Бугры. 50-й отдельный... Глава 7

      
                Глава 7. 30 лет Победы в войне 1941 - 1945 гг.

   Начало 1975 года ознаменовалось широкой подготовкой к празднованию 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Москва и Ленинград готовились к проведению грандиозных Парадов Победы. В Москве на 9 мая было запланировано в Кремлёвском Дворце съездов Торжественное собрание, где с докладом должен был выступить Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, а в Ленинграде ожидали торжественного открытия наземной части мемориального комплекса на площади Победы, той самой Средней Рогатки, куда так рвались немецкие танки в сентябре 1941 года. Выполненный в форме разомкнутого кольца, он символизировал прорыв блокады.

   Хотя впервые после Великой Отечественной войны Парад Победы проводился уже в 1965 году, однако, по напряжению подготовки и привлекаемым к этому силам и средствам в 1975 году он становился беспрецедентным.
   В этом же году увидел свет многосерийный фильм "Блокада" киностудии "Ленфильм". Первые две серии "Лужский рубеж" и "Пулковский меридиан" потрясали воображение своей масштабностью. Казалось, что ничего подобного мы раньше не видели.

   После того, как всё командование вч 75752 посмотрело фильм в кинотеатре "Максим" на проспекте Смирнова и полковник И.А.Русенко дал ему высокую оценку, мы, младшие офицеры, потянулись один за другим в этот кинотеатр вместе со своими жёнами. А те, кому не с кем было оставить дома детей, передавали своих чад соседям, уже посмотревшим кинофильм.

   Неожиданно в марте месяце заболела дочь. Сперва думали, что это обычная простуда. Лечили, но улучшения не было. А когда показали Наташу педиатру муринской поликлиники, то обнаружились шумы в лёгких. Нас направили в Областную Детскую клиническую больницу, расположенную на улице Комсомола, недалеко от Финляндского вокзала. Диагноз был малоутешительным - двухстороннее воспаление лёгких. Пришлось ложиться в больницу.

   Как-то на территории части меня остановил командир полка. Полковник Русенко не был кабинетным работником. В штабе он бывал только для того, чтобы провести совещание, да ещё заслушать суточный доклад оперативного дежурного. Всё же остальное время проводил на территории, так как в части постоянно велось какое-то строительство, которое требовало его присутствия. И уже многие без указаний командира полка боялись проявлять инициативу.

   - Товарищ старший лейтенант! - обратился ко мне командир. - Как вы смотрите на то, если мы направим вас служить в Никель на ОРПЦ... на должность заместителя по технической части.
   ОРПЦ - это отдельный радиопеленгаторный центр и мне уже было известно, что командование подбирает кандидатуру на эту должность, что уже два офицера отказались, но я никак не думал, что эту должность могут предложить мне - всё-таки дела в радиомастерской у меня идут неплохо. И я ответил:
   - Товарищ полковник, я бы не возражал, но у меня сейчас дочь в больнице с двухсторонним воспалением лёгких.
   - В общем-то я вас и не тороплю. Сейчас в Никеле Жуков вполне справляется и за себя, и за командира. Лечите ребёнка... а к лету будьте готовы пройти медкомиссию...
   - Всё понятно, товарищ полковник! - отрапортовал я. А что я мог возразить?!

   В это время в городе шла активная застройка проспекта Луначарского. Ко Дню Победы должны были сдать дом №62, что на пересечении двух проспектов: Луначарского и Художников. И по предварительным данным нашей части в нём выделялось четыре квартиры. Как-то вечером ко мне в гости забежал старший прапорщик Корешков и чуть ли не с порога заявил:
   - Владимир Александрович, а ты знаешь, что нам с тобой выделяют двухкомнатные квартиры на Луначарского?
   - Да откуда же?! Нет, конечно...
   - Так вот, нашей части выделяется четыре квартиры: две трёхкомнатные и две двухкомнатные. Трёхкомнатные пойдут подполковнику Олейникову и майору - пропагандисту, который был до Гасумянца, как участникам войны, а двухкомнатные - нам с тобой, чтобы наш двухэтажный дом передать на баланс посёлка.
   - Ну, Николай Павлович, с меня причитается! А откуда ты узнал об этом?
   - Я бы не был Корешковым, если бы узнал об этом в последнюю очередь. А вообще-то, я член жилищной комиссии части. Вот когда привезу ордера, тогда и отметим.

