Как член партии члену партии

1

Арсен стоял перед генералом по стойке смирно, понуро опустив голову, невольно рассматривая начищенные до блеска носки своих хромовых сапог…

– Ну, что скажешь, курсант? – раздался грубоватый, с хрипотцой голос генерала.

Арсен, не смея смотреть в глаза генералу, тихо пробурчал:

– Никто мне не помогал, никого я не благодарил… Я сам поступил в училище, без чей-либо помощи…

Генерал, развалившись в кресле, перелистывал листы личного дела курсанта Амдиевгирова, внимательно изучая графу, где были отмечены близкие родственники курсанта. Наслюнявив палец, перевернул лист и, дочитав до конца, закрыл личное дело и посмотрел на курсанта. Среднего роста, подтянутый, Амдиевгиров вызывал уважение у командования и преподавательского состава училища. Учился он почти на «отлично», служил без замечаний и нареканий… Всё хорошо, если бы не одно «но»...

Дело в том, что «правая рука» генерала – майор Сергеев, которому тот доверял все щепетильные вопросы, доложил, что после мониторинга ситуации с поступившими на первый курс училища курсантами он так и не выявил, кого отблагодарил Амдиевгиров за поступление в училище. Это стало для генерала громом среди ясного неба, он сильно занервничал, подозревая чуть ли не каждого преподавателя и офицера училища в том, что, минуя руководство, помогли Амдиевгирову поступить, взяв магарыч себе…

– Курсант Амдиевгиров, я вижу, из какой порядочной семьи ты: мама работает в партийных органах, отец – заслуженный строитель, брат работает в комсомоле, младшая сестра – студентка юридического факультета, сам ты член партии… Ты и такие как ты – будущее нашей страны… Сынок, скажи мне как член партии члену партии, кому и сколько ты заплатил за поступление в училище? – грузный генерал откинулся в кресле и смотрел в упор на курсанта.

Голос генерала стал мягким, чуть слащавым, со стороны можно было подумать, что любящий отец обращается к родному сыну…

Амдиевгиров поднял голову и посмотрел на генерала. Солнечные лучи, пробиваясь через шторы на оконной раме, отсвечивались в стёклах роговых очков генерала, вследствие чего глаз его не было видно. На погонах блестели крупные генеральские звёзды…

– Никто мне не помогал, никого я не благодарил… Я сам поступил в училище, без чей-либо помощи… –медленно, не поднимая головы, повторил Амдиевгиров.

Генерал, несмотря на свою крупную комплекцию, чуть не подпрыгнул в кресле и закричал:
– Так не бывает, так не может быть!

Но резко осёкся и дал команду курсанту:

– Кругом! Ша-го-о-ом, марш! Ты не искренний человек! Вон из кабинета! Пять нарядов вне очереди, доложи начальнику курса!

Амдиевгиров повернулся через левое плечо и выскочил из кабинета…

Немного отдышавшись в тени тутового дерева, курсант пошёл искать начальника курса, чтобы доложить о наказании, которое он получил от начальника училища…

Выслушав Амдиевгирова, начальник курса, подполковник Бердяев, от которого постоянно пахло спиртным и «тройным» одеколоном, поинтересовался, с чего это вдруг добросовестный курсант получил наказание от самого генерала…

Амдиевгиров, ничего не тая, пересказал подполковнику разговор с генералом. Бердяев, внимательно выслушал курсанта, некоторое время думал и сказал:

– Амдиевгиров, ты знаешь, что я тебя уважаю, ты поддерживаешь необходимую статистику – за 6 месяцев учёбы ты ни разу не нарушил дисциплину, учишься на «отлично»… Насколько я знаю, ты – член партии?

Услышав утвердительный ответ, подполковник продолжил:

– Мы с тобой одни, никого нет… Скажи мне как член партии члену партии, кому и сколько ты заплатил?
Курсант опешил… Для него ничего чище и святее Коммунистической партии Советского Союза не было! Служа в Советской армии, он проявил себя с положительной стороны, и поэтому командование части ходатайствовало о его приёме в члены КПСС…

– Товарищ подполковник, никто мне не помогал, никого я не благодарил… Я сам поступил в училище, без чей-либо помощи…

Подполковник внимательно и недоверчиво посмотрел на курсанта, подумал, затянулся сигаретой, пуская дым кольцами к потолку кабинета, и произнёс:

– Вроде ты неплохой парень, но… ты понимаешь, что в истории училища такого не было, чтобы кто-то сам поступил сюда без протеже или же… – тут подполковник, подняв правую руку вверх, потёр друг о друга большой и указательный пальцы, намекая на деньги. – У меня ощущение, что ты не искренен в своих поступках… Хорошо, иди на кухню, помоги поварам чистить картошку… Да, не забудь, завтра экзамен, чтобы был готов…

Арсен, держа нож в правой руке, чистил картошку со взрослой, грузной поварихой – тётей Таней, как её называли курсанты…

– Ты чего, это сынок, вроде говорят, хорошо учишься, зачем получил наряды? – заохала повариха, обращаясь к курсанту.

Арсен пропустил вопрос женщины мимо ушей. Опустив голову, он механически чистил картошку одну за другой…

«Что ж это такое?! Почему они мне не верят? Я же не дурак, не тупой, почему я не могу своей головой сдать экзамены и поступить в училище? И почему они всё время ссылаются на партию?..» – возмущённо думал парень и не мог найти ответа на эти вопросы.

