ГлаваV Соломоново решение-степняки идут на сделку

Волшебники частенько представали в глазах людей не более чем, как живое оружие, товар, за который идет ожесточенная конкуренция. Немудрено, что, когда в очередной раз обострились взаимоотношения между людьми и магами, когда вновь начали гореть костры Инквизиции, а люди все норовили устроить себе забаву из суда уровня диспутов Короля-Архимага Рафаэля V Мудрого и Иерофанта Церкви Пламени Илу Цинцинната XI Свирепого, будоражущих умы интеллектуалов и простых крестьян уже пять сотен лет, маги бледнели при любом намеке на судилище. Но то, что ожидало Рэнделла Филмора – пленника Трента Фимборро, сложно было подвести ни под категорию беспардонного беззакония Церкви, ни под непринужденную беседу двух близких по духу интеллигентов, которые лишь прикрывались судебной процедурой.

Путь от косогора до деревни забрал у них не более часа. Деревенские только-только начали зажигаться первые факелы, когда Мистфир потонул в смехе двух путников и блеющих на все лады овец, бредущих за ними будто одурамненные. Эта неунывающая пара отправилась прямиком к другому краю деревни, где, в на первый взгляд неприглядном доме, проживала весьма колоритная личность – местная шаманка Рорала.

Вся честная компания людей и овец застала ведунью у околицы ее низенького старенького сруба, где она вышивала. Не поднимая головы, она обратилась к шумным гостям, которые даже не успели войти во двор, со словами:
- Да продлит Доэст твои дни, добрый Трент Фимборро! Благодарю тебя за твой труд – привел мне моего охотника обещанного!
- Да что ты гутаришь такое, ведунья? Какого такого охотника, мать? – с упреком и негодованием парировал Трент – Не охотника, а вора я тебе привел! Это тот самый Пит пьянчуга, который мне всех этих овец начудил своими гишманскими выкрутасами! Рорала, разберись-ка с ним!
- Во-первых, обращайся почтительней ко мне! Я хоть и чява по вашему закону, но я и вдарить тебе смогу, что никакие твои еще целые косточки не перенесут моего гнева! А во-вторых, это не твой заклятый Пит, пробитая твоя голова!
-Ну а кто это по-твоему? Таранит от него магией, как паленой лимонной от Гвидо, чтоб он сдох. Да и к тому же взгляни на него! Даже рожа его так и кричит о его виновности!

Тут все-таки необходимо исправить упущение предыдущих глав, и дать портрет нашего пленника, что на всю вышеописанную сцену смотрел чуть лине отстранено, будто бы не о нем сейчас велась речь. Ибо, по правде говоря, тут есть что написать и показать о нашем текущем протагонисте.

Рэнделл Филмор выглядел и вправду весьма странно, не только по меркам видавшего виды авольца, но и с других точек зрения. Высокий и статный, он был на голову выше любого из жителя Востока, будь то аволец или регша, орлэнец или тмист. Лицо было мягким и добрым, немного смуглым от природы: большие изумрудные глаза обрамляли очки с круглыми окулярами. Мягкая и незаметная улыбка плясала на тонких губах, обнажая ямочки на щеках. Лицо обрамляли серебристо-седые волосы, чей свет переливался при свете лун. На правом боку несколько прядей были перевязаны черной с белым рисунком лентой. Все убранство завершалось широкополой шляпой зеленого цвета с высокой тульей и с желтой лентой, которую он поправил элегантным движением руки в коричневых перчатках.

Он был одет в походный плащ песочного цвета, и в такого же цвета куртку с двумя рядами черных пуговиц. За плечом виднелся карабин и походный мешок, на боку висела длинная рапира в черно-золотых ножнах. Простые штаны из грубой ткани и такие же сапоги завершали убранство туалета волшебника. На вид он походил на путешественника с Турселя, хотя для авольца Трента это обстоятельство особой роли не играло – чява и на коне останется чявой, как гласила старая авольская мудрость.

