Рыбалка с помощью весла

             РЫБАЛКА С ПОМОЩЬЮ ВЕСЛА

Чтоб не разочаровывать любителей рыбной ловли, сразу оговорюсь, что речь пойдёт скорее о месте, чем о способе ловли. Короче: места надо знать. А уж ловить или нет в тех местах - дело хозяйское.

Друг мой (ещё со школьных лет) Валерка, хоть и переехал уже в город из нашего родного посёлка, в котором прошли наши детские годы, стал отцом двух детей, и даже развёлся с женой, но на рыбалку всё-таки предпочитал ездить туда, куда привык с младых ногтей. Бесполезно было показывать ему, например, горную речку Инзер, полную чистой воды и разной рыбы. Вот и на этот раз он сказал, что собирается с друганами на излучину реки Белой, в район Красного Яра и предложил составить им компанию.

Поскольку рыбак из меня никакой, а ехать туда - не ближний свет, я, было, отказался. До посёлка - ещё куда ни шло - туда хоть автобус ходил, а до реки надо было ещё идти часа полтора пешкодралом, если, конечно, никто не подбросит автостопом. Пешком, да по жаре, по вечно пылящей, так называемой "балазной" дороге, засыпанной песком, который возят с реки многотонные грузовики - нет уж, подумал я, спасибо! Да и само место не вдохновляло. Рыба, выловленная из рек Уфа и Белая вблизи города пахла нефтью.

Но время у меня было, и была возможность сократить это расстояние до минимума, а заодно и совместить приятное с полезным. Действие происходило во второй половине 80-х годов, и я тогда занимался обкаткой моей первой одноместной байдарки. Не доделав её до конца, я уже умудрился пройти на ней несколько рек. В принципе, не хватало только кокпита, т. е. фальшбортов не было. Вместо них я просто привязывал вдоль бортов две жерди, на которые и опирался, когда садился и вылезал из байдарки.

Одноместные, разборные байдарки и каяки в те годы туристы строили для себя сами - в продаже их просто не было. Вот на этом  судне, которое отец, увидев его, окрестил "Утопия", я и решил прогуляться до той самой излучины и обратно - всё лучше, чем глотать пыль на дороге.

Спешить мне было некуда. Гребля на байдарке подразумевает наслаждение просторами и свободой. Не буду долго рассуждать на тему, как это здорово, когда можешь причалить к какому угодно берегу. Никакой, даже самый дорогой велосипед не может доставить столько удовольствия, хотя бы потому, что на нём никуда не уплывёшь. (Как, впрочем, и на байдарке никуда не уедешь.)Кому эти чувства знакомы, те поймут, а остальным не всё ли равно?

До поворота к Красному Яру было около 12 км. Белая делает в том месте лихую петлю километров в десять, и почти возвращается в ту же точку - напрямик, через перешеек, всего метров пятьсот.
Кстати, именно на этом перешейке в 1919 году белогвардейцы и ждали 25-ю чапаевскую дивизию, но им не помогли даже аэропланы - проведя арт-подготовку, красные смяли их окопы и перешли в наступление.

Вот, в районе перешейка я и увидел трёх рыбаков и узнал среди них Валерку. Нет, браконьерами их назвать было нельзя - всеми руководил исключительно спортивный интерес - ловили по-старинке - на удочку.

Надо мной немного посмеялись - мол, на рыбалку поехал, а удочек не взял, но смеялись не долго. Я увидел рыбину, плывущую неподалёку от берега кверху боком.
- Наверно, под винт попала,  - предположил Валерка.
И кто бы спорил!
В те годы реки ещё бороздили многочисленные суда: прогулочные катера, буксиры, самоходные баржи, пассажирские, круизные суда дальнего плавания и суда на воздушной подушке, не считая многочисленных моторных лодок. Пассажирское сообщение с городами и посёлками было налажено отлично. Это сейчас поняли, что это экономически не выгодно, и первыми исчезли с реки именно суда на воздушной подушке и подводных крыльях - "Заря" и "Ракета", а потом и все остальные. Очень редко теперь можно увидеть на реке моторные лодки и катера.

