Барский подарок
Дверь открылась, в класс вошла молодая женщина, в руках классный журнал и бумажный рулон.
Ученики встали с парт, тем самым приветствовали учителя. Ребята смотрели на молодого учителя с тревогой, им было не понятно, что может учитель рисования им рассказать.
- Меня зовут Полина Васильевна, я учитель рисования, - спокойным голосов произнесла женщина.
По классу прошел небольшой шумок, кто-то стукнул крышкой парты, кто- то из девочек хихикнул.
- Я Вам расскажу в первую очередь о Павле Третьякове,- внимательно осмотрела Полина Васильевна класс и она поняла, что класс не знает эту фамилию.
Ученики смотрели на учительницу рисования, и хотели понять о каком человеке им хотят рассказать.
- Павел Третьяков коллекционировал картины художников, он покупал картины у молодых, начинающих художников. Тем самым он поддерживал материально молодых ещё неизвестных художников. У Павла Третьякова собралось большая коллекция полотен картин русских художников, и он решает построить галерею, он хотел поместить туда всю свою коллекцию,- продолжая свой рассказ, Полина Васильевна всматривалась в своих слушателей, ей хотелось понять, как реагируют ученики на её рассказ, и стоит ли продолжать начатый диалог.
Ученики не сводили глаза от учителя рисования, им хотелось больше узнать о коллекции Павла Третьякова.
-После долгого размышления Павел Третьяков начинает строительство галереи, ему пришлось самому разрабатывать чертежи здания, он хотел, чтобы здание было вместительное и обязательно красивое. Он сам разработал чертежи для своей галереи, парадную лестницу, а когда была открыта художественная галерея, то он гордился своей галерей, - Полина Васильевна понимала, что ученики класса слушают её со вниманием и она поняла, что урок удался.
Ученики слушали рассказ учителя рисования, им хотелось больше узнать о художественной галерее, о русских художниках и они не заметили, как прозвенел звонок на перемену, но класс продолжал сидеть на местах и ждал продолжение урока.
- Вам понравился урок,- спросила учеников Полина Васильевна.
- Да,- ответил класс.
-Вам раньше учитель в начальных классах рассказывал на уроках рисования о русских художниках?- спросила учительница.
- Нет! - ответил класс.
- Хорошо, мы свами продолжим знакомиться с русскими художниками,- после этих слов учительница взяла журнал и вышла из класса.
После этого урока в классе только и говорили о галереи Третьякова, всем хотелось посетить этот храм живописи.
После уроков Саша спустилась на первый этаж, там находилась небольшая школьная библиотека.
- У Вас есть в библиотеке почитать о галереи Третьякова, - смущаясь, спросила Саша библиотекаря.
- У нас очень мало такой литературы, если только есть небольшие издания о художниках,- тихо ответила Саше женщина.
Саша немного постояла около библиотекарши и попросила разрешить посмотреть на стеллажах книгу.
-Там на стеллажах есть одно место, может, что тебя заинтересует, - посоветовала библиотекарша.
После этих слов Саша зашла в помещение, где стояли стеллажи с книгами, внимательно осмотрела на стеллаже книги и остановилась на одной небольшой полке, где стояли небольшие брошюры. Первую книжку она встретила о русском художнике, Левитане.
Девочка поднесла эту книжечку библиотекарше, чтобы она записала её за Сашей.
Саше не терпелось быстрее ознакомиться с творчеством Левитана, девочка дома , вошла в свою комнату, села на стул и с интересом прочитывала страничку за страничкой небольшой книжонки.
Открылась дверь в её комнату вошёл Иван. Он внимательно посмотрел на Сашу.
- Что читаешь?- поинтересовался Иван.
- О художнике, Левитане,- произнесла Саша, показывая книгу Ивану.
- У нас на последнем уроке, был урок рисования, и Полина Васильевна много рассказала интересного, в Москве есть художественная галерея Третьякова,- объяснила Саша.
- Ребята собираются поехать в галерею, - тихо сказала Саша.
- Если едут, то и ты можешь поехать, - Иван сказал эти слова и вышел из комнаты.
Саша часто заходила в библиотеку, просматривая поступления книг о художниках, ей удавалось найти новые книги, она прочитывала книгу за книгой.
В начале апреля Иван пришёл домой очень в хорошем настроении.
- А когда мы поедим в галерею Третьякова? - спросил Иван Сашу.
Саша после этих слов оживилась, она подошла к Ивану.
- Мы можем поехать в галерею? - продолжала Саша.
-Можно ли с нами поедет одноклассница Люба?- тихо спросила девочка.
- Можно, хоть все, - произнес Иван.
