Яркий математический ум Пушкина

Работа выполнена в соавторстве с кандидатом педагогических наук. доцентом  кафедры дидактики и частных методик Могилевского государственного    областного института развития Л.И.Лунёвой.

   НЕРАЗГАДАННЫЙ  ГЕНИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

                По-моему, Пушкина мы ещё и не начинали               
                узнавать: это гений, опередивший русское            
                сознание ещё слишком надолго.
                ДОСТОЕВСКИЙ

Всеобщее мнение, что Пушкин был не в ладах с математикой, стало едва ли не аксиомой. Да такой, что подготовленная нами статья о математических способностях Пушкина  («Планета-семья» №.5; 6, 2012г., 1; 3: 4, 2013г.) не получила поддержки ни у известных литераторов, ни у исследователей творчества Пушкина. По их мнению, нумерологические закономерности  объясняются случайными совпадениями (есть такой раздел в математике – теория случайных чисел, по которой вероятность случайного  появления одновременно многих показателей в одном произведении равна нулю). Особенно их возмутило наше утверждение, что нумерологическое содержание романа «Евгений Онегин» богаче и ярче художественного. Нас упрекнули, что мы покушаемся на славу первого поэта России.  Вот представлять поэта неучем, да женским волокитой – не оскорбление поэта.

Литераторам и литературоведам трудно представить и понять синтетический ум Пушкина, объединивший знания десятков научных направлений и разнообразных проявлений человеческой деятельности, в каждой из которых поэт был выдающимся специалистом.

Приведём несколько примеров. Наблюдательная  Смирнова-Россет, обладательница тонкого изящного ума, рассказывала поэту Полонскому: «Никого  не знала я умнее Пушкина. Ни Жуковский, ни Вяземский спорить с ним не могли. Бывало, забьёт их совершенно. Вяземский, которому очень не хотелось, чтобы Пушкин был умнее его, надуется и уже молчит, а Жуковский смеётся: «Ты, брат Пушкин, чорт тебя знает, какой ты – ведь вот я и чувствую, что ты вздор говоришь, а переспорить тебя не умею, - так ты нас обоих в дураки и записываешь»   

Титанический ум Пушкина, накопивший несметное богатство разнообразных знаний,  подкреплённые тонкой интуицией, позволял ему  делать точные выводы при минимуме информации. Так, во время посещения поэтом Московского университета 27 сентября 1832 года студенты, среди которых был и будущий известный писатель И.Гончаров, стали свидетелями научного спора Пушкина и тамошних профессоров об истоках появлении «Слово о полку Игоревом». Пушкин считал данную поэму подлинной старинной народной поэзией, что много лет спустя подтвердили и закрепили учёные исследователи. В своих аргументах он   опирался на своё художественное чутьё, сформировавшегося знанием в совершенстве народного фольклора. Профессора университета утверждали, что это произведение позднейшая подделка, а не летопись  мудрого очевидца событий.

Познание Пушкина поражали и дипломатов, которых трудно чем можно удивить. Известный английский политик лорд Тэмпльвуд  говорил, что  неоконченная повесть «Арап Петра Великого» дала ему более ясное представление о Петре, чем длинные исторические рассуждения.

Синтетический ум Пушкина позволил ему художественными средствами так изобразить масштабную сложную фигуру императора Петра, поставившего Россию на «дыбы», что эта повесть  является документальной, как и другие произведения Пушкина на исторические темы.

Был Пушкин желанным собеседником во многих посольствах. Когда он рассуждал о политике, создавалось впечатление, что говорит государственный чиновник высокого ранга, который посвящен во все тонкости дипломатических дел, парламентских дебатов многих стран.

Оставаясь  убежденными в величайшем гении Александра Сергеевича Пушкина, равному которому нет в мировой литературе,  невозможно обойти молчанием статьи «Увалень. Бабник. Дуэлянт…», опубликованные в «АиФ в Белоруссии», № 24 за 2014 год. Особенно  возмущает утверждение Э.Лимонова, что «ленивый, не очень любопытный Пушкин никак не тянет на нашего национального гения». По его мнению, «Пушкину всего лишь повезло после смерти. В 1880 году его поддержал большой литератор Достоевский, выпихнув в первый ряд. Позднее ещё несколько высоких арбитров поддержали Достоевского. Так был «сделан» Пушкин. Гением его объявили специалисты». 

Мы решили отыскать в богатом наследии Пушкина стихотворения, в которых бы проявилось ярко в концентрированном виде подспудное многослойное содержание его творчества, при этом нумерологические соотношения были простыми, и их мог проверить любой желающий. Исследуя такие стихотворения в рамках литературных канонов,  трудно увидеть и оценить великолепное содержание и гений Пушкина.  Одним из таких стихотворений, по нашему мнению, является, например:

            Приметы

          Я ехал к вам: живые сны
          За мной вились толпой игривой,
          И месяц с правой стороны
          Сопровождал мой бег ретивый.