Несмотря на видимость отстраненности от происходящего, которую имитировал Филмор, Рорала отлично понимала, что его глаза буквально упиваются происходящей между ведуньей и старым чабаном перепалкой. Поэтому она быстро осадила пылкого и скорого на расправу Трента, и обратилась непосредственно к магу, который пока еще не проронил ни слова:
- Я знаю о тебе, Рэнделл Филмор. Не ты первый, не ты последний из детей Эюлкая, что приходят сюда в поисках портала в канун Грапфейля. Даже не думай отпираться, меня не проведешь в таких вопросах.
- Как говорил мой дедушка, спор с дочерьми Апесты заранее обречен на поражение зачинщика спора – поклонившись, ответил маг.
- Рада слышать это, достопочтенный Рэнделл. Думаю, любезности ты можешь приберечь до другого случая. Сейчас у нас имеется несколько насущных задач, которые не терпят дальнейшего откладывания в долгий ящик. Идем в дом.
- Как пожелаете, достопочтенная Рорала – сказал Филмор и спокойным шагом пошел вслед шаманке.
- Эй, стойте, голубки длэйские! Спелись вы что ли, а? Я требую приговора этому прощелыге! Он украл у меня столько сил и времени за сегодня с этими овцами, а Трент Фимборро, Прен самого… - завелся старый аволец, но был прерван выразительным жестом Роралы.
- Ну хорошо, старик, вот тебе мой приговор: молодой волшебник обязан в течении трех дней работать на благо нашей деревни. Так и передай старосте, да и всем деревенским. Хотя конечно об этом тебя можно и не просить – проговорила ведунья, хотя ее последние слова были обращены в пустоту, так как чабан уже побежал вприпрыжку в сторону деревни, гогоча о справедливости и мудрости старой жрицы Апесты.

Во дворе воцарилась тишина, если за тишину принять чавканье пары десятков овец на дворе у Роралы. Переглянувшись с ведуньей, Рэнделл произнес пару-тройку слов и щелчком пальцев превратил всю отару в парочку овцы и барана, жестом указав им идти в сторону дома своего хозяина – Трента Фимборро. Тихо хихикнув, шаманка пригласила мага в дом.

Внутри все было скромно и небогато, но Рэнделл не смог не отметить про себя с каким чувством вкуса все было устроено. По стенам были развешаны веники из сушеных трав и кореньев лекарственных растений, то тут, то там ноги натыкались на разбросанные книги по медицине, философии, шаманизму, где-то наметанный глаз мага-библиофила уловил зеленый корешок мемуаров Короля-Архимага Анатолия IV “Человек, магия и свободное бытие”. Была и литература рангом поменьше, например, чрезвычайно популярные среди деревенской молодежи “Акритские приключения”, рассказывающие о приключениях авольских всадниках в походах за славой и богатством (хотя они были популярны, по большей части, огромными кусками текста, посвященных плотским утехам акритиан во встречающихся на их дорожке из трупов и золота борделей и кабаре).

Творческий беспорядок был не единственной примечательной деталью интерьера избушки шаманки. Больше всего внимания на себя обращал изящный резной посох, скромно стоящий в дальнем от двери углу большой комнаты с камином. Рэнделл буквально пожирал его взглядом. А это и немудрено: длинный, вырезанный из ствола торфеки – священного дерева Апесты, он отливал красным. По всей длине проявились отливающие синим цветом письмена на Лоргэме – древнем языке магов Запада, предшественнике нынешнего lingua franka – Акирая. Всего их было много, и Филмор не успел прочесть их все до прихода владелицы волшебного посоха.

- Присаживайся, владелец фирмана. Я сейчас принесу чай – произнесла Рорала на чистом Акирае, указывая своей морщинистой иссушенной рукой на кресло-качалку, уютно гнездящегося у большого камина.
- Благодарю, миледи – произнес маг, который постарался не подать виду, что он удивлен знаниями и посохом любезной и гостеприимной хозяйки дома.

Рэнделл, хоть и удивился тому, что услышал от шаманки звучный слог Акирая, тем не менее не растерялся и без труда вычленил ее аксалийский выговор, что он подметил у себя в голове. Он удобно расположился в кресле и продолжил осмотр комнаты.