   В апреле состоялось три хороших события: из больницы выписались жена с дочерью, Корешков привёз смотровые ордера и в командировку в Ленинград прилетел из Омска отец. Мой отец, Аганин Александр Петрович, к этому времени вышел в отставку (до 1974 года возглавлял военное представительство МО на Омском моторостроительном заводе имени П.И.Баранова). Теперь он работал в отделе заводского КБ по сопровождению разработок и был направлен в аэропорт Пулково-2 для осуществления контроля за правильностью эксплуатации заводской продукции.

   Командировка была непродолжительной - всего несколько дней. Однако, на бензозаправщике отец обнаружил песок, что ему дало повод на сутки закрыть аэропорт - для устранения недостатков. Этот день мы использовали с пользой для себя. Съездили на проспект Луначарского и осмотрели квартиру, где строители ещё вели отделочные работы, но обещали, что к концу месяца дом будет сдан. Строители своё слово сдержали, и уже 1 мая мы с женой встретили в новой квартире.

   В День Победы 9 мая 1975 года вч 75752 выстроилась на плацу в парадной форме одежды. Состоялся торжественный вынос знамени Краснознамённого 472 отдельного радиодивизиона ОСНАЗ. Под троекратное "УРА" командир полка поздравил личный состав со знаменательной датой. Затем по очереди выступали ветераны. У всех было торжественное и приподнятое настроение.
   После прохождения торжественным маршем часть двинулась в Бугровский парк, где усилиями политотдела была оборудована землянка - точная копия той, которая находилась здесь в период блокады Ленинграда. Здесь, возле импровизированной землянки, и состоялся митинг.

   На этом торжества в части были закончены и я пригласил к себе в гости Леонида Махмудова. Его жена улетела вместе с сыном к родителям в Ростов-на-Дону и ему было явно скучно одному. Посидев за столом, мы все вместе
(я, Леонид, жена-Ольга, дочь-Наталья) отправились в парк Челюскинцев.
   В парке играла музыка, работали аттракционы, где развлекались дети и их родители, работали киоски, кафе и ресторан "Домик лесника", а в центре парка были организованы танцы. На танцах было много ветеранов войны, которые узнавались по знакам, учреждённым к 25-летию Победы в войне 1941-1945гг. Стоять им не приходилось, так как они пользовались особым вниманием женщин. Все люди были одеты нарядно и выглядели очень счастливыми.

   Погуляв по парку, мы вернулись домой. Когда уже дома я вместе с Леонидом вышел на балкон, то обратил внимание на то, насколько пустынным был проспект Луначарского - все люди собрались в центре города: на Дворцовой набережной, Невском проспекте, Стрелке Васильевского острова, многочисленных мостах, в парках и скверах. Все ожидали начала салюта.

   Сразу после праздника мы с женой и дочерью прошли медицинское освидетельствование для поездки на Север и я представил командиру полка заключение комиссии о нашей пригодности.
   Ольга с Наташей улетели на лето в Воронеж, а я остался ожидать приказа о назначении на новую должность.

   Пока не было приказа, командир полка направил меня в командировку в Никель:
   - Поезжайте на Север в ОРПЦ, ознакомьтесь с обстановкой, оцените - чего вам будет не хватать на новом месте, потом сможете отправить багажом.

   Эта командировка оказалась, как нельзя кстати. Заместитель командира вч 10144 (ОРПЦ) по технической части, исполняющий обязанности начальника ОРПЦ капитан В.Жуков быстро ввёл меня в курс дела, показал всю материальную часть и возможности по ремонту. Сразу выяснили, что слабым местом является снабжение части металло-керамическими лампами (для РПУ "Кайра" и радиостанции Р-140) и транзисторами для комплекса Р-368. Особый восторг у меня вызвала аварийная система электропитания на базе дизельного агрегата АД-100. Так как случаи отключения на линии электропередачи здесь происходили не редко, аварийная система электропитания обеспечивала подачу напряжения не только на радиостанции, но и в казарму, штаб, столовую и дома офицерского состава.

   Вернувшись из командировки в Никель, я убыл в отпуск в Воронеж, по окончании которого, дожидаясь приказа о назначении, успел месяц покомандовать ротой обеспечения. После получения приказа я передал эту роту капитану И.Рублёву и убыл в Никель.

             (Далее:http://www.proza.ru/2016/10/21/1611)


Рецензии