- Эту субботу мы сможем поехать ?- спросила Саша Ивана.
В субботу, на автобусной остановке Сашу и Ивана ждала одноклассница Люба.
К галерее приехали задолго до открытия, на улице было прохладно ждать, решили зайти в подъезд жилого дома, девочки были одеты в пальто, а Иван был одет в свитер и пиджак.
Девочкам быстрее хотелось попасть в художественную галерею.
- Пора идти галерею,- посмотрев на часы, произнес Иван.
Девочки оживились, они почти бежали к зданию галереи.
На первом этаже находилась гардеробная, девочки сняли пальто, женщина гардеробной взяла их, и повесила на вешалку, отдав девочкам номера.
Иван стоял около парадной лестницы, ожидая девочек. Саша подошла к Ивану.
- Вот эта знаменитая парадная лестница Павла Третьякова, - тихо произнесла Саша.
- Эту лестницу построили по чертежам самого Павла Третьякова, он разработал чертеж с размерами ступеней, - продолжала Саша.
Саша наступила на первую ступень и остановилась.
- Там, по обеим сторонам должны висеть художественные полотна картин, - сказала Саша Ивану.
- Ты раньше здесь была? - тихо спросил Иван.
- Нет, здесь я в первый раз,- ответила Саша.
Саша поднималась по лестнице со ступени на ступень, ей казалось, что лестница с каждым шагом становилась шире, стены раздвигались. Она продолжала, просматривать полотна картин разных художников.
Саша не заметила, что оказалась на лестничной площадке второго этажа. Она сделала один шаг и перед собой увидела из серого мрамора стену, она повернула голову, посмотрев вниз, и её одолел страх, ей казалось, что кто- то её хочет сбросить с этой лестницы. Это состояние девочки заметил Иван.
- Не бойся, ты не упадёшь,- тихо произнес Иван.
Саша некоторое время находилась в испуге, она одной рукой держалась за стену, а сама тихонько продвигалась к дверному проему.
Девочка вбежала в выставочный зал.
Иван пытался у служащих узнать падал ли с этой лестницы кто либо.
Около дверного проема, в зале висела картина П. Федотова – “Сватовство майора”. Саша остановилась около этого произведения. К девочке подошёл Иван.
- Да это Федотов, царской армии офицер, он во время отдыха от походов писал картины,возможно он на этой картине изобразил себя, вот видешь стоит офицер,- Саша рассказала Ивану.
- Ты про этого художника читала?- спросил Иван Сашу.
- А почему такое полотно? - продолжал спрашивать Иван Сашу.
-Возможно, реставраторы не подобрали состав красок, и бояться испортить полотно и погубить, - размышляла вслух Саша.
После просмотра этой картины Саша повернулась и на противоположной стороне увидела большое полотно картины, на полотне картины преобладали темные краски, в основном зеленые.
Девочка подошла поближе к полотну картины, её заинтересовало рассмотреть, каким методом художник писал это полотно. Как только Саша приблизилась к полотну картины, то она своим обонянием услышала запах старого полотна картины, ей казалось, что такой запах ей настолько знаком, но где она могла слышать, раньше не знала. Там где она жила в рабочем поселке было невозможно увидеть полотен картин.
Саша наклонилась к картине, чтобы посмотреть дату изображения этой картины поняла, что эта картина была действительно давно написана художником. После этого она подошла к другому полотну картины и то же почувствовала такой запах, запах старого полотна.
- Такие полотна картин смотрят на расстоянии,- увидев, как Саша стоит около картины, Иван посоветовал.
Девочка посмотрела на Ивана, но рассказать своё чувство не смогла.
Саша прошла дальше, на стене висело полотно картины, полотно картины была выполнена в ярких красках, но в этот раз девочка почувствовала нежный аромат художественных красок, её этот аромат заинтересовал, она стала сравнивать с тем запахом старого полотна картины. Саша ещё раз подошла к полотну картины, у которой Саша почувствовала запах старого полотна картины.
Стоя напротив старого полотна картины у Саши заныло сердце, она чувствовала, как сжимаются у неё виски. После просмотра старого полотна картины, она подошла к полотну картины, которое привлекло её внимание нежным ароматом художественных красок, Сашу заинтересовало и ей хотелось на это явление найти ответ. А ответ висел на стене около полотна картины. Там реставраторы просили посетителей быть аккуратными, ведь полотно картины была недавно реставрировано.
Войдя в соседний зал, Иван и Саша остановились от увиденного. На стене висело огромное полотно картины Виктора Васнецова “ Богатыри “.
- Виктор Васнецов “ Богатыри “,- прокомментировала Саша.
Иван подошёл к картине и ознакомился с названием и с автором картины.
