геологические маршруты

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ  МАРШРУТЫ


Много лет назад, когда мне было семнадцать, работал я в геологической партии маршрутным рабочим. Был у меня и опекун – старший геолог Тайдонской партии Виктор Иванович Глотов. Он часто  брал меня с собой в сложные геологические маршруты. Геологическая партия у нас была поисково – съёмочная. Потому что мы не только занимались поиском полезных ископаемых, но и съёмкой местности, которую наносили потом на карту. А изучали мы горы Кузнецкого Алатау. Дикая природа этих сибирских гор была удивительна в своей красоте и запомнилась мне на долгие годы. На всю жизнь остались в памяти встречи с этой тайгой. Встречи с ягодными и цветочными полянами, с редкими растениями, даже с отдельными удивительными деревьями. Ах, какие там места! Какой ароматный воздух! Прозрачные и холодные воды местных рыбных речек! Особенно запомнились мне встречи с разными зверями и птицами в этих местах.
Шли мы однажды маршрутом с моим геологом Виктором Ивановичем, и зашли на небольшую седловину среди гор, густо заросшую разнотравьем и густым кустарником. Посередине этой седловины стояла невысокая и широкая скала, напоминающая удобное кресло. Я тут же забрался на неё и очень удобно устроился на этой скале. И пока Виктор Иванович описывал пройденный маршрут и скальные обнажения, которые попадались нам на пути, а так же взятые там образцы разных пород, я внимательно оглядывал местность. Метрах в десяти – пятнадцати от нас я увидел хороший крупный камень, вернее обломок скалы, который, по видимому, давно когда – то откололся от своей основы, и от безделья, стал бросать мелкими камушками в него, надеясь попасть. Камушки брал тут – же не глядя, где сидел на своём каменном кресле. В очередной раз, взяв хороший камушек в руку, я уже было замахнулся, чтобы его кинуть в этот обломок, но вдруг увидел стоящего на нём на задних лапках бурундука. Бурундук стоял неподвижно и внимательно смотрел на меня. И наши глаза встретились. Я ничего не почувствовал, ничего особенного. Только любопытство. Откуда он взялся, этот бурундук? И я машинально посмотрел на камушек, который держал в руке. Это был удивительно красивый камень, с какой – то сине – зелёной переливающейся окраской. Я показал его Виктору Ивановичу. И он воскликнул:
«Боже мой! Ты где его взял! Это же малахит!».
«Да здесь же, где и сижу».
 Мы облазили всю скалу, на которой я сидел и даже вокруг скалы, но ничего похожего на этот камушек не нашли. И бурундук куда – то исчез. На следующий день мы вернулись на этот маршрут. Но опять ничего не нашли. Мистика, да и только. Описал Виктор Иванович это место в своей тетради и на этом мы закончили свои поиски. А у меня закрались сомнения: а не бурундучок – ли мне наколдовал? Ведь, появился – же он откуда – то и исчез куда – то неожиданно. Не иначе это место колдовское.
В следующий раз, проходили мы другим маршрутом и увидели огромную длинную гору с прямоугольной вершиной. Взобрались на неё и удивились ещё больше. Вершина была действительно прямоугольной, ну прямо, как чемодан. На карте этой горы не было. И мы нанесли её на карту и назвали чемоданом.
Гора  «ЧЕМОДАН!» Звучит? Ещё как.  Изумительной красоты была гора. Вершина этой горы была вся заросшая мхом! И мы шли по этой вершине, как по подушкам! Прелесть!
