Душа

Весь вечер у Ильи почему-то особенно болела душа. И весь вечер Илья все думал - почему же она так болит, почему в ней будто чего-то недостает? И чего же недостает в его душе, и где оно, если в душе нет того, чего недостает?
Так и уснул Илья в своих туманных размышлениях, уснул за полночь, но так и не нашел ответа, так и не понял ничего. И приснилось ему в эту ночь нечто необычное: будто от него уходит, все удаляясь, босая длинноволосая фигура, уходит прямо по самому большому проспекту города, в длинном одеянии, а сама - полупрозрачная, будто призрак. И будто он все смотрит вслед этому удаляющемуся призраку и не может отрвать глаз от него, и не может с места сдвинуться, стоит и смотрит. Может это вовсе не он? Или он, но не стоит на том месте, а бредет, полупрозрачный и босой, по старому-старому скверу, и будто очень важно для него, что он там бредет, и никуда оттуда он идти не собиравется. так и не понял он - то ли он и есть тот призрак, то ли он только стоял и смотрел на тот призрак, что бродил то ли по скверу, то ли уходил босиком по самому большому проспекту города неизвестно куда. Проснулся Илья, пришел в себя и вдруг понял. В это время позвонил знакомый:
- Не хочешь с нами на природу поехать?
- Не могу, - сказал Илья. У меня много важных встреч, прямо сегодня и все ближайшее время.
Илье совеершенно никуда не хотелось ехать, ни с кем из людей. Он высунулся в открытое окно, надел что-то соответствующее погоде и быстро ушел, заперев дверь. Пройдя несколько улиц, остановился в старом сквере, как будто кого-то ждал. И простоял так достаточно долго, пока не заметил старика, собирающего какие-то травы. Старик тоже его заметил, улыбнулся:
- Я вот полынь рву, полезно мне от желудка. И на свежем воздухе погулять полезно, вы тоже так думаете? Может, что-то ищете, я подскажу.
- Спасибо, дедушка, собирайте полынь, не подскажете. Я где-то тут, очень давно, оставил часть своей души, теперь пришел. Понимаете ли, душу ищу, где-то тут должна быть, и то не вся.
Старик посмотрел на него с удивлением и легким недоверием и побрел дальше собирать свою полынь.
Илье был совершенно равнодушен к произведенному впечатлению - тем лучше, что никто ему не мешает. Поиски собственной души лучше проходят в одиночестве.
Он осмотрелся - во все стороны, под ноги, в небо, на кроны деревьев, на проглядывающие сквозь них облака. Все это так близко и знакомо... он ведь  знает здесь каждое дерево, каждый пень, он бегал в этом сквере в детстве, в этом сквере он плакал, желая, чтоб его никто не увидел, в юности, когда еще случалось плакать. По этому скверу Илья часто ходил, предаваясь то воспоминаниям, то мечтам, много-много лет. Конечно, не может быть, чтоб здесь не осталось ни кусочка его души. Наверное, она такая, как во сне - босая и полупрозрачная, почему же ее все не видно? не видно даже в небе... Илья стоял, задумавшись. А может, она была в полыни, которую унес старик в своей сумке к себе домой, и Илья никогда уже ничего не найдет?
- Душа, вернись ко мне. Пожалуйста, - жалобно сказал Илья неизвестно кому, и протянул перед собой обе руки. И вдруг увидел, как откуда-то из-за деревьев, как белка, летит к нему что-то небольшое, светящееся, хорошее, и опускается к нему в руки. Почему ему кажется, что оно хорошее, он не понимал и сам. Осторожно вынул из кармана кулечек,спрятал в него частиицу души и положил обратно - и стало ему спокойнее. Выходя из сквера, он увидел удивленного старика, который даже прекратил рвать полынь - только стоял и остолбенело смотрел на Илью, и так и не сказал ни слова.
Илья ходил и ходил по городу, собирая в кулечек свою душу по частицам, и понимал, что душа еще собрана не вся, и даже за все оставшиеся выходные он вряд ли управится. Илья знал, да и говорили ему, что душа у него было когда-то большая-пребольшая, а жил на этом свете он уже достаточно долго, и попробуй собери целую душу за все время. Но без души нельзя.В ней, душе, чего-то недоставало, и она ныла, как пустой желудок. Как-то все время с некоторых пор он чувствовал, что ему недоставало его души. 

Следующий визит был нанесен старому двору, где он жил в детстве. Илья обошел несколько раз старый дом, долго рассматривал, будто впервые в жизни, заборы, скамейки и облупленные стены, и думал, что его душа здесь теперь вряд ли зачем-нибудь кому-нибудь понадобится. А ему самому она крайне необходима. Огромный кусок души был найден и в старой школе, где Илья долго ходил по лестнице, по коридору, по двору, стоял на крыльце и звал свою душу, пока не почувствовал, что она вернулась - после этого сумка Ильи раздулась и даже будто немного потяжелела. Но был еще ранний вечер, илья не настолько устал, чтоб возвращаться и стал думать, где он еще не был. Не был он почти нигде, кроме того, где был. То есть почти везде он еще не был. Поэтому все-таки пошел домой - отдохнуть, разобраться и покопаться в душе а поиски продолжить завтра с утра.

