Былинные скоморошины

Интересно заглянуть о чем пелось в старину и как порой заглядывают авторы в будущее

Одна из лучших былинных песенных скоморошин 18-го века.
Автор-певец  Кирша Данилов

АГА ФОН УШКА

А и на Дону, Дону, в избе на дому
На крутых берегах, на печи на дровах,
Высока ли, высота потолочная,
Глубока глубота подпопольная,
А и широко раздолье – перед печью шесток,
Чистое поле – на подлавечье,
А и синее море – в лохани вода,
А у белого города, у жорнова,
А была стрельба веретенная,
А и пушки мушкеты горшечныя,
Знамена поставлены помельныя,
Востры сабли – кокошники,
А и тяжкие палицы – шемшуры,
А и те шемшуры были тюменских баб,
А и билася дралася свекры с бабою,
Приступая ко городу ко жорнову,
О том пироге и яшном мушнике,
А и билися-дралися день до вечеру,
Убили они курицу пропашную,
А на ту-та на драку – великой бой
Выбежал сильный могуч богатырь,
Молодой Агофонушка Никитин сын,
А и шуба на нем была свиных хвостов,
Болестью опушена, комухой подложена,
Чирьи вереды – то пуговки,
Сливные коросты – то петельки,
А втапоры старик на палатях лежал,
Силу ту смечал, во штаны наср..,
А старая баба умом молода,
Села на х.., сама песни поет,
А слепые бегут, спинаечи гледят,
Безголовые бегут, оне песни поют,
Бездырые бегут – попердехивают,
Безносые бегут – понюхивают,
Безрукой втапары клеть покрал,
А нагому безрукая за пазуху наклал,
Безъязыково, тово на пытку ведут;
А повешены – слушают,
А и резонай – тот в лес убежал,
На ту же на драку – великий бой,
Выбегали тут три могуч богатыри:
А у первова могучева  богатыря
Блинами голова испроломана,
А у другова могучева богатыря,
Соломой ноги изломаны,
У третьева могучего богатыря,
Кишкою ….. пропороно.
В тоже время и в тот же час
На море, братцы, овин горит
С репою, со печенкою,
А и среди синя моря Хвалынского
Вырастал ли тут крековистый дуб,
А на том, на сыром дубу крековистом
А и сивая свинья на дубу гнездо свила,
На дубу гнездо свила,
И детей она свила – сивеньких поросяточок,
Поросяточок полосатеньких,
По дубу оне все разбегалися,
А и в воду оне гледят – притонути хотят,
В поле гледят – убежати хотят,
А и по чисту поле карабли бегут,
А и серай волк на карме стоит,
А красна лисица потакивает:
 –   Хоть вправо держи, хоть влево, а потом куда хошь… –
Оне на небо гледят, улетети хотят, –
Высока ли там кобыла в шебуре летит.
А и черт ли видал, что медведь летал,
Бурую корову в когтях носил,
В ступе-де курица объегнилася,
Под шестком-та корова яицо снесла,
В осеку овца отелилася.
А и то старина, то деянье...


Примечание:

Места не полных слов, обозначенные точками, указывают на то, что Кирша Данилов, увлеченный вдохновенным пением из старины, терял совершенно уважение к стыдливости современников не несовременников!
Там, где точки -
 сплошной. древнерусский язык ().

Шемшура – женская шапочка на голове под платком.

Шебура – домотканая грубая ткань

Осек – участок земли, огороженный поваленными деревьями с несрубленными сучьями

Хвалынское море, старорусское название Каспиского ныне


Рецензии
По просьбе за Ершова, университет, скажем так, имперская наука рассылала в губернии запрос, чтобы по деревням собирать тамошний фольклор той местности.
Форма складушек распевных со времени Екатерины 2, она любила слушать Ивана Баркова. Распространилось по регионам, региональные поэмы, баллады... Эта уральская авторская, правильно, как позже Высоцкий или пример. Когда автора писали одного, но в каждом городе добавляли куплет, пример "Зиганшин - буги..." с 1960 г.
Как правило, в каждом городе были умельцы, Кирша случайно нашли, сколько утеряно регионального фольклора.
Коллективное авторство матерного, а писали, что Пушкина, тот же Вяземский "Тени Баркова" подсунул... Пока на стадии исследований.

Владимир Конюков   23.09.2022 22:11     Заявить о нарушении
Томик Баркова под подушкой отмечен Пушкиным в Евгений Онегин. Хотя как знать: на китайском *** хуй означает довольно веские доказательства, что наш язык русский гуляет по планете (Влалимир Высоцкий это отметил), а на арабском: **** и другие слова, якобы матерные, но дружелюьные. Екатерина хотела познать почему на шеломе Иванп Грозного появилась арабская вязь. Тут ничего секретного нет. 9-10 век вся зарыта в тьму, 11-12 ый проявляются проблески (Данте, художники которых нельзя скрыть, потом эпоха Возрождения, эпоха Просвещения и тд. А куда идёте вы офицеры России я пока не вижу,)))

Анатолий Святов   23.09.2022 22:56   Заявить о нарушении
Что интересно даже здесь запикали арабские и китайские слова на расском языке и довольно дружелюбные в переводе,

Анатолий Святов   23.09.2022 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.