Всё сначала

                "Если ты полюбишь Север,
                Не разлюбишь никогда..."      


  По окончании училища направили меня, двадцатилетнего пацана, по распределению работать в Чокурдах. Есть такой посёлок в Заполярье, на северо-востоке Якутии. О самом Чокурдахе расскажу позже. А пока о том, как началось моё знакомство с Аэрофлотом.
  В советское время молодой специалист по закону обязан был отработать три года по месту назначения. Вот здесь, на крайнем севере и делали из меня авиатехника.
Забегая немного вперёд, скажу: по первости думалось, что отработаю положенное время и скорее переведусь в родной Якутск. Уж больно тут суровый край.
  Прилетел я в конце февраля. Полярная ночь с большой неохотой ослабляла свою хватку. Солнышко уже выглядывало в полдень одним глазом из-за горизонта: "Как вы там? Не совсем замёрзли?" Но тепла никакого конечно же не давало. Зима была в разгаре.
Самолёт приземлился поздним вечером. На стоянке винты облегчённо выдохнули, но в салоне не было обычной суеты, когда всем хочется поскорее выйти на воздух и размять ноги. Вот оно что! Пограничный контроль. Однако пограничники своё дело знают, и проверка закончилась быстро. Пассажиры, те, что прилетели в Чокурдах, прошли через вокзал и растворились во тьме. А куда мне идти среди ночи? Вот и решил переночевать на вокзале. Те же, кто летел дальше, до Черского, прошли на посадку. Минут через двадцать шум двигателей взлетевшего самолёта затих. Всё. Прибыл...
  Вот тут заметил я первую интересную странность.
Дело происходило в 1984 году. Тогда телевизионных программ было всего две или три. Но это в Якутске. И уж конечно никакого круглосуточного вещания. А тут время полночь, час ночи, два часа... А телевизор вокзальный знай себе развлекает! Это потом я узнал, что такое телеканал "Орбита-3". С Москвой разница во времени восемь часов. А все передачи транслируются именно по московскому. Вот тебе и весь сказ.
 Как потом оказалось, и у ребятни местной пик активности приходится почти на полночь. В коридоре семейного общежития ночные забеги малышни - в порядке вещей. Зимой на улице морозно, темно весь день. Вот и горит свет в коридоре круглые сутки. А поди удержи детишечек в комнате! Но это всё узнал потом, гораздо позже.
  А пока устроился я, сиротинка, на вокзальном диванчике, обитом дерматином. Перекусил тем, что дома собрала мама, и умостился спать. Утро вечера мудренее.
   Назавтра с утра пошёл отмечаться и устраиваться. Поселили меня в общежитии, в комнате, где стояло семь кроватей.
 - Это твоя. Будешь пока здесь жить. Хозяин сейчас в институте защищается. Так что располагайся.
В комнате никого. Ну и ладно. Улёгся добирать недоспанное.
  Ближе к полудню входят двое мужчин.
 - Здорово!
Познакомились. Оказалось, это два инженера. Один из них, Владимир Иосифович, - инженер смены, а второй, Вениамин Иванович, - ведущий инженер.
 - Ты почему так поздно прибыл? Из Выборга? Ладно. Завтра с утра на работу. Не опаздывать. Водку пьёшь?
О задержке с прибытием я пробубнил что-то вроде "Дома хотелось побыть немного". А вопрос о выпивке несколько озадачил. Не принимал я тогда зелёного змия. И этим своим признанием вызвал улыбку у обоих. Улыбка не снисходительная, а скорее от удовлетворения.
  Вечером пришли и ребята, жильцы комнаты. Познакомились. Понравилось мне сразу их отношение ко мне. Как к младшему брату. Всякое случалось потом в жизни. Но никогда не бросали ребята своих. Ни в малом, ни в большом. Именно здесь узнал я Закон Севера: пришёл ты в гости - всё, что есть на столе - общее. Бери, не стесняйся. Но будь скромнее. Уже потом несколько переиначил известную поговорку, изменив всего одну букву: в техноте да не в обиде. Вот это уж точно совершенно.
Не стану особо расписывать, конечно. Но не могу не сказать хоть пару слов о столовой. Таких столовых я больше не встречал, пожалуй. Готовили девчата не почти как, а совершенно по-домашнему. И меню богатое. И работницы приветливые. Сюда мы шли не просто подкрепиться, но и перекинуться с ними хоть парой-тройкой фраз.
  Ладно. Утром пошёл "сдаваться" пред ясны очи начальника АвиаТех Базы. С моими новыми товарищами идти было вовсе не боязно. Они хоть немножко обсказали, что да как. Начальник АТБ, мужчина в годах, оказался представительным, рассудительным и основательным. Настоящий Начальник. Анатолий Григорьевич определил меня на стажировку в УТР - участок трудоёмкого регламента. Лучшего не пожелаешь! Именно в УТР выполняется львиная доля работы на технике. И именно здесь в большей мере нужны те знания, что дали нам преподаватели в училище.
У начальника АТБ меня представили инженеру, под чьим руководством предстояло постигать все премудрости работы. И с удовольствием для себя узнал я Владимира Иосифовича! Всё же приятно видеть уже знакомого человека на новом месте. Пусть и познакомились с ним лишь вчера. И не менее приятно было пожать руку, протянутую мне Вениамином Ивановичем. Открытые, доброжелательные люди. Признаюсь, что жизнь вообще щедро одарила меня хорошими Людьми. О некоторых из них хоть коротко, но расскажу позже.
  Итак. Обмундирование получено. В бригаду назначен. График работы прекрасный! Два дня работать, два - отдыхать. Первый мой рабочий день пришёлся на 23 февраля. И первое моё задание. Вспомнил и расплылся в улыбке.
  В ангаре, где располагался УТР, стоял на обслуживании самолёт. Ан-2. Готовили выкатывать. Работы на нём завершались. А в ожидании своей очереди на стоянке перед ангаром стоял вертолёт. Как меня тянуло к нему! Как магнитом! Мальчишке войти впервые в РАБОЧИЙ ВЕРТОЛЁТ! И словно читая мои мысли, инженер сказал:
 - Алексей. Пойдёшь на 374-ю. Там уже Карим. Поможешь ему.
 Я летел на крыльях! В новеньком "дупеле" (технический костюм на ватине), в новеньких унтах! Я иду на вертолёт! Летел я, конечно, в душе. А идти-то нужно ходко, но с достоинством. Так мне, желторотику, тогда думалось.
  Вертолёт стоял на подогреве. Рядом с ним урчал белыми клубами дыма автомобильный моторный подогреватель. Рукава с их теплом растолканы куда положено. Водитель МП скучает у себя в кабине. Захожу в вертолёт. Навстречу - улыбка. Первое, что врезалось в память. Улыбка и рукопожатие, крепкое и мягкое одновременно:
  - Карим.
Вот так и познакомились. Со всеми ребятами у нас сложились прекрасные отношения. Со всеми без исключения. Но вот именно к Кариму испытывал я какое-то особое тепло. Почему? Сам не знаю до сих пор. Но улыбка его сразу расположила к себе - открытая и добрая.
Понятно любому, что родом он из Узбекистана. Потом, позже, я зачарованный смотрел, как готовит этот человек кулинарные шедевры. Кое-что перенял у него для себя.
А пока я помогал Кариму в трудном деле - следил за вертолётом и МП. Сиди и грейся!

