»?

«Желаете знать тайны Поднебесной? – та сказала, -
Но разве подлинный лик свой в ней все людям являют?
Хотите, чтобы в наготе своей я вам предстала?
Но голых, как я слышала, все люди осуждают».

Поэты рассмеялись, домоганья прекратили,
Чжу Сян потом сказал, что возраст у неё почтенный,
Семьсот лет от роду, как все, по слухам, говорили,
Поэтому и опыт жизни необыкновенный.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии