Огоньки. Памятные мне встречи

     В разные годы мне приходилось встречаться с людьми, известными всей стране, политическими и военными деятелями, писателями и артистами. Говорю о таких встречах, в ходе которых я имел возможность слушать этих людей, разговаривать с ними, видеть их в повседневной жизни или в какой-то необычной обстановке. Каждая такая встреча оставляла в моей памяти след. Вот некоторые известные люди, с кем на короткие мгновения сводила меня судьба: маршалы СССР С.К. Тимошенко, И.И. Якубовский, политические деятели П.М. Машеров, С.О. Притыцкий, председатель Союза писателей России Л. Соболев, поэт Л. Ошанин, его супруга, писательница Е. Успенская, выдающиеся артисты Н.А. Черкасов, П.П. Кадочников и др.
      В летние каникулы 1942 года я работал учеником радиста на радиоузле при Доме офицеров военно-авиационной школы. Эта школа готовила лётчиков и техников для фронта, находилась она километрах в трёх от Бердска. В мои обязанности входило дежурство на радиоузле, проверка и ремонт радиоточек в квартирах и другая работа.  В Доме офицеров часто выступали приезжие артисты, в том числе московские и ленинградские знаменитости, находящиеся в эвакуации. В один из августовских вечеров с большим успехом выступал Павел Кадочников. Он уже был известен по нескольким кинофильмам, особенно по фильму «Антон Иванович сердится». И вот Кадочников на сцене. Высокого роста, стройный, вьющиеся тёмные волосы, на щеках ямочки, одним словом, красавец мужчина. Выступал в необычном амплуа: он пел. Мало кто из зрителей знал, что Павел Кадочников обладал прекрасным голосом. Он исполнял русские народные песни, неаполитанские песни. Каждое выступление вызывало бурю восторга и овации зала. Зал был переполнен. Среди зрителей большинство составляли женщины, командирские жёны. Их мужья находились на фронте. Концерт Кадочникова для этих женщин –короткая передышка от тяжёлых дум и горестей жизни. Женщины бурно реагировали на выступление Кадочникова. Он был им симпатичен, они любили его. Концерт подходил к концу. Зрители не хотели отпускать артиста. Наконец Кадочников объявляет сам: «Русская народная песня “Метёлки вязали”». Публика успокоилась и... попалась на удочку. Секрет песни состоял в том, что она была бесконечной.

«...Метелки вязали, в Москву отправляли,
В Москву отправляли, деньгу зашибали.
Деньгу зашибали и тут пропивали...»