Пролетели года учёбы, приблизились выпускные экзамены. К тому времени Арсен успел убедиться, что все курсанты при поступлении дали «магарыч», или же поступили по звонку… Не раз к нему подкатывали курсанты и офицеры училища, чтобы узнать, как он поступил, но каждый раз слышали его однообразный ответ и уходили ни с чем… Он понимал, что всё это делается по поручению самого генерала…

«Красный» диплом Арсену, естественно, не дали, подогнали к «синему», но сам парень уже не переживал из-за этого…

2

Получив погоны «лейтенанта» и назначение на новое место службы, Амдиевгиров прочитал свою выпускную характеристику и… опешил.

«Не искренен в своих поступках», – прочитав эти слова, Арсен, после долгих раздумий, пошёл на приём к генералу…

– Я ждал тебя, Амдиевгиров, знал, что придёшь… Слушаю тебя, – мило улыбаясь, проговорил генерал, откинувшись в своём кресле.

Арсен стоял перед генералом весь красный и, чуть заикаясь от волнения, сказал:

– Товарищ генерал, у меня в выпускной характеристике написано, что я «не искренен в своих поступках»… Это же неправда, я хорошо учился, у меня не было нареканий…

Перебив Амдиевгирова, генерал спокойно произнёс:

– Это я приказал, чтобы написали эти слова… Могу сейчас же дать команду, чтобы их убрали из характеристики, только ты скажи мне как член партии члену партии, кому и сколько ты заплатил за поступление в училище, и этих слов не будет в характеристике…

Арсен чувствовал, что его берёт злость, он понял, что может сорваться, но смог взять себя в руки и, смотря генералу в глаза, отчеканил:

– Никто мне не помогал, никого я не благодарил… Я сам поступил в училище,  без чей-либо помощи…

Генерал удивлённо, но с уважением посмотрел на своего бывшего курсанта и проговорил:

– Свободен, лейтенант…

Отдохнув месяц после окончания училища, Амдиевгиров надел свою парадную форму и поехал в управление, где он должен был служить. После двадцати минут ожидания в приёмной, адъютант пригласил его в кабинет к генералу.

– Товарищ генерал, лейтенант Амдиевгиров прибыл в ваше распоряжение для прохождения дальнейшей службы! – отчеканил Амдиевгиров, приложив руку к козырьку.

– Орёл, молодец, вот, такие кадры нам нужны, на таких, как ты, лейтенант, держится наша армия, наше Отечество, – одобрительно сказал худощавый генерал-майор, сидя в кресле, внимательно рассматривая Амдиевгирова.

Пригласив сесть, он нажал на кнопку селектора и приказал кому-то:

– Личное дело лейтенанта Амдиевгирова ко мне!

Не прошло и минуты, как в кабинет вошёл майор, представив генералу папку…

Генерал открыл папку и начал изучать личное дело Амдиевгирова. Время от времени были слышны его одобрительные слова:

– Член партии… молодец… почти отличник… оценки прекрасные… умница!.. А это что это такое?..

Генерал изумлённо посмотрел на Амдиевгирова и, откинувшись на спинку кресла, недовольно произнёс:

– Что это такое? Почему написано «не искренен в своих поступках»?

Амдиевгиров знал, что командование  на новом месте службы обязательно задаст ему этот вопрос. Он встал в стойку смирно и добросовестно рассказал всю свою историю: как он после службы в армии днями и ночами занимался, чтобы поступить в училище, как он чуть ли не на «отлично» сдал вступительные экзамены, и как руководство училища, в лице начальника, не поверило ему, что он поступил без чьей-то помощи…

Генерал слушал его внимательно, не перебивая, закурил сигарету и, затягиваясь, внимательно смотрел на своего будущего подчинённого.

Закончив своё повествование, Арсен замолчал, стоя по прежнему по стойке «смирно».

Потушив сигарету в хрустальной пепельнице, генерал обратился к Арсену:

– Лейтенант Амдиевгиров, ты уже закончил свою учёбу, и я рад, что будешь служить под моим началом. Однако, скажи мне честно, как член партии члену партии, кому и сколько ты заплатил за поступление в училище?

Услышав эти слова, Арсен почувствовал себя дурно, голова у него закружилась, ему захотелось сорвать с себя новенькие лейтенантские погоны и кинуть генералу на стол, но он совладал собой и чётко, отчётливо, чеканя каждое слово ответил:

– Товарищ генерал, никто мне не помогал, никого я не благодарил… Я сам поступил в училище,  без чей-либо помощи…

Наступила зловещая тишина. Молодой лейтенант стоял по стойке «смирно» перед седым взрослым генералом, который недоверчиво и подозрительно смотрел на него… Через некоторое время, генерал медленно произнёс:

– Лейтенант, свободен… Тебе из управления кадров позвонят…

Повернувшись через левое плечо, Амдиевгиров пошёл к двери…

Генерал долго сидел, заново рассматривая личное дело молодого лейтенанта. Затягиваясь очередной сигаретой, он подумал: «Видимо, на самом деле, не искренен этот лейтенант… «Сам поступил, без чей-либо помощи», – про себя иронически повторил генерал слова Амдиевгирова.

Затем заключил: «Но, так не бывает… Надо бы подумать, куда его определить и в дальнейшем присмотреться к нему…»

В это время, постучав, вошёл адъютант, напоминая генералу, что через пять минут должно начаться партийное собрание, и что все коммунисты уже собрались в зале, ждут его. Генерал встал, придирчиво осмотрел себя в зеркале, поправил галстук и медленно пошёл в сторону актового зала, где собрались коммунисты вверенного ему подразделения, чтобы поговорить о перспективных планах Коммунистической партии Советского Союза по построению коммунистического общества…

Октябрь 2016 г.

http://albert-voskanyan.com/


Рецензии