Окромясь посоха, эта комната эта комната не особо выделялась на фоне других: тот же творческий беспорядок, все те же ворохи различных бумаг, свитков шелка, пергаментов – заговоры, книги, листки с рецептами, выписки из различных справочников, объявлений о найме и прочей шелухи, сопровождающей профессиональный путь деревенской шаманки. Хотя все это и вправду выдавало себя за убранство дома простой шаманки, Рэнделл подобному разнообразию и изобилию: что-то было искусственным, этакий эрзац-версия деревенской ведуньи, словно вся избушка была слеплена из стереотипов о шаманках на Востоке.

Но эти мысли Филмора были бесцеремонно прерваны звоном чашек по столу: ведунья придвинула ему чайную пару. Она взяла свою чашку, разбавила ее содержимым молочника, и, после пары глотков завершавшихся смачными причмокиваниями, начала неторопливо вещать:
- Достопочтенный Рэнделл, я не буду, с вашего позволения, останавливаться на подробностях того, каким образом я о тебе прознала. Мы оба маги, мы оба взрослые люди, и все всё понимают, и думаю, что излишняя информация тебя явно не интересует. Я знаю, что ты прибыл в Мистфир в поисках портала. Ты хочешь отправиться в Магоград. Но куда именно? В какой Магоград? С какой целью ты туда стремишься?
- Почтенная Рорала, коли вы осведомлены обо мне, и о фирмане, полагаю подробности от меня будут излишними.
- Юноша, я конечно ведунья, но я не вижу все так же четко, как вот, например, тебя сейчас. Да и к тому же: фирманы бывают разными. Пару-тройку лет назад был тут один, как ты – фирманщик. Так его фирман гласил, что он прибывает в Пенутадан для переговоров в качестве поверенного школы Рун’Наримэ. Знаешь: фирман для простых магов сродни ханскому пайдзе – это универсальный пропуск в любое ранее закрытое место.

Филмор выдержал паузу перед ответом Рорале. Он весьма насторожился, так как ему не очень была ясна причина озабоченности ведуньи. Но тем не менее, он, вздохнув, ответил:
- Мой фирман не дипломатический. Он выдан для свободного прохода в Протерру для сдачи экзаменов. Я – абитуриент Облачного Университета.
- М-м-м…- задумчиво вздохнула Рорала – Протерра значит. Да, хорошее место. Я там была конечно всего только раз, но до сих пор помню Золотые башни Андроника II, и Великую Лестницу на площади Кирин-Арсаль. Ах, славные времена были…
- Вы были там до Рассеяния? – с ноткой удивления в голосе спросил Рэнделл.
- Нет, я не настолько стара, юноша. Но уж поверь старой Рорале: Магограды – истинные дети Последнего Архимага, и само Время не властно над ними. Что тогда, что и 5 веков назад – они сохранились в первозданном виде на порядок лучше, чем все эльфийские руины вместе взятые.

- Скажи мне лучше вот что, почтенный Рэнделл – продолжала шаманка – почему именно Протерра? Это конечно место хорошее, но все-таки Аксалия или Тур-Амасия выглядит предпочтительней в плане магического образования.
- Я понимаю, к чему вы ведете, Рорала. Я приметил ваш чистый аксалийский выговор, не мудренно, что вы будете всячески выделять преимущества Лазурного града. Но разгадка кроется лежит в практическом аспекте: Протерра – единственный из Магоградов с сильными традициями обучения восточной магии, как традиционной, так и ее современному состоянию. У Аксалии есть приоритет в обучении шаманов и магов школы Природы; Тур-Амасия известна на всю Лигу своими врачами и бюрократами. Но Протерра – это словно Рук’Канур для историков, дипломатов, архивариусов и магов-ориенталистов.
- Что же, рада слышать, что выходцу с Запада интерерсно наследие Востока. Кстати – может еще чайку?

Рэнделл в запале не обратил внимание, когда это он успел осушить чашку белегарионского чая – лучшего чая на всем Востоке. Маг слегка кивнул, чай возобновил свою обволакивающую серенаду чашке, а беседа продолжилась.