     И так далее, повторение без конца. Когда зрители поняли это, в зале разразился дружный хохот, раздались аплодисменты. Кадочников засмеялся, махнул рукой и ушёл со сцены.
     Летом того же 1942 года в одной из комнат Дома офицеров проживала семья народного артиста СССР Н.А. Черкасова, его жена с ребёнком, сестра. Дом офицеров располагался в сосновом бору на берегу реки. До войны здесь был дом отдыха. Жена Черкасова частенько заходила в мою радиорубку, чтобы справиться о последних новостях в мире. Несколько раз приезжал к семье и Николай Александрович. В это время он снимался в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Кстати, как и Кадочников. Съёмки происходили в Алма-Ате. Черкасов был заядлым рыболовом-спиннингистом и, конечно же, не устоял, чтобы не порыбачить в нашей Берди. Запомнился мне такой момент. Ехали мы как-то по делам в Новосибирск на служебном автобусе. Николай Александрович ехал с нами, чтобы из Новосибирска отправиться в Алма-Ату. Всю дорогу он шутил, рассказывал про съёмки фильма, отвечал на вопросы. В Новосибирске около вокзала Николай Александрович вышел из автобуса и поблагодарил водителя. У меня запечатлелась такая картина. Черкасов стоит на тротуаре, он огромного роста, и когда наклонился, чтобы через дверцу проститься с сидящими в автобусе, то как бы переломился пополам под прямым углом в виде буквы «Г». Со стороны это выглядело смешно. Для нас, мальчишек, Черкасов был не меньшим кумиром, чем Бабочкин после «Чапаева». Черкасов ;это Жак Паганель из «Детей капитана Гранта», а главное, это Александр Невский. Не каждый из мальчишек мог сказать о своём знакомстве с Черкасовым, а я мог. Я слушал его, я участвовал в разговоре с ним. Я благодарен этим счастливым мгновениям, позволившим мне встретиться с такими замечательными людьми, увидеть их вблизи.
       В пятидесятые годы командующим Белорусским военным округом был маршал СССР Семён Константинович Тимошенко. Его биография хорошо известна старшему поколению советских людей. Один из полководцев, как говорили тогда, героев Гражданской войны, он стоял наравне с Ворошиловым и Будённым. Тимошенко в 1940;941 годы был наркомом обороны, занимал большие должности в годы войны. Мне неоднократно приходилось встречаться и слушать выступления С.К. Тимошенко на различных служебных совещаниях и семинарах в политуправлении округа. В пятидесятые годы я работал помощником начальника политического отдела отдельного корпуса по комсомольской работе и часто бывал в политуправлении. На окружной комсомольской конференции в 1954 году я был избран в президиум и даже в течение одного заседания председательствовал. Мне посчастливилось сидеть рядом с Тимошенко. Не потому вспомнил, что сидел рядом с известным маршалом, а совсем по другому поводу. Тяжёлый начальный период войны, последующие неудачи, в конечном счёте не сложившаяся служба на завершающем этапе жизни ;всё это отразилось на том Тимошенко, которого видел я. Это был старый и усталый человек, бросалась в глаза его отрешённость и угрюмость. Интересными были его выступления. Мне приходилось слушать многих высокопоставленных военных, в том числе и командующих округами. Как правило, в таких выступлениях было много деталей, мелочей, связанных с военной службой. Тимошенко говорил неторопливо, негромко, глуховатым голосом. Чувствовалось, что это выступает государственный человек. Он даёт глубокую оценку мировым событиям, анализирует обстановку, делает выводы. И никаких мелочей.
       Особое место в моей памяти занимает Пётр Миронович Машеров, трагическая гибель которого в автомобильной катастрофе в 1980 году потрясла всех жителей Белоруссии. Пётр Миронович ;один из тех людей, легенды о которых сложены ещё при их жизни. Он был в числе организаторов партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. В возрасте двадцати шести лет в 1944 году он стал Героем Советского Союза. С 1943 года возглавлял Вилейский подпольный обком комсомола. В пятидесятые годы был первым секретарём ЦК ЛКСМБ. В 1954 году перешёл на партийную работу, с 1965 года по день трагической его гибели являлся первым секретарём ЦК КПБ.
       Начиная с 1949 года и все последующие годы, я имел счастливую возможность неоднократно встречаться с Петром Мироновичем, слушать его выступления, беседы, видеть его в практической работе. Подчеркну, что я лично не был знаком с Машеровым, а видеть и слышать его приходилось на комсомольских конференциях и съездах, заседаниях президиумов ЦК ЛКСМБ, на различных семинарах и совещаниях ЦК комсомола и политуправления округа. Последняя встреча состоялась в 1978 году, когда он присутствовал и выступал на семинаре пропагандистов, я также имел честь быть делегатом этого семинара от Гомельской области. В Петре Мироновиче счастливо сочетались интеллигентность и простота, требовательность и доброта к людям. Его открытость, общительность и доступность импонировали людям. Всё это дополнялось внешними данными. Пётр Миронович был высокого роста, стройный, красивый, с приятной улыбкой. Интеллигентными были его выступления, эмоциональные и глубокие по содержанию. Центральное место во всех выступлениях Машерова занимали вопросы культуры и морали. Может быть, это объяснялось тем, что он был по образованию педагогом. Думаю, что таким и должен быть руководитель. Являясь выходцем из крестьянской семьи в белорусской глубинке, он имел тесную связь с народом, был преданным и авторитетным руководителем Компартии Белоруссии, стоял на твёрдых интернационалистских позициях.