  Вот и началась твоя жизнь в Аэрофлоте, будущий авиатехник. Техник во втором поколении.
Много чего было потом. Как и у любого человека. О чём-то хочется рассказать. И расскажу. Что-то оставлю с собой.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей.
Читая, поймала себя на мысли, что мне нравится в Ваших рассказах: всегда о всех только хорошо и по - доброму.
А ещё, люди из авиции мне родные по крови.
Да, я даже родилась в санчасти, аэродром Украинка - пос. Серышево. Не довезли маму :)
Папа мой летал.
Вся жизнь в военных городках дальней авиации. Замуж за курсанта - будущего лётчика истребителя - мальчика из соседнего дома :)
А потом перестройка, сокращение из армии и мытарства, как у всех ...
И вот такие воспоминания мне дороги и понятны.
Квартиры с подселением и дружба до сих пор, военные гостиницы, а у сестры даже жизнь с грудным ребёнком в профилактории на аэродроме за занавеской, отделяющей от другой семьи. И всё это вспоминается, как счастье.
И знаете, я тоже не могу припомнить недоброго или непорядочного отношения.
Спасибо за Ваш рассказ.
Всех Вам благ.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   20.04.2020 12:55     Заявить о нарушении
Улыбаюсь Вам в ответ. :)
Здравствуйте, Людмила. :)
А ведь о недобрых людях рассказывать не интересно. Не правда ли? А меня жизнь щедро одарила добрыми Людьми. И продолжает одаривать. И о них рассказывать - в радость.
Кто-то однажды сказал: Не зря считают цветом нации тех, кто работал (служил, служит, работает) в авиации. Быть может, и высокопарно несколько. Но я согласен с такой формулой.
Спасибо Вам, Людмила. За внимание. За отклики.
Добра Вам. Доброты встречной.
С уважением

Алексей Мещеряков   20.04.2020 13:10   Заявить о нарушении
И опять с улыбкой к Вам. :)
Интнресно в жизни получается. Ваш папа лётчиком служил. Небо - его стихия. А мой папка всю жизнь авиатехником отработал. Вот и выходит, что наши отцы служили одному. И , знаю точно - служили верно и не зря.

Алексей Мещеряков   20.04.2020 14:53   Заявить о нарушении
Да, честно служили Родине и делали общее дело

Людмила Колбасова   20.04.2020 15:35   Заявить о нарушении