Сколько цветов у радуги

                Н.Бродичанский

Сколько цветов у радуги.( С)

Пьеса – игра для детей 4-6 лет.

Автор скупо указывает место действия в надежде, что фантазия постановщиков спектакля сделает это более интересным и красочным. То есть к моим коротким ремаркам не следует относиться буквально...

Шум дождя . В темноте еле различимы силуэты трех персонажей:
Попугая, Бегемотика и Журавлика.
- Вперед! Смелее!
-Я ничего не вижу.
-Раз  не видишь,то куда ты нас ведешь?
-Я попугай,а не сова чтобы видеть все в темноте. Главное верить,что на земле есть место,где можно спрятаться  от дождя.
-Тут какая-то лестница.
-Отлично.Мы заберемся по ней наверх.
-Зачем?
- Ну.....Вдруг дождь затопит все вокруг.
-Эх! Жили мы тихо,спокойно...В тепле.
- Трус,ты Бека,хоть и бегемот! Ну,и оставался бы ты там в старой коробке,где кроме пыли ничего не было.
- Что ж хорошего, что мы потащились в холод и дождь.
- Это временные трудности. Для настоящих друзей нет преград.  Вперед!
Рассвет.На сцене большое полукружие купола затянутого прозрачной полиэтиленовой пленкой.Полукружие состоит из продольных семи сегментов, которые могут складываться. Под ними банки,в которых обычно держат краску.Пленка покрыта каплями дождя. В центре стоит лестница - стремянка.Поперек её на верхних ступеньках лежит доска.На одном краю доски сидит под зонтиком белый попугай  Гоша,на другом- лежит бегемотик Бека,а на вершине лестницы стоит,поджав одну ногу, журавлик Жорик.

Гоша – Гутен морген,камараден!
Бека – Что ты сказал?
Гоша – Это по-немецки: - Доброе утро!
Жорик – Куда ты нас привел? Здесь что – говорят по-немецки?
Гоша – Откуда я знаю.Сказал так,на всякий случай.
Бека – А нам как говорить? Мы же не умеем по-немецки.
Гоша – Со мной не пропадете. Попугаи помнят все,что слышали,
а слышал я многое.Могу говорить даже на разных языках.
 Повторять всегда готовы
 Попугаи слово в слово.
 В том меня не упрекай,
 Разговорчив попугай.
               
Жорик – Ой!  Сюда кто-то идет.
Гоша – Так...Вы молчите,говорить буду я.
Бека – А вдруг меня о чем-то спросят?
Гоша – Ну...Ответишь по- бегемотски.У-ууу! Или Э-эээ! Мол,я только из Африки и по-вашему не понимаю.
Жорик – Я могу по журавлиному: (громко)- Кур-лы! Кур-лы!

С двух сторон на сцену выходят  маляры.В руках у них палки с малярными кистями.
1-ый маляр –Кто тут такой крикливый? (оглядывает всю троицу)  Интересная компания!
2-ой маляр – Вы как сюда попали?
Жорик и Бека одновременно: -У-ууу! Кур-лы! Э-эээ! Кур-лы!...
Гоша – Тише! Кхе – кхе...Вы кто?
1- Маляр – Мы маляры.Красим стены,крыши и дома.
Гоша – Маляры-ры-ры! А дождик можете покрасить?
2 – Маляр –Дождь,он и есть дождь. Зачем его красить?
Гоша – Потому что будет веселее.А солнце нарисуете – станет теплее.
1- Маляр – Нет у нас таких красок.Только белая.
Гоша – Жаль...Я в каморочке сидел
      И без солнца побледнел.
      Стал я белым попугаем,
      Снова ярким быть мечтаю.
               
1-ый маляр – Ух,ты! Попугай - поэт!
Гоша - Поэты книжки пишут ,а я просто попугай Гоша. Путешествую с друзьями и мы здесь укрылись от дождя. Вы потревожили наш сон,вот  Жорик с испугу и закричал...
Жорик – Кур-лы! Кур-лы!
Гоша -  Объясняю:
          Жорик -жура-Журавель!
          Облетел он сто земель.
          Облетел, обходил,
          Крылья, ноги натрудил.

Бека – Э-ээээ! У-уууу!
Гоша – Представляю:
           Бека,Бека  бегемотик,
           Ушки, маленький животик.
           Вырастет
           Большой живот —
           Станет
           Взрослым бегемот.