        Не могу не рассказать ещё об одной встрече, уникальной и удивительной. Речь пойдёт о встрече с... Александром Сергеевичем Пушкиным. Да, именно с ним у меня состоялась встреча в 1987 году.
Но всё по порядку.
А.С. Пушкин вошёл в мою жизнь в самом далёком детстве сказками о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, о спящей царевне. В школьные годы я прочитал всё, что мог достать из художественных произведений А.С. Пушкина, многие стихотворения выучил наизусть. А потом в течение всей жизни я многократно обращался к Пушкину, читал и перечитывал написанное им. Могу утверждать, что из всех ручейков, которые ворвались в меня, пушкинский ;один из самых полнокровных, оказавших на меня самое благотворное влияние. Мое отношение к Пушкину ;это любовь, уважение, восхищение и преклонение. И здесь я не делаю открытий, у большинства русских людей такое же отношение к великому поэту. В 1987 году я прочитал в журнале «Роман-газета» прекрасное литературно-художественное исследование «Пушкиногорье», принадлежавшее перу Семёна Степановича Гейченко, директора музея-заповедника в селе Михайловское. «Пушкиногорье» вновь возродило у меня интерес к Пушкину, но теперь к его личности, жизни, окружению. Вслед я прочитал «Рисунки Пушкина» Т. Цвяловской, двухтомник «Друзья Пушкина», «Набережная Мойки, 12» А. Гессена, ряд газетных и журнальных статей о Пушкине.А тут представился счастливый случай, позволивший мне встретиться с Пушкиным. Сын Александр пригласил меня погостить в городе Остров, где тогда проходил службу, и тогда же он договорился с Семёном Степановичем Гейченко о встрече, и мы поехали в Михайловское. Для меня это была незабываемая встреча.
4 октября командир дивизии, сын и я были в Пушкиногорье. Я не ставлю своей задачей подробно рассказать обо всём том, что я увидел в этом изумительном по красоте музее-заповеднике. Лучше меня об этом рассказывают авторы сотен статей, литературных произведений, воспоминаний, научных исследований. Скажу лишь, был чрезвычайно взволнован этой встречей с Александром Сергеевичем и благодарен  за эту встречу сыну. Когда ходили по липовой аллее, дорожкам сада и двора, то казалось, что Пушкин где-то рядом, что я могу даже с ним встретиться и увидеть его. Липовая аллея, известная под названием аллеи Анны Керн, вековые сосны и дубы, дом поэта, домик няни, придворовые постройки, протекающая перед домом речка Сороть, окружающий ландшафт –свидетели былого, и над всем этим витает пушкинский дух. Это чудо сохранилось благодаря заботам и стараниям многих людей и прежде всего благодаря С.С. Гейченко. Он, израненный солдат, пришёл на пепелище Михайловского в апреле 1945 года, восстанавливал Пушкиногорье и более сорока лет являлся директором и главным хранителем музея-заповедника.
Мы были в доме у Гейченко. Он оставил свой автограф в книге «Пушкиногорье», которую я привёз с собой. Побывали мы в Святогорском монастыре, в главной церкви, где проходило отпевание Александра Сергеевича, рядом с этой церковью могила поэта. Поклонились Александру Сергеевичу, положили букет полевых цветов. Вот так состоялась моя встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным. Это был год стопятидесятилетия со дня смерти поэта.
       Думаю, пора остановиться. Начал с коротких воспоминаний, так сказать, с огоньков своего детства, прошёлся по юности и молодым годам. Потревоженная память услужливо подбрасывает всё новые и новые темы, пытается увести в свои лабиринты. Попробуй, удержись тут. Военное училище, более чем тридцатилетняя служба в Вооружённых Силах ;здесь также есть чем поделиться, ибо это множество людей, событий, переживаний. Встреча с Еленой Ивановной, наша многолетняя, приближающаяся к золотой совместная жизнь. Моя гордость ; дети, умные, воспитанные, авторитетные люди. Многое из того, что ещё сохранила память, так и просится на кончик пера, но пока остановлюсь на том, что уже написано.
        Обо всём не расскажешь.


Рецензии
Какая интересная жизнь и так много встреч с замечательными людьми, легендами своего времени

Марина Синотова   14.06.2018 15:50     Заявить о нарушении
Да! Были люди в наше время...
Спасибо за прочтение и оценку. Удачи Вам, Марина!

Александр Махнев Москвич   14.06.2018 17:02   Заявить о нарушении