          Я ехал прочь: иные сны...
          Душе влюбленной грустно было,
          И месяц с левой стороны
          Сопровождал меня уныло.

          Мечтанью вечному в тиши
          Так предаемся мы, поэты;
          Так суеверные приметы
          Согласны с чувствами души.

В первой строфе описываются чувства, присущие каждому  юноше,  спешащему  на желанное свидание с любимым человеком. Мы даже не можем представить его пол, возраст. Туманно обозначено, что субъект, к которому спешит автор, – женщина.

Аналогично, во второй строфе описаны привычные чувства влюблённого молодого человека  после свидания. Мы даже не знаем – состоялось ли оно, и какова была его продолжительность, а если не состоялось, то по какой причине. Опять же, косвенно можно определить по расположению месяца, что промежуток времени свидания, если оно и было, непродолжительный. Если бы свидание было продолжительным, то при возвращении домой месяц не мог бы светить «с левой стороны». Далее. Мы не можем определить истоки «грусти влюблённой души». Или это следствие, что свидание по какой-то причине не состоялось, или автор получил от «ворот поворот», или были ещё какие-то другие неблагоприятные обстоятельства.

Перейдём к анализу третьей строфы. Обратим внимание  только на суеверные приметы, которые относятся к теме нашего стихотворения. В народном славянском фольклоре особое место занимает Луна. Она светит как и Солнце, но светит ночью, в тёмное время, поэтому с ней связаны темные дьявольские силы. Древний человек был очень наблюдателен. Он видел, что его благополучие зависит от Солнца, которое занимает в его жизни первое – божественное место. а Луна – второе. Как известно, ночью обостряются болезни, особенно в полнолуние – душевные. Отсюда пошло название специфического заболевания  у внешне физически здоровых людей - лунатизм.

Особое устрашающий вид производила Луна, когда в полнолуние  она появлялась в виде огромного багрово-красного шара, как это можно было наблюдать  под утро 28 сентября 2015 года. Даже в наш просвещенный век  такое зрелище угнетающе подействовало на особо чувствительных людей. Можно только предполагать о самочувствии древних людей, которые по этому поводу сочиняли разные легенды, ято это чудовище, которое отгрызывает от Луны кусочек за кусочком, и она истекает кровью. Даже Вильям Шекспир поведение Отеллы объясняет:

        Влияние луны. Она, как видно,
        Не в меру близко подошла к земле
        И сводит всех с ума.

 У Луны выделяют четыре фазы, поэтому неудивительно, что в нумерологии числа 2 и 4 представляются негативными, дъявольскими числами, а единица является божественным числом.

Когда Луна освящает путешественника с правой стороны, то это знак удачного путешествия, когда с левой – то могут быть неприятности. Пушкин, как и многие поэты, был суеверным человеком. Известен и такой факт из его личной жизни. Поэт нередко бывал на даче президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Оленина А.Н. и даже просил руки у его дочери Анны Алексеевны, но получил отказ. Пушкин сетовал по этому поводу, что недаром же ему светила Луна с левой стороны, когда он ехал к Олениным в Приютино.

Такое народное поверье легко объяснимо. По христианскому учению дьявол сидит у человека на левом плече, а ангел – на правом. И ещё одно поверье, связанное с Луной. Если в  неё внимательно всматриваться в полнолуние, то отчетливо  начинают вырисовываться лунные возвышенности, которые напоминаю скелеты людей. В народном фольклоре это черти везут грешников в ад. Поэтому не рекомендуется смотреть на Луну, особенно в полнолуние, не рекомендуется, чтобы лунный свет падал на спящего человека. И вообще, если лунный свет освещает лицо человека, то ожидай беду. Припомним, что в «Пиковой даме» Германн «проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини». Без детального знания народных суеверий и примет трудно понять смысл,  значение и место приведённой выше цитаты в отмеченной повести (в повести «Капитанская дочка» слово Луна в суеверном представлении использована пять раз).

Пушкин и любимую героиню Татьяну наделил своими чертами отношения к народному фольклору:
          Татьяна верила преданьям
          Простонародной старины,
          И снам, и карточным гаданьям
          И предсказаниям луны.

Прежде чем перейти к дальнейшему анализу стихотворения, укажем нумерологическое значения некоторых чисел, не вдаваясь в существенные подробности.