Следующий наш маршрут был куда более сложный, чем прочие маршруты. Нам предстояло изучить огромную гору, на вершине которой было множество скал или как их называли геологи: скальные обнажения. Скалы покрывали почти половину высокой и длинной горы и уходили  на соседнюю гору. Там было множество огромных скал разной величины. И высокие, как небоскрёбы, и просто высокие и меньшей величины. Проходы между скал были как триумфальные арки, и мы гордо проходили под ними. Там были и каменные реки, так называемые «курумники», состоящие из обломков скал. Ранее мы проходили по этой горе с геофизиками, так как эта гора излучала небольшую дозу радиации. Геофизики своими приборами снимали показания этой радиации и записывали в свои журналы. Но нам предстояло не просто изучить эти скальные обнажения, но и взять образцы. Эту сложную и необыкновенную  гору Виктор Иванович Глотов, начальник нашего отряда, решил обследовать сам. И в такой тяжёлый  маршрут, как всегда он это делал, взял меня, как поискового рабочего. Работа была обыкновенной. Мы шли между скал, обходили их, проходили между ними, изучали, записывали показания в тетради, брали образцы. Маршрут был действительно тяжёлый: нам приходилось пробираться между узкими проходами, в некоторых местах даже ползком, а некоторые скалы мы проходили через их вершины, и сползали потом по этой крутизне вниз, иногда даже кубарем. Мы проходили через каменные реки, то есть «курумники», иногда попадались плавающие «курумники» - это когда на них ступаешь ногой, то каменная река плывёт под тобой, и ты вместе с камнями уходишь вниз. Но, слава Богу, у нас всё было нормально и никаких приключений с нами не произошло.
Но когда проходили развилку между двумя скальными горами, мы увидели небольшое круглое озеро, расположившееся между двумя грядами скал. Спустившись к нему поближе, мы увидели, что озеро было с чистой водой голубовато – зелёного цвета. Но от скал, окружавших озеро, падала какая – то зловещая тёмная тень, и нагоняла на нас невыразимую тоску, и не тоску даже, а какой – то страх. Непонятный и ужасный страх.
Берега озера были все в мелких и острых камнях. Это были, по видимому, обломки когда то давным – давно расколовшейся скалы. Вокруг была невыносимая жара. Даже воздух раскалился от этого зноя. Солнце жарило нас беспредельно.  Мы были мокрые от пота и нас, к тому же ещё, донимала мошкара. Вода в озере была прохладная, чистая и я, забыв обо всех страхах, решил искупаться. Освежится немного, так сказать.
«Ты недолго – сказал Виктор Иванович – нам ещё работы много». Раздевшись, я осторожно прошёл босиком по острым камням и с размаху нырнул в эту прохладную голубизну и, крякая от удовольствия, доплыл до середины озера. Решив исследовать дно, я нырнул с головой, сверкнув пятками. Озеро было неглубокое, и вскоре я увидел дно. Такое же каменистое, как и берега. Но на дне озера я увидел нечто! Это было похожее на водоросли. Но эта водоросль росла ровным кругом, диаметром, примерно, метра полтора – два. Цвет у этой водоросли был не зелёный, как у всех, а тёмно – серый, почти чёрный. Листья, если их можно так назвать, были длинные, широкие и чёрного цвета. И когда я подплыл поближе, чтобы рассмотреть это нечто, то все листья этой водоросли, как щупальца, всем кругом потянулись в мою сторону. Меня обуял дикий страх. И я как пробка выскочил из воды и быстро торпедой поплыл к берегу. Не чувствуя острых камней босыми ногами, добежал до своей одежды и плюхнулся рядом с Виктором Ивановичем.
«Ты чего! – удивился Виктор Иванович.
«Да там – говорю – на дне что – то непонятное, страшное. Ерунда, какая – то».
«Что там может быть?».
«Водоросли – говорю – чёрные».
«Чёрных водорослей не бывает. Одевайся быстрей, нам до вечера надо успеть пройти свой маршрут и вернутся на базу».
«Да там действительно что – то есть!».
«Да верю, верю! Пошли, потом разберёмся. Мало – ли что может показаться со страху».
И мы закончили разговор на эту тему. И больше к нему не возвращались. А я на долгие годы запомнил это озеро и эту историю с водорослями. А действительно, что же это такое там было? Что – то страшное, непонятное и необъяснимое.


Рецензии