Раскрывая сумку, Илья думал: что-же ему с ней, душой, делать? В сумке было что-то достаточно большое и слегка светящееся, как будто кто-то готовился к Новому Году. Илья зачерпнул пригоршню невиданного вещества и поднес к лицу. Стал втирать его в кожу, в волосы, немного положил в чашку с чаем - не оставлять же душу в сумке. Говорят, она находится внутри человека. Впрочем, он читал самое разное, но все-таки душа должна в нем где-то находиться. Хорошо, что он не ходил допоздна, было время обо всем этом подумать.
Как ни странно, душа впиталась хорошо и довольно быстро. Т.е. она просто прошла сквозь Илью и сама нашла себе подобающее место. Остаток сумки Илья черпал руками и просто прикасался им к себе - душа растворялась в Илье мгновенно. Он даже удивился - зачем ее было так долго в сумке нести?
Засыпая, Илья чувствовал, как от него куда-то отлетает, просачиваясь сквозь кожу, что-то ненужное, душа разливается по всему его существу, а что-то другое, посторонее, улетает прочь. "Наверное, чья-нибудь душа". - подумал Илья свозь сон. - Зачем она мне?"

Преминаясь с ноги на ногу перед дверью, он неловко бормотал растрепанной тетке в фартуке:
- Понимаешь, я к тебе по важному делу... Ты прости меня, очень надо.
- Ты зачем пришел? Я тебя забыла еще со студенческих лет, у меня муж, дети.
- Я у тебя одну вещь оставил...
- Зачем мне нужны твои вещи? Нет у меня никаких твоих вещей! И не было. Цветы ты мне когда-то подарил, а больше никаких вещей!
Илья пошевелил сумкой:
-Вот. Тут душа. И еще где-то у тебя должна быть. Ну пожалуйста, поищи - очень надо. Недостает мне души, раньше было много, а сейчас недостает, хожу, ищу. Тебе-то она зачем. Может где-то под шкафом затерялась, может, еще где-нибудь...
- С каких это пор напиваться стал?
- Трезвый я, трезвый, как стеклышко, а вот душа моя осталась где-то у тебя, я уверен!
- А, это такой оригинальный подход? - просияла тетка. У меня муж, у меня дети. - и хотела закрыть дрерь. Илья задержал дрерь и взмолился:
- Мне только душа нужна, только моя душа, и все, верни мне мою душу!
- Нет у меня твоей души! - разозлилоась женщина. Иди домой, отстань, проспись, женись, у меня куча домашних дел.
- Душа, вернись ко мне, - проговорил Илья, не обращаясь ни к кому определенно.
- Не вернусь я к тебе... - начала речь тетка,но остолбенела, видя, как к Илье откуда-то из-за ее спины медленно плывет что-то полупрозрачное и светящееся. Через секунду опомнившись, она, испустив вопль, захлопнула дверь. Илья положил в сумку частицу души и ушел.

А еще Илья долго стоял на кладбище и думал: вот остались частицы его души где-то в них, в ушедших из этого мира людях, как ему быть? Где теперь искать свою душу, у кого спрашивать? Наверное, их души улетели далеко-далеко в космос, к неведомым галактикам, и заодно захватили с собой и душу Ильи, ее светлые лучики, и в далеких Галактиках Илья уже их не найдет и не соберет в свою сумку. Илье представлялись звезды, много-много звезд, целая бесконечность, и где-то среди них находятся частицы его души... долго он стоял и представлял звезды, и думал об этом всем до самого вечера, и с утра тоже. А вдруг кто-нибудь продал свою душу дьяволу, и заодно не только свою - вдруг и еще чьи-нибудь частички души? В дьявола Илья не верил, но наверняка ничего об этом не знал, и поэтому ему стало немного страшновато. И с перепугу он стал молиться все равно каким высшим силам, чтоб они поймали дьявола и вернули Илье кусочки души, если таковые там случайно оказались.
Так сидел Илья и размышлял долго - и потерял всякое желание сегодня куда-нибудь идти. "А надо бы пойти, - подумал он. - Вон сколько души насобиралось, целыми сумками ношу!" На следующий день, не успев проснуться, Илья то ли увидел, то ли почувствовал, то ли на самом деле, то ли во сне, легкий шорох светящихся крыльев над собой и слетающую с них прямо на Илью новую частичку души. "Наверное, это ангелы с Небесной Колесницы", - просыпаясь, подумал Илья. Да, он вчера, помнится, пробовал молиться каким-то силам.
Но даже ангелы, наверное, не соберут теперь его душу отовсюду, со всей вселенной. Да и станут ли собирать ее там, где он сам ее оставил?
Вот его стол и стул, вся обстановка Ильи тоже содержит его душу, его душа просто везде - не оставлять же бездушным свои вещи, свой дом, тогда будет неуютно. Придется оставить немного души.

- Вот оно, вот она какая, эта жизнь... - задумчиво сказал себе Илья.
И представилось ему, как он пришел в этот мир с целехонькой душой, большой и светящейся, и как постепенно, живя на свете, оставлял ее то там, то тут, по кусочку. И душа становилась все меньше похожей на ту, которой она когда-то была. и так - всю жизнь, до конца его дней, пока не останется от души, как скелет, только одна искорка, которая когда-нибудь улетит далеко-далеко в небо. Разве дети предаются так часто воспоминаниям, разве их воображение бродит дорогами своих прошлых дней, все ища в них что-то, неведомое никому, но важное?
Илья посмотрел в зеркало на свое посвежевшее и даже помолодевшее лицо, увидел, как отрасли и заблестели волосы, как выпрямилась фигура. На самом ли деле это от него исходит слабое, но заметное свечение? Наверное, это все оттого, что душа его на месте, при нем, почти как много-много лет назад.
И это еще не вся его душа. Наверное, впереди у Ильи еще много дней, чтобы собирать потерянные частицы своей души - оставленные где-то и забытые им.
Илья решил больше не растрачивать душу по пустякам.

Сентябрь 2016 г.


Рецензии