3 – воплощает божественный ритм, всё тройственное совершенно;
5 – число любви;
6 – число жертвенной любви;
8 – число семьи, сильных любовных чувств;
11 – число дьявольское, означающее попрание всякой законности;.
12 – окончание процесса, действия,  жизненного пути;
13 -  число несущее несчастье, смерть, таким же является и зеркальное    
     число  31;
21 – число игрока,  которого игра, в конце концов, приводит   к несчастью.
Пушкин с раннего возраста был увлечен магией чисел. Уже свои первые опубликованные лицейские стихи он подписывал магическими числами 1…14-17 или 1-14-16,   в сумме составляющих, соответственно, магические  числа 32 и 31 – в последствии этими номерами помечены строфы агонии Ленского после ранения на дуэли. В цитируемом стихотворении три строфы (число божественное, благожелательное, но в каждой по четыре строки, т.е. числом четыре трижды отмечено негативное). Число строк 12, т.е. повторение путешествия больше не будет.

Занумеруем все слова стихотворения и рассмотрим порядковые номера некоторых слов. Всех слов 52 = 13*4 (трагическое число 13 усилено ещё одним негативным числом - 4) и при его написании использовано 39 словарных слов, а 39 = 13*3.

Личное Я в разных падежах в первой строфе расположено на первом и восьмом (как известно, связанное с семейными чувствами, любовью и дружбой) местах, а во второй строфе – на 21 (число игрока, связанное с двойкой) и 36 = 6^2(жертвенная любовь, несчастье которой усиливает двойка).

Слово месяц встречается на 13 и 31 местах. Эти числа зеркальны друг другу. По форме они близнецы. Обратим внимание, что союз  и использован в смысле усиления  значения слова месяц. Т.е., это слово является ключевым в стихотворении. Сумма этих чисел 13 +31 = 44 = 4*11 - два негативных множителя.

Слово сны встречается дважды – на шестом месте и  - 25 =  5^2(несчастная любовь), и сумма этих чисел 6 +25 =31.

Слово душа расположено на 26 = 13*2 и 52 = 13*4 местах (трагизм числа 13 усилен числами 2 и 4).

Для скептиков приведём ещё некоторые аргументы.
Если в поэзии нумерологические закономерности случаются случайно, то посмотрим, выбрав произвольным образом, лирические стихотворения у других поэтов и проверим их по простому признаку - количеству слов.

 Лермонтов увлекался математикой, хорошо знал занимательные задачи и математические ребусы, демонстрировал свои математические знания сослуживцам на привалах и в свободное от службы время, откликаясь на их просьбы. Он постоянно решал математические задачи, да так интенсивно, что они ему снились. Его стихотворение Н.Ф.И….вой («Любил с начала жизни я…» адресовано дочери драматурга Ф.Ф.Иванова, с которой у него сложились драматические любовные отношения. В этом стихотворении 158 слов, и это число никак нельзя связать с любовными отношениями. Аналогичная ситуация и в другом стихотворении – Благодарю. В нём 97 слов, и оно обращено к Е.А.Сушковой, которая язвительно ответила на признание поэта в своих чувствах к ней.

 В стихотворении Василия Жуковского «К ней» 61 слово. Его он написал в связи крушением своих надежд на брак с М.А.Протасовой.

Такие примеры можно продолжать, но и приведённых достаточно.

Возникает правомерный вопрос – Почему на протяжении двух веков творчество Пушкина изучали, в основном, только с литературных позиций? Как известно, православная церковь отрицательно относится  к суеверным воззрениям,  противоположных истинной вере. Нумерология лежит в основе астрологии, учения масонства, поэтому в царское время эта сторона творчества Пушкина, как и его личной жизни (известно, что  Пушкин разделял взгляды масонов, в среде которых сформировалось движение декабристов), особенно и не изучалась.

В советское время вера в магию, в суеверия, в нумерологию  считались недостойными советского человека. А тем более видеть их на глянцевом портрете Пушкина, поэтому приходилось придумывать различные схемы. Пропуск строф в романе «Евгений Онегин» объясняли, то придирками цензуры, то самоцензурой  поэта. Но в эту схему не укладывалось разъяснение Пушкина, что все пропуски строф в романе произведены им самим; некоторые  пропущенные строфы были изданы отдельно. Следовательно, причина в другом.
Или странное объяснение разбивки стиха на два полустишия, что этот приём в русской поэзии    был впервые применён Пушкиным, и что в XIX веке «в широком плане они не имел сколько-нибудь серьёзного значения», и что этот приём «являлся прообразом «лесенки» Маяковского».

