4. Роберт Фальк и Раиса Идельсон

НА СНИМКЕ: Фальк «Автопортрет с женой», (Раиса Идельсон), 1923. Единственный парный портрет у Фалька.


Фальк всю жизнь относился к Раисе Вениаминовне очень тепло, а она, расставшись, просто тосковала по нему.

Видимо, Раисе удалось убедить Фалька в том, что причина её возвращения – болезнь отца. Вот, что пишет Фальк о состоянии жены накануне её отъезда в одном из своих писем:

«Я считаю, что больше ей здесь оставаться не следует. Она так волнуется каждому перерыву писем из Витебска, что на самом деле это очень вредно отражается на её здоровье.

Правда, ведь отцу её почти 80 лет, и всегда имеются основания быть за него беспокойным» (РГАЛИ. Ф.3018. Оп.1. Ед.хр. 143. Л. 35).

Но чем больше я думаю об их отношениях, тем больше утверждаюсь в мысли о том, что не болезнь отца была причиной их расставания, – она просто пожертвовала своим счастьем, ради воссоединения Фалька с сыном. Так что, это не причина, а только повод.

Не знаю, почему Лиза Потехина терпеть не могла Раису, хотя к двум другим жёнам – и к Кире, и к Ангелине – относилась спокойно. Раиса это знала и знала, что Лиза не отпустит Валерика к отцу, пока она рядом с Фальком. Ради того, чтобы сын приехал к Фальку, она и ушла от него. Самопожертвование? Да. Раиса и была такой.
 
После отъезда в Москву они с Фальком постоянно переписывались. Мне не довелось читать их писем, но пишут, что «тон их писем не изменился» даже после того, как Раиса вышла замуж за художника Лабаса и родила сына Юлика.

Раиса Вениаминовна Идельсон была с Фальком с 1923 по 1930 г. Все эти годы она была его музой.

Это она — «Девушка, стоящая у окна», этот портрет я привёл раньше.

И это она – «Женщина в белой повязке» на знаменитом портрете, написанном в первый год их совместной жизни. Я показал эту картину чуть раньше.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/19/2148


Рецензии