Моделирование навыка 2

Когда мастер ремонтирует сложный механизм, либо целитель лечит человека, может ли он при этом удачно комментировать свои действия?

Во-первых, смотря к кому обращены эти комментарии. Т.е. нельзя упускать из виду, что не может быть неких объективных комментариев "для всех". Ведь слушатель сам воспроизводит себе речь комментатора в соответствии с  содержаниями  собственных интеллектуальных структур.
Во-вторых, надо понимать, что комментировать, обучать, описывать свои действия и пользоваться уже наработанным навыком (либо находиться в процессе исследовательской активности)- это две разные деятельности.

Когда, например, опытный механик старается обнаружить причину неисправности сложного ракетного двигателя, он пользуется собственной ориентационной моделью этого двигателя. Эта его  модель в принципе выходит за рамки текстового описания данного двигателя а так же графического изображения.

Поэтому и ученый-практик зачастую не может рассказать, как он получил тот или иной результат.

Для того, чтобы объяснить кому-то , как "это" получилось, ученому надо произвести специальную работу по представлению, описанию эксперимента другим людям. И как бы он не старался, все равно, другие поймут его описание ровно по-своему, т.е. настолько, насколько смогут сами сформирать себе ориентационную модель того эксперимента, в котором не принимали участия.

Но не легче ли поставить свой собственный эксперимент?


Рецензии