 Подробный обзор всевозможных объяснений литературных новаторских  приёмов Пушкина и собственные версии с художественных позиций (но и они легко опровергаются) приведены Борисовой И.М., Мелиховой Н.А. в статье «О функциях графических средств в поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (Вестник Оренбургского государственного университета, № 11, 2009)   

Теперь о прототипах стихотворения. Адресат, которому предназначалось стихотворение, не установлен (претендуют несколько женщин). Известно, что Пушкин относился к женщинам трепетно, как к божественному созданию. В своих стихотворениях придерживался твёрдого правила чести – очень бережное отношение к репутации женщины, за которой он ухаживал. Некоторые из них не расшифрованы до сих пор. Он тщательно скрывал имена своих объектов любви   - «от взоров черни лицемерной». Скорее всего, оно адресовано Анне Олениной. Пушкин был доброжелательно принят в их доме, их отношения стали дружественными, Пушкин уже  в помыслах предполагал её своей женой (специалисты нашли подтверждение в его рукописях, в которых она фигурирует на французском языке как Анет Пушкина), даже решился сделать ей предложение. Но, Анна Алексеевна призналась своим родителям, что любит другого человека. Да и некоторые поступки широкой натуры Пушкина насторожили  родителей Анны Алексеевны.

Посмотрим теперь на нумерологическое проявления действующих лиц в стихотворении. Авторское Я в разных падежах встречается в двух строфах, в четырёх местах: первом, восьмом, двадцать первом и тридцать шестом. О нумерологических значениях каждого из перечисленных чисел мы уже говорили. В сумме они дают 66 = 6*11 (жертвенная любовь отягощена негативным числом 11). Слова с такими номерами расположены в строках - 1; 2; 5; 8. Эти числа в сумме составляют 16 = 2^4. Если выписать номер строфы для каждого авторского слова, то в сумме получим  6 = 1 + 1 + 2 + 2. При сложении всех трёх сумм 66 + 16 + 6, получим 88 = 8*11.

Для адресата личностное вам встречается в первой строке первой строфы на четвертом месте. Сумма  чисел строки и места 1 + 4 = 5, а с учетом числа строфы  5+ 1 = 6. Трагическое число четыре омрачает остальные числа любви.

Как же сложилась личная жизнь Анны Алексеевны? Стихотворение было написано в 1829 году. Через несколько лет Анет вышла замуж, была примерной женой, матерью, бабушкой, но счастья мало видела. Её внучка, издавая через сто лет отрывки из дневника бабушки, писала; «Всё, что относилось к памяти Пушкина, бабушка хранила с особой нежностью…»

Можно скептически относиться к описанным нумерологическим закономерностям данного стихотворения, если бы они не встречались на каждом шагу  произведений  Пушкина, начиная с первых стихотворений. Чтобы не быть голословными, рассмотрим  написанное в 1821 году лирическое стихотворение «Я пережил свои желанья…». В нём 12 строк, 3 строфы, 48 слов, из них 42 = 2*21  словарных. А 48 = 6*8 или 12*4. Личное я встречается  три раза, причём сумма строк, в которых они встречаются, равна 6, строф – 3, а номеров – 16. Сумма трех этих чисел составляет 25 =  5^2.   И можно ли эти закономерности  перевести на иностранный язык с соблюдением богатейшего контекста?   Эта основная причина, что за рубежом Пушкина знают хуже, чем Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

А знаем ли мы сами хорошо Пушкина? Вопрос не риторический. Как невозможно познать свойства и значение воды, изучая изолировано свойства водорода и кислорода, соединения которых  образуют воду, так и богатство творчества Пушкина невозможно понять узким специалистам. Петр Ильич Чайковский, тонкий ценитель творчества Пушкина, в письме своей поклоннице и меценатке Н.Ф. фон Мек, писал, что Пушкин пишет музыку стихами. Каждое слово Пушкина полифонично,  и не каждому дано услышать это особое многоголосие.   Творчество Пушкина следует изучать коллективу разных специалистов, коллективный разум которых  должен приближаться к титану разума по имени – Александр Сергеевич Пушкин.

                Лариса Лунева,
       доцент кафедры доцент кафедры дидактики и частных методик Могилевского государственного    областного института развития образования, кандидат педагогических наук.
                Иван Мартынов,   доцент
ivan-ivan-mart@yandex.by


Рецензии
Добрый вечер! Да, у Пушкина были нелады с математикой, как вспоминал, например, Пущин. Но это говорит лишь о том, что к нему не нашли верного подхода. Пушкин, как многие гении, был выдающимся системщиком, что сложнее математики. Всего доброго!

Ольга Не   18.02.2017 20:39     Заявить о нарушении
Уважаемая Ольга!
Вы правы, Пушкин обладал удивительным талантом, когда высочайший дар поэта сочетался с не менее высоким математическим талантом. В Лицее не оказалось учителя математики сравнимого с Куницыным.
Очень жаль, что литераторы, которые "кормятся" на ниве творчества Пушкина, против публикаций такого направления. В ближайшее время мы разместим в Интернете ещё одну статью о Пушкине-математике.
С уважением
Иван мартынов

Иван Мартынов   13.03.2017 08:47   Заявить о нарушении