1-ый маляр – А они что,не говорят?
Гоша – Почему? Они говорят на своих родных языках.Просто вы их не понимаете.
2-ой маляр – Ты,значит, их переводчик?
Гоша – Никуда я их не перевожу. Они же не маленькие. Сами могут улицу перейти. Бека,правда, всего боится, а Жорик летать не может.
Жорик – ( не выдержал) Могу! Мне бы только крыло починить, сразу полечу.
Бека – И я ничего  не боюсь. Если сильно захочу, тоже полететь смогу.
1-маляр- Чудеса! Первый раз слышу,что бегемот с журавлем не только могут летать,но и говорить как мы.
Гоша – Я тоже не знал, что мои друзья такие умные притворяшки. Что могут говорить на разных языках и,что Бека... летать может.
Бека – Просто погода сегодня нелетная.
2- маляр – Хорошая вы компания, но придется с вами попрощаться.
Нам работать пора. Здесь нужно все покрасить. А вы мешать нам будете.
Жорик – Мешать?! Значит вы прогоняете нас?
Гоша - Если б только вы узнали,
     Как сюда мы в дождь попали,
     Под зонтом всю ночь сидели,
     Вы б нас точно пожалели...
1- Маляр – Что с вами приключилось? Где ваш дом?
Бека - Позабыли про нас,позабыли
     Что нам делать ненужным теперь?
Гоша – Дети,у которых мы жили перестали с нами играть и разговаривать.
Жорик – Ведь, недавно мы дружными были,
       Но за нами захлопнулась дверь...
1- маляр. – Может этим детям неинтересно стало с вами играть?
Гоша - Конечно. Им интересней мультики целый день смотреть.
Жорик - Там такие страшилки! Жуть! Бегают и стреляют!
Бека – А мы добрые и хотели со всеми дружить.Но нас засунули в старую коробку и в ней у Жорика поломалось крыло.
Жорик – Мы страшно на них обиделись и ушли.
1- маляр –Может вернетесь? Может быть они ищут вас,жалеют,что так с вами поступили? Вы помиритесь и снова подружите.
Бека – Дяденьки,маляры! Мы не вернемся. Эти мульти-культи смеются над нами и дразнят Гошу.
1- маляр – Почему?
Гоша – Бека,не надо,я стесняюсь.
Бека –Гоша хочет покрасить перья, чтобы стать красивым цветным попугаем.
2- маляр –Что же в этом плохого? Вот,только знайте, что красить перья обычной краской нельзя,можно заболеть.
Жорик – А какой краской можно?
1-маляр-Я знаю, как помочь Гоше! Вы видели радугу?
Гоша,Бека,Жорик – Нет, не видели.
1-маляр-Если к ней полететь,то её капельки сделают Гошу цветным попугаем. Станеть,как радуга.
Гоша -   Что такое радуга?
        Как сказать - не знаю...
        думаю,красивая,
        Вроде попугая!
Жорик – Может Гоше никуда лететь не нужно? У вас нет радужной краски?
2- Маляр –Какой?
Бека– Такой,чтобы покрасить Гошу, как радугу.
1-маляр –У радуги нет одной краски. Знаете сколько в ней цветов ?
Гоша – Думаю...Думаю...
Жорик- Да,что тут думать! Ты же её не видел.
Гоша – И ты тоже не видел.
Бека – У радуги должны быть две краски: голубая,как вода,в которой я люблю купаться и желтая,как песок,в котором хорошо валяться.
Жорик – Нет. У радуги десять красок.Как они называются не помню.Но я умею считать до десяти.Один,два,три,...семь,...десять.Значит и красок десять.

2-маляр – Не спорьте.Знаете, кто поможет нам узнать сколько у радуги цветов?
Гоша – Кто?
1-маляр- Дети,что сидят в зале и смотрят на нас.
     Гоша,Жорик и Бека смотрят в зал.
Бека – А они не будут дразнить и смеятся над нами?
1-маляр- Что вы,в нашем зале сидят только хорошие дети!
Жорик – И они знают про цвета радуги?
2-маляр- Вот,мы сейчас их и спросим. ( обращается к залу ) Может быть вы видели,
как  радуга весёлая с дождиком играет,
По дорожке к солнышку краски разливает.
Кто знает сколько у неё цветов?
Дети из зала могут называть разные числа,но кто-нибудь обязательно скажет: -Семь.
1-маляр- Правильно! Семь.
          Радуга устроена, как пирог слоеный:
2-маляр-Красный слой, оранжевый.Желтый и зеленый,
1-маляр-Голубой и синий, последний  фиолетовый…
2-маляр-Семь цветов у радуги
Маляры (вместе)–Знаете про это вы?


Автор предполагает,что детям перед спектаклем у входа в зал будут давать программки спектакля,каждая из которых будет отдельным цветом радуги.У программок должны быть тесемочки,которые легко одеваются на шею куклам.