Рэнделл прекрасно понимал одно из первых правил этикета степняков – не начинать беседы по существу, покуда не испита хотя бы одна чашка чая. Эту традицию в Аволе соблюдали куда охотнее и чаще, чем, например, сроки уплаты податей, хотя, по мнению Филмора, чайный этикет был наравне с традиционными авольскими грабежами по части воздействия на каждого степняка. Он взял чашку, и, отпив пару глотков, перешел в наступление:
- Почтенная Рорала, может просветите меня насчет этой “помощи деревне”, о которой вы просили передать старосте?
- А, это. Сущая нелепица. Смотри: до двойного новолуния у тебя есть еще три дня. Поэтому я попрошу тебя исполнить три поручения, поможешь деревенским, да и сам не будешь дурью маится от скуки.
- И в чем будут заключаться эти поручения?
- Сходи к старосте завтра, он просветит тебя на этот счет. Я так, простая шаманка, живу себе на отшибе, никого особо не вижу…
- Рорала – мягко прервал ее Рэнделл – мы оба с вами знаем, что все это сказки в пользу бедных. Вы имеете куда больше влияния, чем вы говорите. Иначе Трент бы просто не повел бы меня к вам через всю деревню.
- Да, это так, верно говоришь. Но я только даю советы, я не проживаю их жизни, не решаю их проблемы за них, я только направляю их на правильный путь.
- Ха ха ха, давненько не приходилось слышать изречения Катехизиса магов! Да, зря я на вас накинулся с нападками. Прошу прощения.
- Ничего страшного, юноша – произнесла ведунья.
- И все же, ваши советы не просты – продолжил Филмор – вы ведь ведунья, жрица Апесты. Я к чему: я просто хотел посоветовать вам не злоупотреблять частыми визитами к Апесте и..
- Такой юный, а уже старуху поучает – рассмеявшись, Рорала прервала монолог юного мага – к тому же я не столько ведунья, сколько…оракул.
- А если поподробней?

Шаманка залпом допила остатки чая в своей кружке и замолчала. На ее лице Филмор прочитал следы внутренней борьбы, будто бы она собиралась с силами открыть страшную правду калибра наличия порохового склада под дворцом Верховного Инквизитора. Спустя немного времени, она ответила:
- Моя специализация – это предсказания, это так. Но я не классический медиум, который предвосхищает варианты грядущего. Я вижу лишь обрывки пазла, но те, от которых и зависит складывание всей картины. Есть во всем этом что-то от колдунства Каправийских ведьм и от ритуалов Ткачей. Сложно сказать, что я такое на языке магии, юноша.
- Ну почему же? Вы – адепт аусгадэзы. С ума сойти! Живой практик! – радостно вскрикнул Рэнделл – Я не думал, что повстречаю кого-то с таки даром по эту сторону Нарлагарских гор!
- Аусгадэзы?
- А! Это весьма древняя практика толкования предсказаний, одна из немногих магических техник эльфов, которые до нас дошли. Ее обнаружили при раскопках города эльфов Эженсаэльраса во времена Короля-Архимага Тарена II Археолога. Не думал, что ее так быстро приспособили для обучения людей.
- С ума сойти можно! Да сколько в вас знаний вмещается, почтенный Рэнделл? – не скрывая своего восторга произнесла Рорала.
- Да я и сам не знаю. – произнес Филмор, прикрывая свое смущенное от комплимента лицо.

Шаманка кинула взгляд на каминные часы, и чуть с плохо скрываемой грустью произнесла:
- О Доэст, уже кончилась первая стража дня! Ладно, заговорились мы с тобой, пора на боковую. Можешь остановиться у меня – там в углу комфортная тахта, просто придвинь свои вещи к ней, а то я завтра тут убираться намерена, могу ненароком и сплавить в реку то.
- Да, время и правда быстро пролетело. Значит, мне нужно будет пойти к старосте.
- Угу. Как дойдешь до деревни, кликни, как пройти к Помгаре. Он старый прощелыга, ворье из ворья, но в целом мужик ничего, хозяйственный, работящий. Но, впрочем, ты и так с ним увидишься скоро. Ладно, спокойной ночи, Рэнделл.
- И вам приятных слов, Рорала.

Перед тем как уснуть, в голову юного мага пробралась одна интеерсная мысль: а что если они уже где-то встречались, или когда-то, давным-давно? Может быть, все может быть под сенью Тсинза и Дэошена. Все возможно. И эту прописную истину Рэнделл увидит во всей красе уже завтра, в ходе, казалось бы, рядовой прогулки к заброшенному хутору.

(продолжение следует)


Рецензии