Я спустил на воду свою "Утопию", решив поймать явно не совсем здоровую рыбу. Мне без проблем удалось подвести под неё весло, и поймать со второй или третьей попытки. Я уже возвращался, когда с берега заметили ещё одну рыбину. Но если первая была так себе, то вторая раза в четыре крупнее, и тянула не меньше чем на килограмм. Она близко не подпускала, каждый раз при моём приближении уходя на глубину. Может и не стоило её ловить, но есть такое понятие, как спортивный азарт и я преследовал её около километра, чуть ли не до Красного Яра. Наконец  получилось так, что рыбина сорвалась с весла, которое я под неё подвёл, но упала уже на дно лодки.

На её боку были какие-то повреждения в виде полос. То ли она из сетей вырвалась, то ли действительно под винт попала - мы так и не поняли. Обеих я отдал Валерке, сказав, что всё равно есть не буду, т.к. уха нефтью будет пахнуть. Но он решил её засолить и высушить.
Рассматривая рыбину, я вспомнил, что поймал таких же размеров голавля лишь однажды, в далёком детстве на реке Изяк. Лет десять мне тогда было. Отец предложил ловить на лягушонка и сам насадил его на двойной крючок. У голавля просто не было шансов, но он чуть не вырвал из рук удилище. Оно выгнулось в дугу, и неизвестно, чем бы дело закончилось, но отец оказался рядом.

Потом я высказал предположение, что рыба заходит в ручей, который впадает в Белую выше по течению. А чёрт его знает, какую гадость сливают по этому ручью? И как она действует на рыбу?

Ручей этот нам тоже был с детства знаком. Он имел искусственное происхождение и вытекал с территории ТЭЦ-4. Это так называемая, отработавшая вода.
 
Все этот процесс в общих чертах представляют: газовые котлы  превращают воду в пар, пар вращает турбины, турбины вырабатывают электроэнергию и всем нам становится легко и комфортно жить: у нас есть и тепло и свет, а заводские установки для нашего же блага могут производить всё что угодно.
Пар потом поступает в так называемые градирни, напоминающие гигантские котлы, где охлаждается, и снова превращается в воду. Эта вода и сливается в реки "самотёком". По пути в этот ручей могут сливаться отходы и с других предприятий.

Мне вспомнилось, как ещё в детстве на берегу этого ручья я набрёл на пятно мазута, в которое вляпались четыре сороки и с десяток воробьёв. Был очень жаркий летний день, и птицы были все мертвы. Мазут держал их поистине мёртвой хваткой. Как уж так получилось, не знаю. Возможно, сели, как на тёплое место, чтобы переночевать. Я уже хотел пройти мимо, когда заметил на этом пятне какое-то движение. Один воробей был ещё жив; он сидел, раскрыв клюв и явно погибал от жажды.
Вытащив его с помощью палочки, я вознамерился его спасти, хотя лапки его и были полностью в мазуте. Чистой воды рядом не было и я поднёс его к этому ручью. Думал, бензин достать не проблема, отмою от мазута и отпущу, но до дома было ещё километра три в гору при страшном пекле, и бедолага вскоре перестал подавать признаки жизни.

В общем, эти места воскрешали грустные воспоминания. Утром следующего дня я простился с рыбаками. Путь назад против течения занял чуть больше времени, но тоже не составил особого труда и доставил немало положительных эмоций. А что ещё нужно? Чтобы положительное не оставляло места отрицательному, только и всего.
18.10.16.


Рецензии
Полезное произведение и написано мастерски.

Игорь Степанов-Зорин 2   21.10.2016 10:48     Заявить о нарушении
быстро читаешь больно, не успеваю отвечать:)

Игорь Прицко   22.10.2016 08:33   Заявить о нарушении