1-маляр (обращяясь к  Жорику и Гоше )Теперь вы полетите в зал и вместе с ребятами выберите цвета для радуги?
Гоша – Здорово! Ой! У Жорика,ведь,крыло поломано.Он летать не может.
2-маляр-Посмотрите, сколько у вас появилось друзей.А дружба все может сделать волшебным.
Звучит музыка...Автор надеется,что постановщики спектакля смогут осуществить подмену кукол Жорика и Гоши так,чтобы они управлялись длиными тростями – удочками.Оба маляра выходят с ними в боковые проходы,а куклы птиц кружаться над головами детей,садятся кому-нибудь на руки или на спинки кресел, выбирают тот или иной цвет программки и дети вешают их на шеи Гоши и Жорика.Затем они возвращаются на сцену,маляры снимают с них  программки и по цветам раскладывают в банки с красками В них вспыхивают семь цветов.Маляры берут кисти и как будто проводят краской по каждому сегменту дуги,каждая из которых тоже вспыхивает своим светом.
1-маляр- Вспыхнет радуга-дуга,
        Семь слоев у пирога
        Красный – спелая малина.
2-маляр- Оранжевый, у мандарина.
1- маляр- Желтый- спелая морошка.
2- маляр- А зеленый – киви крошка
1-маляр-Голубой из голубики
2-маляр-Синий – слива и черника
1-маляр-фиолетовый тусок – ежевики сладкий сок.
Все вместе: Нарисуем коромысло
          Чтоб над сценою повисло.
          Семь цветов - одна дуга,
          Зовется  чудо - ... (вместе с залом)
          РАДУГА!
Бека – Постойте! Погодите! Гоша куда-то пропал! ( к залу) Вы его не видели?
Жорик – Может он улетел?
2-маляр-( к залу ) Давайте все вместе позовем его: Гоша! Гоша! Гоша!
Музыка.В складках радуги появляется яркий разноцветный Гоша.Он вылетает на сцену,кружит над ней,затем садится на вершину лестницы-стремянки.
Гоша – Я стал разноцветным – вот красота!
      Друзья,полюбуйтесь,какие цвета!
Гоша,Бека,Жорик (вместе) - Спасибо Радуга –Дуга!
1-маляр –Краски сегодня немного устали,
2-маляр-С ними  мы радугу нарисовали,
1-маляр-Дома попробуйте те же краски,
2-маляр-Радуга выйдет красивой,как в сказке.
(все вместе) Семь цветов – одна дуга
          Зовется чудо...(вместе с залом)
            РАДУГА!  ©
Бродичанский Н.
mr. nisel@mail.ru


Рецензии
С удовольствием увидела бы на сцене.
Продолжу.
После нашумевшего скандала в Большом театре, в котором молодая мамаша настаивала на своем и её малолетнего ребенка праве посещать любые зрелищные мероприятия, специалисты разработали рекомендации, как детям вести себя в театре, а психологи разъяснили возрастные особенности восприятия маленьких зрителей.
Так крохам до двух лет можно показать "историю на 5-10 минут", не столько спектакль, сколько "игру с предметами не в домашней обстановке". И обязательно чтобы рядом была мама.
Пьеса "Радуга" адресована малышам чуть постарше - от 4 до 6 лет. Этим маленьким зрителям уже можно пойти в театр - кукольный или настольный - смотреть "сказку на двадцать минут с односложным сюжетом". Нисель Бродичанский придумал доступную пониманию маленьких зрителей красивую, яркую пьесу-игру. Признаюсь, поначалу она мне тоже показалась слишком простой. Но потом я увидела это глазами зрителя, которому ещё только "3+". Автор предлагает постановщику включить фантазию, чтобы сделать спектакль красочным. Но мне кажется это излишним, потому что эта пьеса-игра - практически режиссёрская экспликация: в ней всё детально расписано, растолковано. Подробно описано оформление, мизансцены,характеры,действия персонажей, рассказано, как подготовиться к интерактивной игре с залом, какие должны быть куклы, чтобы маленькие зрители смогли повесить им на шею разноцветные программки, какого цвета должны быть эти программки, и зачем их собирают. А собирают их для того, чтобы осуществить мечту одного из персонажей, белого попугая Гоши, стать разноцветным. Автор сам в прошлом работал режиссером и знает, что нужно, чтобы происходящее на сцене было интересно смотреть и чтобы маленькие зрители не заскучали. Прежде, чем начнётся спектакль, зрители должны услышать шум дождя. Это как бы мостик, который эмоционально вовлечет их в сценическое действо - объединит зрительный зал и сцену: будет легко представить себе каково героям сейчас в темноте да под дождем. Вот мы и познакомились с Попугаем Гошей, Бегемотиком Бекой и Журавликом Жорой. Им надоело лежать ненужными в старой картонной коробке, и они отправились в путешествие и попали под дождь. Диалоги в пьесе короткие, темы простые, место действия,обстановка, ситуации часто меняются. А кроме того, для каждого из этих персонажей у автора припасено четверостишие - автопрезентация. Легко запоминающимися рифмованными строчками (я насчитала 13 стишков) персонажи рассказывают о себе, комментируют происходящее, вступают в интерактивное общение со зрительным залом - оно хорошо подготовлено, органично вписывается в действие. В этой пьесе стоит внимательнее прочесть ремарки - они очень помогут режиссёрам, особенно, когда нужно будет включить зал в интерактивную игру. Чтобы ребята были вовлечены в живое,весёлое, интересное общение, автор предлагает театральные программки раскрасить в цвета радуги, прикрепить к ним тесемки и повесить их на шею куклам-птицам. Маленькие зрителям особенно понравится участвовать в сотворении чуда. Ведь программки, которые они повесят на шею Журавлику и попугаю, станут краской, которой Маляры нарисуют радугу - она окрасит Попугая Гошу и он станет разноцветным.А ещё дети разучат, стишки про цвета радуги, потому что они запоминаются.


Галина Литвиненко   30.12.2016 07:08     Заявить о нарушении