Сашу поразило величие этого полотна картины, оно висело во всю стену зала, полотно картины своим размером подчёркивало о величии России, о величии русского народа.
- Как думаешь, сколько он работал над полотном картины?- спросил Иван Сашу.
- Полотно картины огромное, возможно больше года,- задумавшись, ответила девочка.
В другом зале Сашу ждал барский подарок. Саша вошла в соседний зал и обмерла.
- Ой,- произнесла девочка.
- Что случилось?- поинтересовался Иван.
- Да, здесь весь зал посвящён Илье Репину,- восторгом произнесла Саша.
- Я читала книгу о Илье Репине, которую дал на время дядя Леонид, мамин брат,- робко произнесла Саша.
Она ходила по залу, рассматривая каждое полотно картины, ей казалось, что она заново перелистывает ту книгу, страницу за страницей. Иван увидев, что Саша так внимательно рассматривает полотна картин, решил не тревожить девочку.
Он вышел в соседний зал.
В соседнем зале висело полотно картины Валентина Серова “Девочка с персиками “.
- Да, это портрет дочери Мамонтова, - увидев эту картину, прокомментировав Саша Ивану.
Иван недоверчиво посмотрел на Сашу.
- Но название полотна картины “ Девочка с персиками “,- возразил Иван.
- Это всё так, но Серов писал это полотно картины, портрет, вот именно с дочери Мамонтова, художник любил бывать у Мамонтовых,- пояснила Саша.
- А с персиками там своя история,- продолжала Саша.
- Это полотно картины Валентин Серов показал Илье Репину, Илье Репину этот портрет понравился, но Репин после просмотра внес в полотно картины небольшое изменение, как писал автор книги, что Репин написал персик, и Серову пришлось дополнительно прописывать остальные персики,- ответив Ивану, Саша перешла в соседний зал.
После просмотра полотна картины Валентина Серова Иван вышел в соседний зал.
В соседнем зале Саша увидела как Иван, крутился около полотна одной картины.
- Не могу понять, что здесь изображено?- обращаясь к Саше, произнес Иван.
- Да это полотно картины, солнечного мальчика - Ивана Айвазовского,- улыбаясь, ответила Саша.
- Это полотно картины с названием “Среди волн “. Иван Айвазовский писал почти все полотна картин о море.Он был признан великим русским художником ,который в своих полотнах воспевал море.
Он с малых лет жил на берегу моря. Все дни он проводил там ,мальчик бегал босяком по желтому песку. Каждый раз рисовал картинки на песке, но очередная волна все его изображения смывала, это заметили его родители и решили, что мальчику лучше рисовать на бумаге, через некоторое время у него были краски и бумага,- закончив свой рассказ Саша, повернулась к Ивану.
В этом зале висели ещё несколько полотен картин этого художника.
Там этом зале висели пейзажи разных художников, подходя к полотнам картин, Иван расспрашивал Сашу, кто мог написать этот пейзаж. Саша без ошибок называла автора,
- Разве можно пейзаж Ивана Шишкина сравнить с другим пейзажем другого художника, - отвечала девочка.
-Иван Шишкин в пейзаже основной король и ему, думаю, нет равных художников, - продолжала Саша.
- Но на одной картине И. Шишкина, Илья Репин оставил свой росчерк,- улыбаясь, пояснила девочка.
Осмотрев основные полотна картин, вся компания опустилась на первый этаж галереи. На первом этаже висели полотна картин советских художников. Сашу эти полотна картин, которые висели на стенах, не заинтересовали.
Почти около выхода из зала Саша увидела два полотна картины, девочка хотела понять, что хотел художник этими полотнами картин сказать .
- Это Врубель, не могу я его понять,- с обидой произнесла Саша.
- Да, это Врубель и какая Вам картина нравиться?- спросил Иван девочек.
- Мне ближе картина “Царевна-Лебедь “,- ответила Саша.
- Ну, с тобой всё понятно,- с улыбкой произнес Иван.
-А сколько сейчас время?- забеспокоилась Саша.
- Ну, конечно, ведь мы каждую картину просмотрели, а время сейчас шестнадцать тридцать, - показывая на часы, произнес Иван.
- Да ведь нужно ещё добираться домой,- продолжала Саша.
Девочки быстро оделись, очереди в гардеробную не было, и на вешалке висели только их одежда.
Все торопились на электричку, ведь им ехать в свой город полтора часа от Москвы, только вся компания прибежала на платформу, то все обрадовались, их ждала нужная электричка, девочки очень обрадовались, им повезло. Для Саше этот день поистине оказался счастливым, барским подарком.
Свидетельство о публикации №216101900423